Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю, воспитывать эстетические чувства.
  • Образовательная: закреплять полученные знания, учить читать целыми словами, интонацией передавать настроение стихотворения, расширять кругозор учащихся.
  • Развивающая: развивать эмоциональную сферу детей, развивать творческие способности.
  • Здоровьесберегающая: следить за утомляемостью детей, проводить оздоровительные минутки, следить за осанкой, за утомляемостью глаз.

Техническое оборудование: медиапроектор, компьютер, магнитофон, аудиокассета с записью русской народной песней "Во поле берёза стояла", слайды с иллюстрациями.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний учащихся.

Формы урока: Практическое занятие. Урок-игра.

Методы:

  • словесные - рассказ и беседа;
  • иллюстративный;
  • использование ТСО;
  • работа с книгой;
  • проблемный;
  • игровой;

Ход урока

Слайд 1 (приложение 1)

I. Организационный момент.

Динь, динь, динь
Звенит звонок -
Начинается урок!
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Вы проверьте-ка,
Ребятки!
Тихо сядем и молчок,
Начинаем мы урок!

II. Речевая разминка.

1. Дыхательная гимнастика:

Слайд 2

- упражнение "Задуй свечу"

- упражнение "Вдохни свежий воздух"

2. Упражнение на создание эмоционального настроя детей на урок

- С каким настроение вы пришли на урок? (ответы детей)

Слайд 3

3. Упражнение в чтении слогов столбиками разным темпом.

Слайд 4

III. Целеполагание.

1. Игра "Спрятались слова"

Слайд 5

- Найдите слова, которые здесь спрятались.

- Прочитайте.

- Что мы будем делать сегодня на уроке?

Дети: Мы читаем, играем, узнаём.

- Сегодня на уроке мы будем читать по учебнику, отгадывать загадки, рассказывать стихи наизусть и узнаем много интересного.

IV.Работа по учебнику.

1. Работа по учебнику

Откройте учебник литературного чтения на странице 15.

- Расскажите, что нарисовано?

Дети: Картинки природы в разное время года.

2. Работа в парах и индивидуально.

- Прочитайте первое четверостишие про себя.

- Что это? (загадка)

- О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)

Слайд 6

- Что вы ещё знаете об этом времени года? (рассказы детей)

- Прочитайте вторую загадку жужжащим чтением.

- О каком времени года говорится в загадке? (о весне)

Слайд 7

- Какие особенности у этого времени года? (рассказы детей)

- Следующую загадку прочитают хором мальчики.

Слайд 8

- О каком времени года вы узнали в этой загадке? (об осени)

- Чем вам нравится осенняя пора? (рассказы детей)

- Последнюю загадку прочитают хором девочки.

Слайд 9

- Что вы наблюдали в это время года? (ответы детей)

V. Физ. минутка.

Слайд 10

Ветер дует нам в лицо,
Закачало деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

VI. Развитие речи.

Слайд 11

1. Самостоятельное чтение.

- Прочитайте загадку.

- О каком растении мы будем сегодня говорить? (о берёзе)

- Что вы знаете об этом дереве? (рассказы детей)

2. Рассказ учителя.

- Берёза - символ России, нашей Родины. Без берёзы невозможно представить пейзаж нашей родины. В наших краях берёза является одной из распространённых пород дерева. Это самое нарядное дерево, сильное. В России берёза считается символом, оберегом.

- Что такое оберег? ( выслушиваются ответы и предположения детей)

- В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова говорится: "ОБЕРЕГ - ПРЕДМЕТ, ОБРЕГАЮЩИЙ, ОХРАНЯЮЩИЙ ОТ ЧЕГО-НИБУДЬ".

- Что вы знаете о берёзе? (рассказы детей)

3. Работа по учебнику. Стр. 16

- А сейчас мы прочитаем статью о берёзе из учебника на странице 16.

(текст о берёзе читает хорошо читающий ученик)

- Что вы узнали о берёзе из текста. (выслушиваются ответы детей)

4. Подготовка к чтению стихотворения А. Прокофьева "Берёза"

- Много стихов, песен сложили поэты, народ о берёзе.

- Послушайте стихотворение В. Рождественского "Берёза", которое подготовили ребята к нашему уроку.

(дети рассказывают отрывки из стихотворения, выученные дома)

Приложение 2

Слайды 12-13

- Какие чувства вызывало это стихотворение? (ответы детей)

- С каким настроением вы его слушали? (ответы детей)

VII. Работа над стихотворением А. Прокофьева "Берёза".

Рассматривание рисунка к стихотворению.

- Рассмотрите иллюстрацию берёзы к стихотворению.

- Какие слова можно подобрать к описанию берёзы? (ответы детей)

Слайд 14

Чтение стихотворения учителем.

Первичное восприятие стихотворения.

- Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения?

Дети: Ласковые, добрые, тёплые.

4. Повторное чтение детьми.

- Прочитайте стихотворение. (жужжащее чтение, затем читают хорошо-читающие дети)

- Почему автор так чутко относится к берёзке? (ответы детей)

- На Руси о берёзе слагали не только стихи, но и заклички, песни.

Послушайте закличку:

Берёзонька желанная
Подруга долгожданная:
Войди скорей в наш круг.
Войди зарёю ясною
С косой зеленовласою,
Здесь каждый тебе друг!

VIII. Физ. минутка.

Игра-хоровод под песню "Во поле берёза стояла".

Звучит песня. Дети водят хоровод.

Словесное рисование.

- Найдите слова, которые помогут вам описать берёзу.

(деть рассказывают о берёзе по представлению)

IX. Обобщение.

- Много поэтов, писателей использовали символ берёзы в своих произведениях. Но и художники на своих картинах писали берёзу.

Слайд 15

- Люди сочиняли о берёзе пословицы и поговорки, а также, наблюдая за берёзой, они отмечали народные приметы.

Слайд 16-17

- Из бересты берёз изготавливали посуду, которая обладала свойствами термоса. Из неё также плели корзины, вазочки. Из дерева берёзы делают мебель.

Слайд 18

X. Итог

- Что понравилось на уроке?

- Что узнали нового?

- Дома нарисовать берёзу.

XI. Рефлексия.

- С каким настроением завершим урок?

Слайд 19

Вот и прозвенел звонок,
Наш закончился урок.

- Спасибо всем за работу на уроке.