Урок информатики в 4-м классе по программе Н.В. Матвеевой. Тема "Закрепление изученного материала по главе "Понятие, суждение, умозаключение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания учащихся по изученному материалу.
  • Провести самостоятельную проверочную работу по данной теме.

Задачи:

  • Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений по теме, совершенствовать аналитические навыки при составлении схем, отношений между понятиями, при рассмотрении разнообразных совместимых и несовместимых понятий.
  • Воспитывать культуру речи, труда и общения при работе в группах и парах.
  • Развивать информационную культуру учащихся.

Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:

  • иметь представления о понятии, о совершении с ним действий – деления и обобщения;
  • иметь представления об отношении между понятиями;
  • иметь представления об истинных и ложных суждениях, об умозаключении,
  • уметь приводить примеры видовых и родовых понятий, составлять схематично и с помощью кругов Эйлера – Венна отношения между понятиями;
  • уметь приводить примеры разнообразных суждений;
  • уметь делать простейшие умозаключения на основании одной и нескольких посылок;
  • выполнять тесты в программе PowerPoint.

Ключевые понятия: понятие, деление и обобщение понятия, совместимые и несовместимые понятия, суждение, умозаключение.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: термин, видовое и родовое понятие, симметричные и несимметричные отношения, отношения: равнозначности, подчинения, пересечения, противоположности, противоречия, “истина”, “ложь”, посылка, заключение.

Ход урока

1. Организационный момент

Наступает самое любимое детьми, интересное и загадочное, полное чудес время – Новый год, Рождество, Святки. В это время все ребята получают много подарков, исполняются их мечты. А помогает исполнить желания – Дед Мороз! Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие с Дедом Морозом, чтобы ответить на все вопросы и выполнить все задания, которые он нам предложит.

А чтобы атмосфера урока была спокойная и торжественная, и чувствовали вы себя маленькими волшебниками, я дарю всем участникам нашего путешествия снежинку из новогодней снежной метели. Думаю, что вы будете работать дружно и активно, помогать друг другу, слышать друг друга, так как на уроке вы будете работать и в парах и группах. (слайд 1 и 2, Приложение 1)

Девиз нашего урока:

“Сваливай мысли в гору большую.
Из сотни простых, найдем – ЗОЛОТУЮ!”

1-я станция “Вспоминай-ка!”

(слайд 3)

Дед Мороз предлагает нам размять наши “мозги”, вспомнить то, о чем мы говорили на прошлых уроках.

  1. Объект внутреннего, виртуального мира, то есть мира идей и мыслей человека называют ……(понятие).
  2. Слово или устойчивое словосочетание, обозначающее объект из мира искусства, науки, техники называют……(термин).
  3. Мысленное действие, смысл которого в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие называется…….(деление).
  4. Отношения между видовыми понятиями одного уровня называются …. (симметричные).
  5. То, что соответствует действительности, называется…. (истина).
  6. “Учитель диктует, дети записывают” – это суждение…. (истинное,сложное)
  7. Умозаключение состоит из….. (посылок и заключения).

– Молодцы! Вы ответили на все вопросы правильно, и мы продолжаем наше путешествие.

2-я станция “Подарочная”

– Новый год это конечно много-много подарков, среди которых будут игрушки. Сейчас вы будете работать в парах, и составлять схему обобщение понятия на примере понятия “игрушка”.

– О чем необходимо помнить, составляя схему? (Слово, обозначающее понятие пишется в кавычках в единственном числе и именительном падеже.)

– А теперь преобразите данную схему в виде кругов Эйлера-Венна.

– И с этим заданием Деда Мороза вы справились успешно, вот подарок для Вас от него!

(слайд 4)

3-я станция “Вкусная”

– С помощью рисунков, которые предлагает Дед Мороз составьте по 2 пары симметричный и несимметричных отношений между понятиями и работать сейчас вы будете в группах. (слайд 5)

(Дети составляют пары: “апельсин”- “яблоко”, “торт” – “конфета” – симметричные отношения, “сладость” – “торт”, “фрукт” – “яблоко” – несимметричные отношения)

– Какой рисунок оказался здесь лишним? Давайте составим к этому понятию на рисунке симметричные и несимметричные отношения.

(“ель” – “тополь”, “дерево” – “ель”)

– Очень дружно и слаженно вы работали в группах, и результат у вас получился замечательный! Смотрите, что Вы получаете от деда Мороза. (слайд 5)

Физкультминутка

4-я станция “Дружная”

– Дед Мороз очень любит дружных и умных ребят. Мы с вами на уроках говорили, что у людей часто возникают отношения дружбы, товарищества, бывают отношения семейные и родственные. А вот какие отношения бывают у понятий? Сейчас мы это с вами выясним, и нам помогут в этом наши дружные отношения в классе.

– Я показываю вам на схеме разнообразные отношения между понятиями, вы называете их и приводите свои примеры.

1. (отношение пересечения, пример: “девочка” – “отличница”)
2. (отношение равнозначности, пример “город Москва” – “столица России”)
3. (отношение противоположности, пример “да” – “нет”, в русском языке – антонимы)
4. (отношение противоречия, пример “учебник” – “неучебник”)
5. (отношение подчинения, пример “дерево” – “дуб”)

Вот видите, дружба помогла нам справиться и с этим заданием.

– А впереди у нас только одна станция “Новогодняя”, сейчас каждый из вас выполнит тест по нашей теме. Я знаю, что вы все справитесь с ним. (Приложение 2)

При работе с компьютером не забываем о правилах техники безопасности, сидим прямо, на расстоянии 60- 70 сантиметров от монитора.

На рабочем столе компьютера найдите документ “Тест по теме “Понятие”, скопируйте и переименуйте его, используя свою фамилию и имя. Не забывайте, что при открытии данного документа в программе PowerPoint необходимо включить макросы. Для этого надо при открытии презентации на вкладке “предупреждение системы безопасности” нажать “параметры” – нажать “включить это содержимое” – нажать “ОК”, затем перейти во вкладку “показ слайдов” – “ с начала”

Тест по теме “Понятие”

1. Все существенные признаки объекта составляют

А) описание объекта
Б) содержание понятия
В) характеристику объекта

2. Обобщение понятия – это

А) мысленное действие, смысл которого в выделении видовых понятий, входящих в родовое понятие
Б) мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых в одном родовом понятии

3. Слово, обозначающее понятие пишется

А) в кавычках, в родительном падеже, во множественном числе
Б) в кавычках, в единственном числе, в именительном падеже

4. Какие действия можно совершать с понятиями:

А) умножение
Б) деление
В) сложение
Г) обобщение

5. Отношение “вид”- “вид” называется

А) симметричное
Б) несимметричное

6. Отношение “компьютер” – “персональный компьютер” называется

А) симметричное
Б) несимметричное

7. Это отношение называют

А) подчинения
Б) противоречия
В) противоположности

8. “Яблоко вкуснее вишни”. Является ли это высказывание суждением?

А) да
Б) нет

9.Умозаключение – это

А) мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом
Б) умственное действие, которое состоит из посылок и заключения

10. Суждения могут быть:

А) истинными
Б) интересными
В) ложными
Г) необычными
Д) сложными
Е) секретные

Дети выполняют тест в течение 3–5 минут, если в PowerPoint презентации, программа сама выдает им ответы. Все ребята справились на отметку “5” и “4”.

Итог урока

– На этом наше путешествие подошло к концу, скажите, что нам с вами помогало на уроке? (Наши знания, умение работать в группах и парах, отношение товарищества и дружбы)