Урок русского языка в 8-м классе по теме "Интервью как жанр публицистического стиля"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Повторение материала по теме "Публицистический стиль".
  • Познакомить учащихся с жанрами публицистического стиля.
  • Познакомить со структурой интервью.
  • Научить правильному общению с собеседником.

Ход урока

Что может быть интереснее поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто.
В. Гиляровский.

Слово учителя:

Обычный класс, обычные дети. Но приглядимся к ним повнимательнее, так ли они обычны. Вероятно, есть в них что-то особенное. Многие из них о чём-то мечтают и делают все возможное, чтобы их мечты сбылись. У каждого есть свои интересы, увлечения. Хочется узнать, такие ли они обычные дети.

(Беседа с детьми об интересах, увлечениях)

Не удивляйтесь началу урока. Я просто побывала в роли журналиста и взяла интервью у своих учеников. Моя беседа имеет прямое отношение к теме урока.

Запись темы.

Фронтальный опрос (проверка домашнего задания):

А) каковы задачи публицистического стиля?

Б) какова форма речи публицистического стиля?

В) назовите особенности языка публицистического стиля.

Название стиля происходит от латинского слова publicus - общественный (в нашем языке есть слово "публика", одно из значений которого- люди, народ).

Г) какова сфера применения публицистического стиля?

Слово учителя:

Сегодня мы познакомимся с жанром публицистического стиля- интервью.

Чтение эпиграфа.

А дома вам предстоит написать интервью, этот урок вам поможет выполнить правильно домашнее задание.

Слово "интервью" иностранного происхождения. Как вы понимаете его значение? (ответы учеников)

Интервью - предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким- либо лицом по актуальным вопросам.

  • Кто обязательно должен участвовать в интервью? (ответы учеников)

Это журналист, он задает вопросы, и человек, который на эти вопросы отвечает.

  • Подберем к слову "интервью" однокоренные слова.
  • Интервьюер
  • Интервьюировать (запись в тетради)

Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание интервью. В интервью изложение ведется от имени лица, мнение которого по поводу какого- либо события или вопроса представляет интерес для читателя или слушателя, благодаря тому, что этот человек либо сам является участником события, либо в силу опыта и знаний может интересно ответить на вопросы.

  • Кто может быть собеседником журналиста?
  • (политический деятель, художник, актер, спортсмен и др.)

И этот список можно продолжить.

Но роль корреспондента не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки журналиста к беседе, и от умения расположить собеседника к беседе, и, что важно. От умения руководить беседой.

Как должен подготовиться к интервью корреспондент?

Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, - с событием, о котором пойдет речь, обязательно продумать вопросы и четко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью.

Итак, подготовительная работа проведена. Но интервью имеет определенную структуру.

План (запись в тетради).

  1. Вступление. Корреспондент представляет собеседника.
  2. Основная часть. Беседа.
  3. Заключение. Благодарность, пожелания.

I часть. Вступление.

В начале интервью журналист представляет собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям.

Задание 1.

У кого бы вы хотели взять интервью? Представьте своего собеседника. (Работа в тетради)

Чтение и анализ работ.

II часть. Непосредственная беседа.

Обычно интервью строится в форме диалога. Иногда в беседе могут участвовать несколько человек. Героями беседы часто бывают интересные, неординарные люди.

Прочитаем по ролям интервью "Спасибо тебе, Алеша!" (чтение интервью по ролям)

Вчера в редакцию позвонили из города Брянска и рассказали о смелом поступке шестиклассника Алеши Хлопова. Во время телефонного разговора Алеша находился дома. Мы попросили его подойти к аппарату:

- Алеша, с тобой говорит корреспондент "Молодежной газеты". Расскажи, пожалуйста, поподробнее о случившемся.

- После уроков я пошел на речку лед посмотреть, чтобы знать, что уже по льду ходить или нет. Вдруг вижу: посреди течением несет что-то темное.

- Ты сразу понял, что это?

- Нет. Вижу: то нырнет, то появится: А пригляделся - понял: это человек. Сразу побежал вдоль берега, туда, где можно было по льду добраться до промоины. Пополз по краю, куда водой как раз человека прибило. Это был мальчик.

- Ты не боялся, что лед может обломиться?

- Я не думал об этом. Боялся только, чтобы мальчика по лед не унесло. Успел схватить его за руки, стал тянуть к себе. Он тяжелый такой был.

- Он помогал тебе?

- Нет, он был без сознания. Я дотащил его до берега, начал делать искусственное дыхание. Вижу: живой, приходит в себя, ну и побежал за помощью.

- А куда побежал?

- Людей звать. Он же замерз, его нужно было быстро в больницу. Тут вижу: машина милицейская. Остановил, рассказал все. Милиционеры посадили меня в машину, быстро поехали к берегу, взяли мальчика. Потом они остановили "скорую помощь" и переложили мальчика туда.

- Алеша, а ты сам- то умеешь плавать?

- Умею. Хожу в секцию парашютного многоборья. Занимаюсь плаваньем, стрельбой, бегом.

- А чем ты еще любишь заниматься?

- Читать фильмы смотреть приключенческие.

- Почему именно приключенческие?

- Там люди смелые, решительные. На них всегда хочется быть похожими.

- А мальчика, которого ты спас, видел после этого?

- Да, я был у него в больнице, когда он начал поправляться. Он учится в первом классе. Его зовут Валера. Он рассказал мне, что хотел покататься на льдине и провалился. А я ему - как спасал.

- А если бы ты не умел плавать, ты бы бросился его спасать?

- Конечно, позвал бы взрослых, все равно бы помог!

Вопросы:

  1. Укажите, какие вопросы корреспондента помогают Алексею точнее нарисовать картину происшествия?
  2. Как отвечает Алексей на вопросы?
  3. О каких чертах характера говорит лаконичность его ответов?
  4. Только ли героический поступок интересует журналиста?

Задание 2.

  1. Какие вопросы вы бы задали своему собеседнику? (запись вариантов в тетради)

III часть. Заключение.

- Как лучше закончить интервью?

Журналист просит собеседника рассказать о своих планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.

Задание 3.

У прочитанного интервью нет заключения. Закончите его.

(работа в тетради, анализ заключений)

Многие из вас читали интервью с интересными людьми в газетах, журналах.

- Чем интересен этот жанр публицистики?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: взять интервью у известного вам человека, оформить его в письменном виде.