Цели:
- способствовать формированию у детей понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами;
- дать представление о развитии кариеса как заболевания зубов в результате неправильного ухода;
- показать учащимся правильные движения зубной щёткой;
- сформировать представление о кариесогенной диете и поведении, позволяющем уменьшить вредное действие углеводов на зубы;
- помочь детям прийти к пониманию необходимости регулярных посещений стоматолога.
Действующие лица:
- Айболит;
- мальчик Ваня;
- бабушка;
- Тётушка Зубная Боль;
- фея Сна;
- Мышка;
- девочка;
- Кариес;
- Микробы;
- Щётка;
- овощи
Картина 1.
Выходит Айболит (держит в руках зубную щётку и пасту)
Айболит:
Я – тот самый Айболит,
Что всех излечит, исцелит.
Даст вам правильный совет:
Дружи с щёткой, дружи с пастой,
Будут зубы все прекрасны.
Но лень бывает иногда со щёткой подружиться,
И тогда … Зубная Боль тут же к вам примчится.
Появляется бабушка.
Бабушка:
Здравствуй люд – честные дети,
Рассказать пришла вам сказку,
Нет не сказку, а наказку -
Она даже и не ложь,
В ней ты истину найдёшь.
На сцене бабушка и внук Ваня. Ваня готовится ко сну.
Бабушка: Внучек, ты почистил зубы перед сном?
Ваня: Нет, бабушка, не хочется. Устал я, спать хочу. Да и не обязательно это делать каждый день.
Бабушка: Если ты не будешь чистить зубы, ты будешь очень грустным человеком!
Протягивает ему пасту и щётку. Внук берёт, кладёт на тумбочку и ложится спать. Бабушка подходит, укрывает его. Смотрит – щётка сухая.
Бабушка: Ну что ты будешь делать с этим мальчишкой. Как приучить его заботиться о зубах?
Появляется Фея Сна, поёт (мотив песни Черепахи Тортиллы из к/ф “Золотой ключик”)
Фея Сна:
Любят все без исключенья
Славный остров Гдетотам -
Тут за нами приключения
Так и ходят по пятам.
Потому и называется
Этот остров Гдетотам,
Потому что тут сбывается
Всё, что только снится нам.
Картина 2
На сцене город. По улице идут грустные люди. Они переговариваются грустно. У кого-то перевязана щека. У них болят зубы.
- Доброе утро, - грустно говорили одни.
- Доброе утро, - грустно говорили другие.
- Поздравляю вас с днём рождения.
- Большое спасибо, – печальный ответ.
Грустный скрипач играет грустную песню. Появляется маленькая девочка.
Ваня обращается к девочке удивленно: Почему вы все такие грустные?
Девочка прикрывая рот рукой:
Я скажу тебе, слегка
Запашок есть изо рта,
Зубы блеск уж потеряли,
Стали желтые совсем.
Ваня: Вот чудаки!
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно щётку и пасту взять.
Девочка: Зубную щётку? Что это такое? В первый раз слышу. Мы, жители этого города никогда не видели её.
Ваня: Сейчас объясню. Зубная щётка – это …
Из-за домов выбегают микробы (три человека) под музыку…
Микробы по очереди, по предложению (три человека):
- Здравствуй, Ваня! Ты в нашем городе новенький, но ты нам нравишься.
- Ты ведь не любишь чистить зубы?
Ваня: нет
- Тебя ждёт наша тётушка. Она очень рада будет тебя видеть.
Выходит Тётушка – Зубная Боль. Микробы около неё. Тётушка обращается к Ване.
Тётушка: Добрый день! Я - Боль Зубная.
Я хочу с тобой дружить.
Проходи скорее в дом,
Я побалую чайком,
Угощайся!
Здесь тебе и шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Погрызи орешки.
После чая – лимонад выпей ты без спешки.
А теперь ложись-ка спать,
Ты устал с дороги.
Тётушка – Зубная Боль поёт
Чистоту я не терплю,
Ненавижу пасту, щётки.
Я, дружок, боюсь щекотки,
Я микробиков люблю.
Ну-ка, славные ребята,
Изо всех углов ползите,
Зубную боль вы сотворите.
Она колдует
Пусть у него как следует разболятся зубы. Он меня ещё попомнит. Когда у человека болят зубы, ему не до радостей. Я Тётка- Зубная Боль. Я сильнее всего на свете.
Микробы в это время кружат возле Вани. Микробы поют песню и танцуют. (Мотив песни “Остров невезения”)
Микробы:
Зубки, зубки, зубки,
Как мы любим вас!
Если вас не чистили-
Это просто класс!
Если вас не чистили-
Это просто класс.
Зубки, зубки, зубки,
Как мы любим вас!Любим жить мы в ротиках,
Где для нас всегда
Меж зубов осталася
Вкусная еда.
Меж зубов осталася
Вкусная еда.
Любим жить мы в ротиках,
Где для нас еда.Тут мы размножаемся,
Здесь нам хорошо.
И в зубе появляется
Черное дупло.
И в зубе появляется
Черное дупло.
Тут мы размножаемся,
Здесь нам хорошо.
Танец микробов с зубками. Тётушка и микробы уходят.
Картина 3.
Вбегает мышка и ищет кушать, танцует. Ваня ворочается во сне, стонет от зубной боли. Просыпается. Мышка видит Ваню.
Мышь:
И почему ж ты плачешь, малыш?
Ты полон сил, ты так хорош
Ты в самом цвете лет!
Ваня:
Увы! Мне белый свет не мил!
Иногда бывает лень
Чистить зубы каждый день.
Зуб такого не прощает
Болеть ужасно начинает.
Да ещё в нём как назло
Появилось дупло.
Мышь: Значит и тебе она навредила?
Ваня: Кто она?
Мышь: Тётушка.
Ваня: Нет, она хорошая. Она такая гостеприимная. Угостила меня сладостями, напоила чаем, лимонадом.
Мышь: Угощала! Добрая! А знаешь как её зовут?
Ваня: Нет.
Мышь: Тётушка – Зубная Боль. Она специально тебя угощала тем, что вредно для зубов. Днём она добрая, а ночью послала к тебе микробов. Ты видел, какие грустные люди в городе? Это всё она, Тётушка. Мне так хочется тебе помочь, мой друг.
Ваня: Мне нужна зубная щётка.
Мышь: А что это такое?
Ваня: Это просто палочка, а на ней щетинки.
Мышь: Я что-то такое видела похожее. Её прячет Зубная Боль. Я постараюсь тебе её принести.
Мышь убегает.
Ваня: А я попробую её здесь задержать.
Ваня мучается с зубной болью. Выходит тётушка – Зубная Боль.
Тётушка: Мой мальчик, Ваня! Что случилось?
Ваня: Зуб болит. Может чем вы поможете?
Тётушка улыбается, потирает руки.
Тётушка:
Я – Боль Зубная.
Быть с тобой хочу всегда,
Я подружка же твоя.
Вбегает мышь со щёткой и девочка.
Девочка:
Уходи сейчас же прочь!
Ты сама? Или помочь?
Тётушка:
Ну, смотри-ка, напугали!
А вы слуг моих видали?
Микробы грозно наступают, поют песню (мотив “Бяки-буки”). С микробами – Кариес.
Кариес:
Зуб теперь ты не спасёшь,
Зуб ты потеряешь.
Ты – лентяй, и этим самым
Ты микробам помогаешь.
Ха - ха - ха!
Ваня: Вот – видели! Щётка зубная. Сейчас я почищу зубы, и вы все погибните.
Тётушка как-бы падает в обморок.
Кариес: Не печалься госпожа. У него уже есть дупло. И щётка ему не поможет.
Ваня подходит к девочке и мышке.
Ваня:
Чтобы силу уравнять,
Надо доктора позвать.
А для этого без спора
Нам сказать всем нужно хором:
Доктор, доктор к нам приди,
Нам с друзьями помоги.
Появляется Доктор с чемоданчиком. Микробы и Зубная Боль убегают.
Доктор:
С вами быть хочу всегда.
Я пришёл вас научить,
Как ваши зубы сохранить,
Лень не может быть подругой,
И она в недобрый час
Принесёт вам вред, болезни
Но я дам совет полезный:
Мой совет совсем несложный -
С ленью будьте осторожны.
Выходят грустные зубки. К ним подбегают Мышка и Девочка со щётками. Они танцем изображают чистку зубов (“Макарена”). В это время…
Щётка:
Поспеши себя избавить
От налёта на зубах.
Это так легко исправить,
Если щётка есть в руках.
Три минуты ровным счётом
Чисти сверху и с боков.
Эй, давай, не зевай,
О зубах не забывай,
Сверху – вниз, сверху – вниз,
Чистить зубы не ленись.
Картина 4.
Ваня просыпается дома. Сразу начинает чистить зубы. Входит бабушка и удивляется…
Бабушка: Ванечка, я тебя не узнаю. Ты чистишь зубы?! Какой молодец!
Ваня: Я теперь всегда буду чистить зубы. И у меня теперь есть хороший друг.
Выходит Доктор, с ним овощи и фрукты.
Доктор:
Как поел – почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам- овощи и фрукты,
Очень важные продукты.
Лук:
Лук зелёный – объеденье!
Ешьте, дети, лук.
Он полезен людям
От семи недуг.
Морковь:
Я морковочка – подружка,
Дорога и люба,
Ешьте, дети, все морковь,
Укрепляйте зубы.
Помидор:
А я – томат.
Ешьте, дети, помидоры,
Пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.
Яблоко: Я – яблочко спелое, наливное.
Груша: Я – груша, яблоку подружка.
Яблоко и груша:
Мы с витаминами дружные,
Для дёсен полезные.
Доктор:
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!