Урок русского языка во 2-м классе по теме "Употребление предлогов с другими словами. Роль предлогов в предложении"

Разделы: Начальная школа


Цели: совершенствовать навык написания предлогов со словами, расширить знания о предлогах, уточнить роль предлогов в предложении, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.

Оборудование: карточки со словами, с предлогами; карточки - задания.

Модель урока.

Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

1. Чистописание.

(на доске).

2. Упражнение в делении на группы.

3. Словарная работа (Сам-ная работа).

Упражнение в раздельном написании предлогов.

Физминутка

4. Итог урока

Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята! К нам в класс заглянуло солнышко. Какое оно?

- Пусть это солнышко и его улыбка помогут вам на уроке.

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к словам, которые живут в огромной стране Словария. Были эти слова драчуны, забияки и задиры, и всегда старались кого-нибудь задеть. Особенно доставалось именам существительным. (На какие вопросы отвечают имена существительные?) Поэтому когда эти слова ставили рядом с именами существительными, имена существительные пытались отодвинуться от них подальше. Эти слова обиделись и переехали в другой дом, даже перестали разговаривать с бывшими соседями.

- Догадались, о каких словах идет речь?

- Давайте запишем все буквы этого слова.

- Вы на доску посмотрите,

Что заметили, скажите?

(на доске)

Ай, по, про, ох, на, ух, к, у, эй, через, около, за, от, ой, из, над, фу.

- На какие две группы вы разделите все слова? Что общего у этих слов? Чем они отличаются? Что вы знаете о предлогах?

- Выпишите только предлоги

(по, про, на, к, у, через, около, за, от, из, над)

(На доске слова - безударная гласная закрыта)

1). Пирог - капуста собака - улица

Молоко - магазин воробей - рябина

- Вставьте пропущенные буквы. Соедините при помощи предлога пары слов так, чтобы получились словосочетания (пирог с капустой, молоко из магазина, собака на улице, воробей на рябине)

- Подчеркни пробел между предлогом и словом

2). Проверка. Упр-е 109, с. 69 (Кол-но) (У тропинки, по тропинке, через тропинку, до тропинки, около тропинки)

- Что изменилось, когда к слову прибавили разные предлоги?

1). Запись под диктовку (на доске и в тетрадь).

С тропинки начинается широкая дорога.

- Как понимаете это предложение? Как написали? Почему?

- Назовите предлог. Вставьте между предлогом и словом другое слово, подходящее по смыслу. (С узкой тропинки:)

2). Подчеркни главные члены предложения.

Вы дружно трудились,
Немного устали,
Чтоб сделать зарядку,
За партами встали.

4). Работа в парах. (По карточкам-заданиям)

- Прочитать текст, вставить подходящие по смыслу предлоги.

5). Контрольная проверка.

- Для чего нужны предлоги в предложениях?

(Чтобы связывать слова по смыслу)

6). - А теперь хочу посмотреть, кто из вас самый внимательный и наблюдательный. Я загадаю загадки, вы должны отгадать загадки, назвать предлоги и сказать, сколько звуков и букв в словах-отгадках.

1. Загадка.

Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою, в платье летнем. (Ель - 2 б; 3 зв.)

2.

Недотрога, весь в иголках
Я живу в норе под елкой.
Всегда настежь мои двери,
Но ко мне не ходят звери. (Еж - 2 б; 3 зв.)

3. а). Скажите, название какого очень распространенного дерева состоит из 4-х предлогов

(с - о - с - на)

б). Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К - от). А из трех?

(К - о - за).

в). Из каких 4-х предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которого не следует отправляться в дальнюю поездку? (На - с - о - с).

- Итак, ребята,

Он не станет членом предложения,
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
Объединять и связывать способен
Не заменим и помнит роль свою.

- Что это? (предлог). Какую роль выполняет предлог в предложении? (Связывает слова по смыслу)

- Перечисли предлоги.

- Как пишутся предлоги со словами?

- Прочитайте правила на с. 69, 70.

- Составь из слов предложение. Собери пословицу.

Без, рыбку, не, вытащишь, труда, и, из пруда.

(на доске солнышко)

дети называют слова-признаки

Это предлоги

- все буквы закрыты.

Междометия используются как самостоятельные слова, а предлог нет. Общее - они не отвечают на вопросы.

Дети выписывают предлоги (кол-но)

запис. в тетрадь

жетоны

(5 человек)

- Смысл

(1 уч-к).

(с ком-ем).

Музыкальная пауза

Жетоны / 5 пар.

Жетон

Картинки

Жетон

Жетон

Жетон

Жетон

Оценки в журнал из тетради