Урок ИЗО в 3-м классе "Что за прелесть эти сказки"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Познакомить учащихся с понятием “иллюстрация” на примере работ художника-иллюстратора И.Я.Билибина. Дать возможность вспомнить сказки А.С.Пушкина, рассматривая иллюстрации Билибина к этим сказкам.

Задание: Выполнить иллюстрацию к любимой сказке.

Материалы: Бумага, гуашь, акварель, кисти.

Зрительный ряд: Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам А. С. Пушкина.

Музыкальный ряд: Е. Птичкин “Сказки гуляют по свету”, Римский-Корсаков “Сказка о царе Салтане”

Ход урока

Звучит музыка: Е. Птичкина “ Сказки гуляют по свету”.

Учитель: Ребята, вас встретила прекрасная музыка. В ней вы услышали замечательные слова о сказках. И музыка и слова этой песенки полны радости и веселья. Разные звуковые краски, смешиваясь и переливаясь, удивительно хорошо создают настроение праздника. Наш сегодняшний урок посвящен сказкам А. С. Пушкина. Но сначала мы проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. Отгадайте, из каких сказок прозвучат эти строчки.

Глядь, опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед ней разбитое корыто.
(Золотая рыбка)

Князь у синя моря ходит
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(Сказка о царе Салтане)

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно…
(Сказка о попе)

Вот мудрец перед Додоном
Стал и вынул из мешка
Золотого…
(Золотой петушок)

Под окном за прялку села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто.
(Сказка о мертвой царевне)

– Молодцы, вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина и это неудивительно, его книги любит и знает весь мир, потому, что каждое пушкинское слово – это целая картина. Сказки Пушкина читаются легко, просто, с увлечением.

Сказки играют большую роль в жизни любого человека. Ведь это первое литературное произведение, с которым сталкивается человек в своей жизни. У многих первыми и любимыми книжками были именно сказки.

Вопрос: Ребята, я права?

Ответ: Да.

Вопрос: Но как, же вы знакомились со сказками, ведь вы еще не умели читать?

Ответ: Рассматривали картинки, и, если было интересно, то просили маму прочитать.

Учитель: Конечно, картинки, ведь они необычные. Картинка в книге называется “иллюстрация”.

Вопрос: Ребята, давайте попробуем сформулировать, что такое “иллюстрация”, почему не использовать обычное слово “картинка”?

Ответ: “Иллюстрация – это картинка в книге, которая передает то, о чем в книге написано.

Учитель: Правильно.

Вопрос: А кто же занимается созданием иллюстраций?

Ответ: Художник-иллюстратор.

Учитель: Правильно. Одним из таких художников был Иван Яковлевич Билибин. Художник тоже любил произведения А. С. Пушкина и нарисовал к этим сказкам, изображая волшебных героев, невероятные события, которые происходят в чудесном сказочном мире.

Какие бы события не изображал художник – грустные, радостные, фантастические – рисунки его всегда очень красивы.

Рисовал Билибин акварелью. Четкую, упругую линию художник проводит тонкой кисточкой. Линия то причудливо завивается, то распрямляется, выписывая сказочно- нарядный узор.

Учитель показывает иллюстрации художника Билибина к сказке “О золотом петушке” и предлагает найти в тексте соответствующие иллюстрациям строчки. Учащиеся читают “Петушок спорхнул со спицы…”

Учитель: Стихи Пушкина легкие, веселые, в них чувствуется улыбка поэта. Царь у него толстый, неуклюжий. Послушайте музыку стихов Пушкина, будто море шумит грозно, тревожно. Посмотрите на иллюстрацию.

Дальше учащиеся читают:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица…

Учитель: Посмотрите на картину. И здесь море шумит, и здесь тревога. Передал это художник темно-зелеными, темно-синими красками, неровными очертаниями бушующих волн, брызгами взлетающей к звездам пены. А вот совсем другая картина – радостная и тревожная. Берег покрыт пестрым ковром полевых цветов. Царевич с матерью смотрят на прекрасный город, внезапно возникший перед очами. Как Пушкин описывает эти события?

Учащиеся читают:

И, дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей,
И святых монастырей…

Учитель: Заканчивая путешествие в сказочные владения Билибина, мне хочется, ребята, сказать, что художник подарил нам красочный, узорчатый мир искусства, он сохранил поэтичность, доброту и мудрость сказок А. С. Пушкина.

Итак, мы сегодня попробуем себя в роли художников-иллюстраторов. Нарисуйте иллюстрацию к своей любимой сказке.

Звучит музыка Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Учащиеся рисуют. После окончания работы учитель предлагает для закрепления материала ответить на вопросы.

Вопрос: Понравился ли вам сегодняшний урок? Если понравился, то чем?

Ответ: Понравился, потому что мы вспомнили свои любимые сказки.

Вопрос: С каким художником вы сегодня познакомились? Почему этого художника можно назвать необычным?

Ответ: Это художник – Иван Яковлевич Билибин. Он художник-иллюстратор и рисует иллюстрации к сказкам.

Подводятся итоги работы. На доске создается импровизированная выставка из детских работ. Учитель благодарит ребят за урок.