Цели:
- Познавательные: познакомить учащихся с основными признаками сложного предложения (интонационной целостностью, наличие более одной грамматической основы); научить приему распознавания сложного предложения (нахождение грамматических его основ) и пунктуационному оформлению на письме; познакомить обучающихся видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.
- Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы детей; развивать речевую и коммуникативную активность ребят; формировать и развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассмотренную проблему; учить слушать других учеников, оценивать правильность их ответов.
- Воспитывающие: воспитывать у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению; способствовать воспитанию личности сложной, многогранной, креативной; приучать детей работать как коллективно, так и в малых группах; учить обучающихся взаимодействовать в группе, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом, воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран для презентации Microsoft Power Point
- карточки с заданиями,
- музыкальное оформление,
- сказочный герой “Колобок”,
- игрушечный паровоз,
- кружки трех цветов (зеленые, красные, желтые), звезды в качестве поощрения ,
- листы бумаги и фломастеры для составления кластеров (выделение смысловых единиц и графическое оформление в определенном порядке в виде схемы).
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит музыка на песню “ Голубой вагон”. Дети входят в класс и рассаживаются согласно выбранным билетам (кружки трех цветов) по 3 группам. На каждом столе стоит макет цветного вагона.
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране “Синтаксис”. “Синтаксис”– одна из самых красивых и богатых стран в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. И отправимся в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой “Колобок”.
Раздается гудок. Звучит музыка.
– Прошу Вас занять свои места! В добрый путь, ребята! (Слайд 3, см. Приложение)
– Колобок меня спрашивает: “А что это за страна под названием “Синтаксис”?
Ответ учащихся:
– Синтаксис (греч. “составление”)– раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
– А с какой страной он тесно связан?
Ответ учащихся:
– С Пунктуацией.
– Что изучает пунктуация?
(Пунктуация (от лат. пунктум – “точка”) – собрание правил постановки знаков препинания.)
– Что такое простое предложение?
(Дети перечисляют признаки простого предложения).
III. Изложение нового материала
– Итак, перед нами город “Сложное предложение”. (слайд 4)
– Какие задачи мы должны решить, исходя из названия города?
Ответы учащихся.
Задачи:
- Из чего состоит сложное предложение? Чем отличается от простого предложения?
- Как соединены между собой части сложного предложения?
- Чем разделяются?
- Какие бывают сложные предложения?
Появляется запись на доске:
- Признаки сложного предложения.
- Средства связи.
- Знаки препинания.
- Виды сложного предложения.
(Слайд 5)
– Решить сегодня все задачи мы не сможем, так как город очень велик, и на каждую задачу нужно определенное время. Попробуем ответить на несколько вопросов. Но главное, что должно нам помочь в решении вопроса, что такое “сложное предложение”? – это ваша творческая работа, ваше умение теоретически осмысливать и обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
– Чтобы легко было путешествовать по городу, нам нужно попытаться ответить на вопрос:
“Чем же сложное предложение отличается от простого”? Чтобы ответить на вопрос Колобок предлагает нам понаблюдать над предложениями, появившимися на нашем пути.
А) Наблюдение над предложениями. (слайд 6)
Задание: Сопоставьте два предложения. Подчеркните предикативные основы в обоих предложениях. Начертить их схемы. Объяснить постановку знаков препинания; дать характеристики предложениям.
- Снег на улицах лежит плотным ковром.
- По оби стороны улицы зажигались фонари, и в окнах домов показались огни.
У доски поочереди работают 2 ученика (индивидуальный опрос):
1-е предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, распр., двусоставное, грамматическая основа – снег лежит.
Схема: [ – = ] .
2-е предложение имеет 2 грам.основы, значит 2 простых предложения, т.е. 1– ое простое, 2-ое простое.
1-е предложение – повест., распр., полное
2-е предложение -простое, повест,. распр.
Схема: [ – = ] , и [ – = ] .
Б) Делаем вывод. (работа в группах).
Ответы учащихся:
– В первом предложение – одна грамматическая основа. Это простое предложение; во 2-м – две грамматические основы, два простых предложения, их соединили вместе, сложили.
Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамматических основ.
-Ответили ли мы на первый вопрос “Колобка”? (Да.)
Физкультминутка
Утром детки потянулись,
Дружно встали, повернулись.
Поглядели влево, вправо:
День пройдёт у нас на славу.
А теперь размяли ножки,
Посмотрели все в окошко,
И друг другу улыбнулись,
На свои места вернулись.
В) Групповая работа по карточкам.
– Вам Колобок предложил карточки. (слайд 8)
– Вы должны выбрать из них:
1, 2 группы – только простые предложения, записать по одному в тетрадь, доказать, что они простые;
3, 4 группы – только сложные предложения, доказать, что они сложные.
От группы выступают по одному ученику (2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку в группе.
Карточка
|
Г) Работа по учебнику (упр.367 “Просвещение”. Упр.402 “Дрофа”
Запись на доске:
Хвост прикрыл, а глаза впились.
Он увидел, что глаза закрылись.
Раздался шорох, где лежали вещи.
Налаживает (песенку) синица, пустит (дробь) дятел.
– Чем отделяется одно предложение от другого? (Запятой).
– Что их соединяет в одно целое? (Союзом).
– Обведите союзы кружочком, чтобы легче было запомнить, что же соединяет простые предложения в сложное.
– Перечитайте последнее предложение. Чем соединяются простые предложения в состав сложного? При помощи чего? (Интонации.)
– Как можно назвать предложения, которые связываются при помощи союзов? (Союзные.)
– А при помощи интонации, без союзов? (Бессоюзные.)
– Так ли уж важна роль интонации? (Проблемный вопрос.)
Задание: расставить знаки препинания в стихотворной шутке, отделив одно предложение от другого, записать в тетрадь. (слайд 9)
Кисель там варят из резины
галоши делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубашки из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют
– Чему помогает интонация, для чего она служит?
(Определяет границы предложений, помогает отделить одно предложение от другого.)
Д) работа в группах.
Задание:
- 1–3 группы – записывает два предложения с союзной связью;
- 2–4 группы – бессоюзная связь.
Объясняют свой выбор. (слайд 10)
Карточка 2
|
– Какую задачу мы помогли решить “Колобку”.
(Выяснили, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов – союзные предложения, при помощи интонации – бессоюзные предложения.)
V. Закрепление темы урока.
– Анализируя изученный на уроке материал сделать обобщение на тему “Сложное предложение”.
Работа в группах (5–6 человек) с использованием приёма кластера: в центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.
а) На доске записываются слова “Сложные предложения ”.
б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этими словами (3–5 минут).
в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на большом листе бумаги (ватмане).
г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.
На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему. (слайд 11).Например:
2). Выполнение творческого задания: написать “Синквейн”–- пятистишие, по содержанию изучаемой проблемы, который состоит из пяти строк: в каждой строке происходит добавление/убавление слова от 1 до5 или наоборот).
V. Подведение итогов
– Наше путешествие подходит к концу. Сдайте тетради. Победители волшебной игры получат приз от Колобка.
– А сейчас последняя игра “Закончи предложение”. (слайд 12).
- “Сегодня я узнал, что…”
- “Теперь я умею …”
- “Я знаю, что …”
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
1) Параграф № 44, упр. 370 ( – для всех).
2) Составить кроссворд по изучаемой теме ( – 2 уровень).
3) Составить предложения на все виды сложных предложений, дать им развернутую характеристику. ( – 3 уровень)