Урок математики по теме "Формулы. Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы измерения площадей"

Разделы: Математика


Образовательная цель:

  • обобщить, систематизировать изученное на предыдущих уроках;
  • проконтролировать степень усвоения ЗУН по этим темам.

Воспитательные задачи:

  • показать, что изученные понятия возникли из практических потребностей людей;
  • формирование внимания, аккуратности, самоконтроля;
  • формирование трудолюбия и самостоятельности.

Развивающие задачи:

  • развитие речи
  • развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, обобщать.

К уроку:

1) таблицы с формулами нахождения расстояния, скорости, времени, периметра, площади прямоугольника, квадрата, с изображением прямоугольного параллелепипеда, куба с формулами для нахождения площади полной поверхности этих многогранников (рис.1, рис.2).

2) кодоскоп

3) слайды для устной работы: слайд 1, слайд 2, слайд 3, слайд 4

4) индивидуальные доски, губки, мелки для индивидуальной работы

5) слайд 5 для проверки практической работы, листочки для ее выполнения (2шт.)

6) слайд 6 для проверки математического диктанта

Подготовительная работа:

На доске сделать запись:

  • 1га= _______м 2,
  • 1га= _______м2,
  • 1га= _______а;

2) подготовить слайд с изображением яхты, чтобы закрепить свойства площадей и формулу площади треугольника

3) подготовить слайды для устной работы задания 2), 3), 7)

4) подготовить слайды для проверки практической работы и математического диктанта

5) четыре карточки с текстами задач (задача 1, задача 2, задача 3, задача 4)

I Оргмомент. Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал по темам: "Формулы. Площади. Единицы измерения площади". Полученные знания будем применять на практике.

II Устно. Фронтальная беседа:

1) У яхты два паруса - грот и стаксель. Оба паруса имеют форму прямоугольного треугольника. У грота катеты равны 5м и 4м, а у стакселя катеты имеют длину 2м и 4м. Сколько квадратных метров парусины требуется для изготовления этих парусов?

 

Слайд №1

 img2.gif (1863 bytes)

Слайд №2

3) Пол покрасили масляной краской. На каждый квадратный метр пошло 100г краски. Сколько понадобиться краски, если длина комнаты 6м, а ширина 5м? Результат выразите в килограммах.

Длина - 6м

Ширина - 5м

На 1м2 - 100г

Площадь - ?м2

Слайд №3

4) Что называется гектаром? Что называется аром?

1га= _______м2

1а= _______м2

1га= _______а

5) Как называется многогранник? Как называется фигура, которая является гранью прямоугольного параллелепипеда? Сколько граней, ребер и вершин у прямоугольного параллелепипеда? Что вы знаете о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда? Что вы знаете о площадях противоположных граней прямоугольного параллелепипеда? Что находят по формуле S=(ab+bc+ac) *2? Как называются ребра а, b, c? Рис. 1.

 

Рис. 1.

6) Как называется многогранник? Как называется фигура, которая является гранью куба?

Сколько граней у куба? Что вы знаете про ребра куба? Что находят по формуле S=a2*6?

img4.gif (1078 bytes)

7) Урожайность клубники (с 1 м2 ) - 6кг

Площадь - 3м2

Урожай клубники - ? кг

Слайд № 4

III Индивидуальная работа. Учащиеся на индивидуальных досках пишут мелками и показывают свой ответ учителю.

Выразите в квадратных метрах:

  • 7а;
  • 67а28м2;
  • 73га500м2;
  • 1800дм2.

Выразите в арах:

  • 5га;
  • 30га12а;
  • 1000 м2;
  • 37000 м2.

Выразите в гектарах:

  • 8400000 м2;
  • 7км2;
  • 57000а.

IV Практическая работа.

Постройте прямоугольник, длина которого 4 см, ширина 3 см. Найдите периметр и площадь прямоугольника.

Начертите квадрат, сторона которого равна 2см. Найдите периметр и площадь квадрата.

Проверка практической работы: слайд 5(предварительная проверка учащимися). 

Вариант №1

P=(a+b)*2=(4+3)*2=14(см). Вариант №2

S=a*b=4*3=12(см2). P=4a=2*4=8(см).

S=a2=2*2=4(см2).

Слайд №5

V Математический диктант.

Вариант №1

  • Какое расстояние пройдёт лодка за 3ч, если её скорость равна 10км/ч?
  • За сколько времени бегун преодолеет 72м, если его скорость 8м/с?
  • С какой скоростью бежит лыжник, если за 4ч он прошёл 44км?

Вариант №2

  • С какой скоростью едет автомобиль, если за 4ч он проехал 40км?
  • Какой путь проедет велосипедист за 2ч, если его скорость равна 17км/ч?
  • Гусеница ползёт 20см/мин. Сколько минут ей потребуется проползти путь длинной в 1м?
  • Проверка математического диктанта: слайд 6(предварительная проверка учащимися).

Вариант №1

  • S=vt=10*3=30(км).
  • t=S:v=72:8=9(с).
  • v=S:t=44:4=11(км/ч).

Вариант №2

  • v=S:t=400:4=100(км/ч).
  • S=vt=17*2=34(км).
  • t=S:v=100:20=5(мин).

Слайд №6

VI Решение задач вариативного типа. Пока ученики решают задачи 1)-4) учитель проверяет практическую работу и математический диктант, собрав листочки, на которых выполнялись эти работы.

Задача 1. Длина участка земли прямоугольной формы 800м, и она в 2 раза больше ширины. Чему равна площадь этого участка? Результат выразить в гектарах.

  • Длина - 800м, в 2 раза больше ширины
  • Ширина - ?м
  • Площадь - ?га

Решение.

800:2=400(м) - ширина участка.

800*400=320000(м2) - площадь участка.

320000м2=32га

Ответ: 32га.

Задача 2. Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 4см, 3см, 5см. Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

  • а=4см
  • b=3см
  • с=5см
  • S - ?см2

Решение.

S=(ab+bc+ac)*2=(4*3+3*5+4*5)*2=94(см2).

Ответ:94 см2.

Задача 3. Найдите площадь поверхности куба, если ребро куба 3дм.

а=3дм

S - ?дм2

Решение.

S=a2*6=32*6=9*6=54(дм2).

Ответ: 54 дм2.

Задача 4. Ширина прямоугольника 23см. На сколько увеличится площадь этого прямоугольника, если его длину увеличить на 3см?

Решение.

Х см - длина прямоугольника до увеличения.

23х см2 - площадь прямоугольника до увеличения.

Х+3 см - длина прямоугольника после увеличения.

23(х+3) см2 - площадь прямоугольника после увеличения.

23(х+3) - 23х=23х + 69 - 23х=69(дм2) - на столько увеличится площадь прямоугольника.

Ответ: на 69 дм2.

VII Вывод урока. Сообщить результаты практической работы и математического диктанта. Оценка выставляется за две работы.

VIII Домашнее задание №810(1), 813 ,814, 815. Домашнее задание комментируется.