Деталь как средство создания образов героев "Мертвых душ" и элемент художественного стиля Гоголя

Разделы: Литература


Тема: Деталь как средство создания образов героев «Мертвых душ» и элемент художественного стиля Гоголя.

Цели:

Образовательная. Систематизировать  знания по теории литературы в ходе анализа художественного текста.

Воспитывающая. Пробуждать творческую мысль обучающихся, приобщать к искусству слова. Развивать умение самостоятельно добывать знания в результате развития самостоятельного мышления.

Развивающая. Развивать образное мышление, языковое чутьё, что способствует развитию яркой литературной речи. Учить видеть необычное в кажущемся обычном, способствовать развитию творческих способностей, развивать воображение и умение ценить слово и владеть им.

Оборудование: Опорный конспект. Художественный текст. Иллюстрации к произведению.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков (с целью создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность).

Форма ученической работы: Групповая (всего 5 групп с определённым заданием).

План урока

1. Организационный момент.

2. Словарная работа с термином «художественная деталь».

Задача: Уметь работать с термином через примеры на основе уже полученных знаний.

3. Лекция по теме урока.

Задача: Уметь вычленить главное.

4. Самостоятельная работа в группах.

Задача: Уметь применять теоретические знания, видеть детали, осознавать их роль текста. Делать выводы.

5. Резервные задания эксперимент с домашней заготовкой.

Задача: Воспитать вкус к яркой характерной детали. Обратить внимание на стиль писателя.

6. Задание на дом.

Задача: Дать задания отдельным учащимся различные по сложности – дифференцированный подход.

7. Мотивировка оценок.

8. Оценка урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Тема: Деталь как средство создание образов героев «Мёртвых душ» и элемент художественного стиля Гоголя.

Какой огромный, какой оригинальный сюжет!
Какая разнообразная куча!
Вся Русь явится в нём!

Н.В.Гоголь.

2. Работа с термином «художественная деталь»

Словарная работа. Художественная деталь.

Деталь (от французского detail – часть, подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную и нагрузку).

Художественная  деталь.

По объекту изображения.

Обстановка Внешность
Интерьер Портрет
Пейзаж  

3. Лекция учителя

Н.В.Гоголь – общепризнанный мастер художественных  описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей. Уже во времена Пушкина возникла необходимость  в более критическом и детальном исследовании отдельных сфер русской жизни.

Детализация – важнейший аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь. Например: интерьер как средство характеристики практически не использовался в классической и романтической литературе. Однако писатели-реалисты поняли, как много может вещь рассказать о своём владельце. Роль художественной детали возросла.

Гоголь видит детали, будто под микроскопом, и они приобретают непривычный облик, но все же хорошо узнаваем читателям. Отдельно можно говорить о деталях в портретах (глаза у Плюшкина, у Манилова).

Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ века.

Вывод делают дети.

1. Деталь как средство типизации (город, гостиница, одежда).
2. Деталь как средство индивидуализации, например: Манилов (речь, дом, кабинет и т. д.)

4. Самостоятельная работа в группах

Во 2-й главе найти детали, охарактеризовать их  и определить их роль в тексте главы.

1 гр. – детали пейзажа, дома (внешний вид).
2 гр. – детали портрета, занятие героев.
3 гр. – детали интерьера, кабинета.
4 гр. – детали, помогающие описать поведение героев.
5 гр. – детали, характеризующие речь героев.

Подводятся итоги работы. В каждой группе один ученик пишет значение детали на доске. Так какой же Манилов?

5. Резервное задание (домашняя заготовка)

Эксперимент: 1-й ученик читает гоголевский текст выразительно, 2-й ученик читает тот же фрагмент без деталей. Что получилось? Какой же Манилов? Какова роль художественной детали? (Уметь видеть обычное в необычном, уметь внимательно читать, разгадывать загадки автора).

6. Домашнее задание трём группам, (дифференцированный подход)

1 гр. – Чичиков: Беда или надежда России (вопросы по учебнику, творческий практикум стр. 147.)
2 гр. – Судьба и характер крестьян, которых покупал Чичиков у помещиков.
3 гр. – Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина.

7. Мотивировка оценок

8. Оценка урока