Урок математики в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Формула пути».

Цель урока: знакомство детей с формулой пути s= v х t и обучение использовать ее для решения задач на движение.

Образовательная задача: научить выявлять зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем, расстоянием, научить детей строить формулы, выражающие эти зависимости.

Развивающая задача: развивать навыки устного счета, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные задачи: развивать самостоятельность детей, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, разноуровневые задания, самостоятельные упражнения; способствовать формированию интереса к предмету. Учить слушать товарища, рассуждать и доказывать.

Средства обучения: 1) учебник; 2) карточки с формулами и их названиями, карточки с числами для визуального поиска учебного материала.

Оформление кабинета: 1) зрительно-координаторные тренажеры (зрительные метки); 2) чертежи и таблицы.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 1)

I. Организационный момент

Цель: активизировать внимание детей; для лучшего настроя на работу использую релаксационные упражнения.

- На перемене мы отдохнули, а сейчас нас ожидает серьезная работа: нам предстоит сделать еще одно важное математическое открытие. Я думаю, что оно может пригодиться каждому из вас. Закройте глаза и повторите: «Я внимательный, сдержанный, любознательный, аккуратный. Я все смогу. Я готов работать. Я преодолею все трудности». Упражнение «Подари улыбку гостям и одноклассникам».

II. Повторение

Цель: развитие навыка устного счета, учить доказывать, повторить формулы площади, периметра, объема, подвести к изучению новой формулы – формулы пути.

1. Новое всегда опирается на уже имеющиеся знания, поэтому начинаем урок с повторения.

- Вычислите удобным способом выражения, соединяя последовательно ответы. Определите, какая геометрическая фигура получится. (Ответы соединяем отрезками цветной бумаги.) На доске записаны выражения и ответы.

360 – 97 + 97 = (360)
18 + 19 + 20 + 21 + 22 = (100)
562 – (462 + 60) = (40)
2 х 18 х 5 = (180)

 

- Какая геометрическая фигура получилась? (Прямоугольник, квадрат.)

- Чем необычен квадрат? (У квадрата все стороны равны.)

2. По классу развешаны карточки с изученными формулами, названия формул на доске закрыты, открываются последовательно после прочтения их детьми. Использую технологию В.Ф.Базарного – визуальный поиск наглядного учебного материала.

- Вычислите: периметр квадрата со стороной 12 м.

- Как узнали? (12 м прибавили к 12 м, а потом умножили на 2; или 12 м умножили на 4.)

- Что помогло в вычислении? (Формула.)

- Найдите ее. (Все дети показывают на формулу рукой, один ученик вывешивает ее на доску.)

- Вычислите: площадь прямоугольника со сторонами 8м и 30м.

- Периметр прямоугольника со сторонами 8м и 12м. (Дети называют ответ и доказывают, как его нашли. По классу находят формулы и вывешивают на доску.)

- Какие формулы еще знаете? (Дети называют). Найдите их по классу.

На доске:

Периметр квадрата Р = а х 4
Периметр прямоугольника Р = (a + b) х 2 = a х 2 + b х 2
Площадь квадрата S = a х a
Площадь прямоугольника S = a х b
Объем параллелепипеда V = a х b х c
Деление с остатком a = b х c + r , r < b
Объем куба V = a х a х a

- Итак, как называются все эти записи? (Формулы.)

(Приложение 2)

- Для чего они нам нужны? (Помогают решать задачи, находить площадь, периметр, объем фигур.)

3. Постановка проблемной ситуации перед детьми.

- А теперь решите такую задачу: мотоциклист проехал за 3 часа 90 км. С какой скоростью он двигался? (Ответы детей.)

- Как узнали? (90 км разделили на 3 часа.)

- Какая формула пригодилась для решения этой задачи? (Никакая.)

- Можно ли использовать данные формулы для решения задач на движение? (Нет.)

- Почему? (Другие величины.)

- Какие величины характеризуют движение? (На доску вывешиваются карточки с названием величин.)

Cкорость v

 

Время t

 

Расстояние s

- А как же нам быть при решении задач на движение? (Надо вывести формулу.)

III. Сообщение темы урока. (Проблемная ситуация)

- Какова же тема нашего урока? (Составим формулу пути и будем решать задачи на движение.)

- Правильно. Мы сегодня познакомимся с формулой пути, связывающей величины: скорость, время и расстояние. Будем учиться использовать ее при решении задач на движение.

- А может, она нам не нужна? Может она не имеет практического значения? Давайте подумаем вместе. (Нужна.)

- Для чего, где можно применить эту формулу? (На соревнованиях, для составления расписания поездов, самолетов, автобусов и т.д.)

IV. Работа по учебнику

Цель: построить формулу пути, первичное закрепление.

1. Раскройте учебник на стр. 4, задание 1. (На доске чертеж и таблица, как в учебнике.) Фронтальная работа.

- Прочитайте задачу. Что такое аэросани? (Предположения детей.)

- Что такое 45 км/ч? (Скорость.)

- Что значит, едут со скоростью 45 км/ч? (Каждый час проезжают 45 километров. Движение равномерное.)

- Давайте заполним таблицу. Прошел 1 час, на какой отметке оказались аэросани? (На отметке 45 километров.) Как узнали? (Скорость умножили на время, 45 км/ч умножили на 1 час.)

- Прошел 2 часа, 3часа, …, t часов?

- Что заметили? (Время увеличивается, расстояние увеличивается, скорость постоянная.)

- Как мы находили расстояние? (Скорость умножали на время.)

- Какая формула получилась? (На доску вывешивается табличка с формулой: s = v xt.)

- Чем является в формуле величина s? (Произведением.)

- А величины v и t? (Множителями.)

- Расположите их в треугольнике.

- Объясните, что получилось? (Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.)

- Зная эту формулу, можно вывести еще две формулы, какие? (Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.)

Итог: Мы вывели формулу пути. А может мы ошиблись? Как проверить правильность наших выводов? (Посмотреть в учебнике.)

2. Прочитайте внимательно правило на стр. 4 - 5. (Дети читают объяснение записи формулы пути.)

- Что-то новое узнали? (При записи величин движения используют строчные буквы v, t, s.)

- Почему? ( Чтобы не путать их с обозначением площади – S, и объема – V.)
- Молодцы! Зная эту формулу, будем решать задачи.

V. Физминутка

По углам класса развешаны карточки. Использую метод зрительно - координаторных тренажеров: упражнение со зрительными метками. Развивается внимание.

По команде учителя дети, стоя около парт, фиксируют взгляд на карточке, не более 5 - 7 секунд.

- Какие геометрические фигуры увидели на карточке № 3?

- Сколько божьих коровок на карточке № 2?

- Каких животных узнали на карточке № 1?

- Если они захотят устроить соревнование по бегу, кто из них победит? Почему? (Скорость больше.)

VI . Выполнение заданий на закрепление нового материала

Цель: Закрепить умение находить расстояние по данной скорости и времени.
Работа над заданием №2 (аналогичное заданию № 1) – дети второго ряда работают по цепочке.

- Движение какое? (Равномерное.)

- Что мы знаем? (Скорость и время.)

- Что надо найти? (Расстояние.) Как? (Скорость умножить на время.)

Задание 4. Цель: Учить детей, пользуясь формулой пути, находить величины s, t, v, их взаимосвязь.

а) Выполняется коллективно, на доске и в тетрадях. Один ученик объясняет и доказывает, как он нашел данную величину.

s

v

t

?

5 м/с

9 c

48 км

?

6 ч

21 км

7 м/мин

?

s

v

t

320 км

?

80 ч

810 м

9 м/мин

?

?

60 м/с

50 с

б) выполняется самостоятельно детьми, один ученик работает на индивидуальной доске.

Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями, проверьте у соседа правильность выполнения.

- Кто ошибся? О чем забыл? (Запись наименований у величин движения.)

3. Задание 5 по рядам – индивидуальная работа, сильный ученик оказывает помощь соседу.

Цель: Решить задачу, используя формулу пути.

Проверка фронтальная.

- Что известно? Что надо найти? Как?

Итог: Молодцы! Справились с этими заданиями.

- Кому было трудно, в чем испытывали затруднения? (Дети делятся своими проблемами.)

- Не огорчайтесь. Мы продолжим работу на следующих уроках, и вы сможете легко решать задачи на движение.

4. В заключение урока предлагаю вам вспомнить решение уравнений.

Задание 10 – дифференцированно: с уравнением под буквой б) справятся все, под буквой а) – нужно подумать, а под в) – нужно очень хорошо подумать. Выберите то уравнение, с которым вы справитесь. По классу развешаны карточки с ответами: 5, 6, 8, 4, 30, 60, 80, 50, 24, 35, 66.

- Кто правильно и первый решит уравнение, найдет карточку с ответом.

- Расположите ответы в порядке возрастания. Переверните другой стороной. Что получилось? (На обратной стороне карточек написано слово «молодцы».)

- А как бы вы оценили свое настроение и работу на уроке? Покажите жестом. (Использую прием рефлексии.)

VII. Домашнее задание

- Я думаю, вы хорошо потрудились на уроке, дома продолжите закрепление.

Задание 13 по вариантам. (Решение примеров с несколькими действиями.) Перед решением примера вспомните порядок выполнения действий. Будьте внимательны.

На стр. 4 - 5 выучите правило.

- Решение задач на движение, используя формулу пути. Кто испытывал на уроке затруднения, рекомендую выполнить задание 6 а), остальным ребятам – задание 7.

- А кто хочет заработать дополнительный плюс к пятерке – задание 9. (Нахождение объема параллелепипеда.)

VIII. Итог урока

- Что нового «открыли» мы для себя на уроке? (Формулу пути.)

- Чему важному учились? (Узнавать скорость, время, расстояние.)

- Как узнать, сколько метров проплывает окунь за 8 минут, если будет плыть со скоростью 80 м/мин?

- Если останется время, можно выполнить дополнительно задание 8 – решение задачи на движение.