Внеурочное занятие по формированию толерантного сознания. Терпимость к различиям. Толерантность

Разделы: Классное руководство


Предисловие

Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами.

Проблемы Кавказа постоянно муссируются в СМИ. Проблемы межнационального общения, толерантного отношения к другим народам напрямую касаются нашего региона и республики. Не хочется, чтобы под влиянием стереотипов в детях складывался комплекс лиц кавказской национальности (очень не люблю это выражение – в нем явная дискриминация!), то есть, чтобы они или озлоблялись против, простите, лиц славянской национальности, или же чувствовали страх и какую-то ущербность. Поэтому на данном занятии мы постарались помочь учащимся определить и проанализировать причины своего восприятия других национальностей. То, что на занятии дети могут увидеть в себе проявления нетерпимости к отличающимся от них народам (причем, свои знания о конкретном человеке мы часто переносим на весь народ) и, осознав их, постараться преодолеть – один из важных итогов работы. Понимание и осознание собственных предрассудков поможет ребятам быть терпимее к предрассудкам и заблуждениям других. Вторая часть занятия направлена на то, чтобы вызвать в ребятах чувство гордости за свой народ (рассказывая о культуре, о традициях, о достижениях своего народа мы рушим ложные отрицательные стереотипы), а также на примере Дагестана (уникального по своему национальному составу) показать, как могут уживаться вместе представители разных культур, национальностей, религиозных конфессий.

Цели:

  1. Объяснение понятий “стереотип”, “предрассудок”, выявление существующих у детей предрассудков, осознание их и попытка преодоления;
  2. Сравнение особенностей ментальности, культуры своего и других народов на примере Дагестана, осознание универсальности основных человеческих ценностей и идеалов;
  3. Объяснение понятия “толерантности” и выявление у себя качеств толерантной личности.

 Основная часть: учитель делит класс на группы по национальному признаку (не объясняя принцип деления), но в каждую группу включает представителя другой национальности.

  1. Группы получают задание на карточках: закончить следующие утверждения, отразив качество характерное для данного народа

Все цыгане…
Все чукчи…
Все русские…
Все китайцы…
Все дагестанцы…
Все арабы…
Все немцы…
Все украинцы…
Все чечены…

Обсуждаем полученные утверждения (одно за другим, пропускаем – дагестанцы), сравниваем разные варианты (отметить положительные качества, похвалить ребят за уважительное отношение к другим народам). Просим объяснить, на чем основано то или иное мнение, привести примеры. Приводим контр-примеры. На доске пишем: “Все мальчики двоечники” или “Все девочки плаксы”. Спрашиваем, что думает класс об этом утверждении? Верно ли оно? После обсуждения возвращаемся к изречениям, вновь их разбираем. Даем понятия “предубеждение”, “предрассудок”, “стереотип” и объясняем их влияние на наше восприятие других людей. (Приложение 1)

Задаем вопрос: не обидно ли, что часто кавказцев называют террористами, ваххабитами? Почему сложилось такое мнение? Как реагировать?

“Нельзя ненавидеть целый народ, коль скоро он включает в себя все мыслимые противоположности – женщин и мужчин, стариков и детей, богатых и бедных, злодеев и людей достойных…” - подумайте над словами французского писателя А. Франса. Кому бы вы их адресовали?

  1. Задаем вопрос: Какое понятие в данной группе относится к нам? – Дагестанцы. Обсуждаем данное утверждение (скорей всего оно положительное). В чем его отличие от других? (Все остальные понятия называют отдельные народы, а данное – общность народов, проживающих на территории Дагестана, то есть мы можем написать так: “ Дагестанцы: …(предлагаем продолжить).

Дагестан – уникальная республика, где проживает более 50 народностей. И каждая имеет свою историю, обычаи, культуру. Лишь зная и сохраняя их, можно научиться уважать историю и культуру других народов. И тогда мы можем говорить о культуре мира.

Представьте, что к вам приехала группа туристов из какой-нибудь далекой страны. Вы хотите поразить, удивить их рассказом о своем народе. Попробуйте подготовить такой рассказ (каждая группа готовит сообщение о своем народе по примерному плану, в помощь ученикам раздаются учебники по истории Дагестана, литературе Дагестана, Антология дагестанской поэзии):

  1. Из истории
  2. Назвать поселения, ремесла
  3. Обычаи, традиции
  4. Поэты, писатели
  5. Знаменитые люди
  6. Написать на отдельном листе пословицы, поговорки своего народа о дружбе, о добре и зле (с переводом) – раздать разноцветные листы
  7. Выбрать из предложенных фотографий те, которые наиболее ярко иллюстрируют ваш рассказ о своем народе (Приложение 4)

Рассказчиком от группы назначается тот, кто в группе является представителем другой национальности.

После презентаций всех групп рассказчикам задаются вопросы:

  1. Как себя чувствовал в группе во время работы?
  2. Смог ли принять участие?
  3. Как считаешь, не подвел ли ты свою группу?

Вопросы к группам:

  1. Как вы отнеслись к тому, что в группе был представитель другой национальности?
  2. Ваши чувства, когда именно ему поручили выступить от группы?
  3. Ваше мнение – справился ли он? Все рассказал?
  4. Что вызвало интерес, уважение, восхищение в рассказах о других народах?

После обсуждения дать понятие “толерантности”, зачитать пословицы, указать на то, что они перекликаются у разных народов. (Приложение 2)

Да, все мы разные, и, конечно, невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. Но как правильно вести себя, чтобы не оскорбить других словом или поступком?

(Надо читать книги и смотреть передачи о других народах; когда едешь куда-нибудь, постараться узнать о традициях и обычаях этого края; нельзя смеяться над чужими обычаями, внешним видом, нужно наблюдать за поведением других людей, вести себя вежливо, приветливо, спокойно)

Подвести итог:

Что обычно желают люди друг другу, поздравляя с праздниками? (Счастья, добра, благополучия, мира). Да, об этом мечтает каждый. Но чтобы сохранить мир на нашей планете, приумножить добро и добиться благополучия для всех, нужно научиться понимать друг друга, принимать друг друга такими, какие мы есть, уважать культуру и внутренний мир других, быть терпимыми к непохожести других на нас. Ведь все мы – люди, жители одного дома – планеты под названием Земля.

Задание на дом: Заполните анкету, проставив баллы от 1 до 5 в колонке А в зависимости от того, насколько данное качество присуще вам. В колонке В отметьте 5 качеств, наиболее характерных для толерантной личности (Приложение 3). Постарайтесь быть объективными в своих оценках.

 Список литературы

  1. Первые шаги. Начальный курс обучения правам человека. Учебное пособие. Международная Амнистия – М.: Права человека, 2003.
  2. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе. Сборник методических материалов. – М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры, 1999.
  3. Программа “Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа” ЮНИСЕФ. Методическое пособие по миротворческому образованию и формированию толерантности (для учителей и тренеров). – Назрань: Пилигрим, 2006.
  4. Юному миротворцу. Методическое пособие. Программа “Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа” ЮНИСЕФ. – Назрань: Пилигрим, 2006.