Разработка урока по окружающему миру "Охрана растений"

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; учить бережно относиться к растениям; рассмотреть экологические правила, которые должны стать нормой поведения в природе.

Оборудование:

  1. картинки с изображением растений: ландыш, ветреница, колокольчик, валериана;
  2. таблицы “Правила друзей природы” (про растения) и иллюстрации к ним.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания

– Как происходит опыление растений?
– Что образуется на месте цветков после опыления?
– Какое значение это имеет для растений?
– Какие условия нужны для прорастания семян?
– Как развивается растение из семени?

3. Сообщение темы и целей урока

Сегодня будем рассуждать:
А надо ли растенья охранять?
И кто им может угрожать?
И кто их любит истреблять?
Нам это очень нужно знать!

4. Работа по теме

Викторина “Узнай растение”.

– Я буду читать описание растения .Первый отгадавший вписывает название растения в пустые клеточки на доске.

А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

                   

(колокольчик)

На доске выставляем картинку с изображением.

Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями.

А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовитая.

           

 ( ландыш) -- выставляем картинку ландыша.

В) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто его называют подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

( ветреница) – выставляем картинку с изображением.

                 

Слушание и обсуждение докладов:

  • Значение растений для животных”
  • Значение растений для человека”(готовили заранее).

Работа по учебнику:

Прочтите по учебнику “Правила друзей природы”.

(На доске выставляю таблицы и рисунки)

Слушание и обсуждение доклада “Лекарственные растения”.

Работа в рабочей тетради.

С.37 №1, №2.

5. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде – раз,
А над нами весело шелестит листва.
Поднимаем руки мы по команде – два.

Викторина “Лекарственные растения”:

  1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить подорожник.)
  2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода? (Болотный мох – сфагнум.)
  3. Какая болотная ягода заменяет лимон? (Клюква.)
  4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Хорошее средство от кашля.)
  5. Какую траву любят кошки? (Валериана.)
  6. Какие болезни лечит красавица берёза? (Хорошее желчегонное и мочегонное средство.)

Работа по учебнику “Растения Красной книги”. (с. 84–85)

– Какие из данных растений занесены в Красную книгу?
– А почему их туда занесли, как вы думаете?
– Кто или что может угрожать жизни растений?
– Что делают взрослые, чтобы помочь растениям?
– А что можете сделать вы?

Работа в тетради (с. 38, № 4)

Какое предложение у вас получилось? (Берегите растения.)

6. Итог урока

– Как нужно вести себя в природе, чтобы не оказывать вредного воздействия на растения?

7. Домашнее задание

  • Учебник – с.84–87; с.87 – задания “проверь себя”.
  • С.88 – статья “Ботанический сад”.
  • Оформить книжку-малышку.