Урок русского языка в 4-м классе "Предложный падеж имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с признаками предложного падежа имен существительных

Задачи:

  • Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже;
  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, обогащать и активировать словарный запас;
  • Воспитывать любовь к природе; повторить правила поведения в общественных местах.

Оборудование: опорные таблицы падежей с вопросами и предлогами, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

Марш на месте не спеша
Как погода хороша!
Не боимся мы мороза
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам
Снега хватит вам и нам.

2. Сообщение темы и целей урока

(Слайд 1, см. Приложение)

– Повторить пройденные падежи, их вопросы и предлоги.
– Познакомиться с предложным падежом, его особенностями.

Запись числа и классной работы.

3. Актуализация знаний

1) Чистописание М М М м м м Ми Мя Мо ам им ям.

2) Тренировка памяти:

– Я продиктую три слова, а вы постарайтесь их запомнить и записать.

Зима, осина, береза
Шапка, пушистый, летит
Декабрь, мороз, коньки
Одежда, пальто, улица

3) Проверка

(Слайд 2)

– Назови только словарные слова.
– Какие слова мы можем проверить

4) Устно придумайте предложения с этими словами, используя как можно больше слов одновременно.

5) Синтаксический разбор предложения.

Запись: Пришла зима с морозами.

– Распространите предложения, придумав к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Пришла (холодная) зима с (трескучими) морозами.

– Найдите грамматическую основу предложения.

– Дайте характеристику предложения (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное)

6) Отгадай загадку:

Гость гостил
Мост мостил
Без топора
Без клиньев. (Мороз.)

– Подберите родственные слова с корнем мороз.

Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить.

– Разберите по составу слова заморозки, морозный.

– Я прочитаю предложение, а вы должны назвать слова, близкие по значению к слову мороз.

Синонимы:

  • Подула зима холодом, шлет мороз за морозом.
  • Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Антонимы: Противоположные слова: мороз– жара, зной.

– Когда так говорят: “Мороз по спине пробежал”.

– С морозами – делаем фонетический разбор.

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес?
Слева елка в сугробе стоит
Справа березка на нас глядит.
Мы шагаем, мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Дышим ровно глубоко…

7) Проверка усвоения изученных падежей

– Вы любите зимой играть, кататься, гулять… (Слайд 3)

Придумайте к глаголам существительные и поставьте к ним вопросы. Определи падеж существительного.

Гулять (?) по ___________ (Д.п.)
Играть (?) с ____________ (Т.п.)
Катать (?) у ____________ (Р.п.)
Лепить (?) _____________ (В.п.)

– О каком падеже мы не рассказывали? И.п.

– Расскажи об И.п.

4. Новая тема

(Слайд 4) – стихотворение

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне
Чтоб кататься при луне

Я мечтаю о сережках
Я мечтаю о сапожках
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже….
О Предложном падеже!

Задание: Найди существительные, которые стоят в П.п. Какие вам встретились предлоги?

– Расскажи о падеже по плану:

  1. Почему падеж получил такое название?
  2. Вопросы падежа.
  3. Слово-помощник (думаю, говорю)
  4. Предлоги (о, об, в, во, на, при)
  5. Первичное закрепление.

5. Работа по учебнику

Упр. № 145 (по вариантам, самостоятельно, с проверкой).

– Рассказ о падежах:

В каждом языке свое количество падежей. В английском – 2, в немецком – 4, в венгерском – 22. а в одном из кавказских языков – табасаранском насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.

6. Закрепление

(Загадки о елке и Снегурочке).

1) Просклоняйте слова:

  • 1 в. – елка.
  • 2 в.– снегурочка.

2) Диктант: Найди существительное и определи их падеж.

Солнце осветило поляну тусклым светом. Над поляной кружится хоровод снежинок. Елочки дремали. Снег осыпался с лохматых лап, а бездельник ветер сметал его с верхушек.

Проверка (Слайд 5)

3) Какой праздник приближается? (Новый год.)

Все вы пойдете на елку в школу, на работу к родителям. Вспомним правила поведения в общественных местах.

На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести,
В театре, в трамвае, в читальне, в кино,
Веди себя скромно, прилично, умно.

– Найди существительное в предложном падеже.

7. Обобщение

– О чем говорили на уроке?
– Что нового узнали?

8. Итог урока. Выставление оценок

9. Домашнее задание

Рисунок “Я мечтаю” (Слайд 5)

Придумай и напиши письмо Деду Морозу. Расскажи ему о своих мечтах. Для этого используй 10 слов в П.п. (можно больше). Если ты правильно составишь послание (письмо), то в новом году хотя бы одна твоя мечта наверняка сбудется!