Конспект урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова. Тема: "В царстве грибов"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи: Расширить знания детей о грибах; отметить их многообразие, значение; учить видеть взаимосвязи в природе; воспитывать бережное отношение к грибам, к природе; учить проводить небольшие исследования.

Оборудование: картины с изображением разных видов леса (березовая роща, сосновый бор, дубрава, осинник); муляжи грибов, рисунки детей, выставка книг о грибах, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

На любимый наш урок
Прозвенел уже звонок.
Мы посмотрим: всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Дневники лежат на месте.
Мы сегодня будем вместе
Слушать, думать, отвечать.
Что ж, пора урок начать.

2. Проверка домашнего задания

а) Работа с дневником наблюдения.

– Начинаем урок по окружающему миру. Откройте дневник наблюдения, посмотрите в окно, какой день, солнечный или пасмурный? Отметьте.

– Кто скажет о направлении ветра?

– Подойдите к окну, посмотрите на градусник. Какую температуру он показывает? Отметьте.

– Какие изменения произошли сегодня в природе? Уберите дневники.

– Ваши знания об охране животных проверим с помощью теста.

б) Тест об охране животных. (см. Приложение 1)

3. Работа над новым материалом

– Ребята, а сейчас мы отправимся в необыкновенное путешествие. Мы отправимся в одно царство. Что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.

В этом царстве чудеса.
В нём луга, поля, леса.
В них, смотри, то там, то тут
Гномики живут, растут.
Каждый – свой имеет пост.
И у гномов разный рост.
Есть – на ножке, в шляпке красной,
В белых точках и опасный.
Здесь увидишь у опушек
Бледно-розовых подружек.
А под дубом, такой важный,
Коренастый и отважный.
Обо всех не рассказать.
Пора царство вам назвать.
– Царство грибов.

– Да, и это тема нашего урока.

(Учитель показывает на выставку.)

– Ребята, а по каким царствам живой природы мы уже путешествовали?

(Царство животных, царство растений.)

– В царство грибов мы отправляемся на волшебном корабле.

(Появляется картина с изображением сказочного корабля.)

– Руководство кораблём, я беру на себя. Пристегните ремни, взлетаем. Во время путешествия будьте внимательны, слушайте, запоминайте. В конце каждый составит отчёт о проделанной работе.

– Приземляемся. Можете отстегнуть ремни.

Появляется царица грибов. (Девочка в костюме царицы грибов)

– Здравствуйте, дорогие гости. Давненько к нам никто не заглядывал. Я очень рада. Хотите, я покажу вам своё царство? Тогда, смотрите. (Показывает на картину с изображением берёзовой рощи.

Вот лесок берёзовый.
В шляпе здесь не розовой.
В шляпке бурой, светлой
С длинной ножкой и заметный. (Подберёзовик.)

(Показывает муляж подберёзовика.)

Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый
И зовётся …(Белый.)

(Показывает муляж белого гриба.)

Вас в осинник привела,
Гриб другой вам назвала.
В шляпке ярко-красной.
Рви. Он не опасный. (Подосиновик.)

(Показывает муляж гриба.)

Учитель. Спасибо, Ваше величество. Отдохните, а я задам ребятам вопрос. Какой можно сделать вывод из того, что вы услышали от царицы грибов? (Каждый гриб растёт в определённом месте.)

4. Физкультминутка

– А сейчас, ребята, встаньте. Пойдём собирать грибы, которые можно есть. Как их называют одним словом? (Съедобные.) А те которые нельзя есть? (Несъедобные.)

А сейчас мы отдохнём.
Собирать грибы пойдём.
Вот мы видим боровик.
Шляпкой к дереву приник.
Мы сорвём тебя, дружок,
И положим в кузовок.
А сейчас сорвём другой
И отправим за тобой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы пойдём домой опять.

5. Работа с учебником

– Ребята, сейчас мы должны уточнить знания об услышанных грибах, их строении. Откройте главный наш маршрутный лист – учебник на с. 118. Самостоятельно изучите строение гриба.

(Учащиеся читают и рассматривают иллюстрацию.)

– Ребята, проверим, как вы усвоили прочитанное. Назовите части гриба. (Шляпка, ножка, грибница.)

– Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)

– Какую роль выполняет грибница? (Всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минералами солями, поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)

– Какую пользу приносят грибы деревьям? (Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли.)

– Какую ещё пользу приносят грибы? (Ими питаются животные.)

Дополнительная информация учителем. (см. Приложение 1)

Царица. Дорогие, гости, а какие вы ещё знаете грибы? (Дети подходят к столу, выбирают гриб (муляж) и называют его.)

Моё царство такое большое. Очень трудно его обойти за такой короткий срок. Но мне хочется вас предостеречь. Вы ещё говорили, что есть и несъедобные грибы. Я вам сейчас их покажу. Для этого посмотрим в волшебное зеркало.

Презентация (Презентацию можно просмотреть, связ0авщисб с автором статьи.)

1 слайд.

Бледная поганка – смертельно ядовитый гриб.

Ложноопёнок кирпично – красный.

Желчный гриб. – Не ядовит, но очень горький.

– Зачем нужны несъедобные грибы.

(Ими питаются и лечатся животные.)

Царица. Хоть царство моё огромное, но есть грибы, которых становится меньше. Они занесены в Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Посмотрите их.

2слайд. Грифола курчавая.

3 слайд Ежевик коралловый. Решеточник красный.

4 слайд Сетконоска сдвоенная. Спарарсис курчавый.

Царица. Хочется вам показать диковинные, редкие грибы.

5 слайд. Цветохвостик. Трутовик.

6 слайд. Ослиные уши. Звездовик. Иудино ухо.

6. Игра на внимание

Царица. Ребята, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали. Проведём игру “Съедобный, несъедобный”. Я буду называть гриб, вы будете поднимать руку, если гриб съедобный, несъедобный – просто сидеть.

Моё царство простирается на луга, поля, водоёмы. Много диковинок в моём царстве. Около 120 тысяч видов грибов. Есть полезные и вредные на морях, полях, водоёмах. Но об этом я расскажу вам в следующий раз. На прощание мне хочется услышать, умеете ли вы собирать грибы так, чтобы они не исчезли с лица Земли.

7. Правила сбора грибов (с. 121)

  1. Надевай такую одежду, чтобы не было открытых участков тела.
  2. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
  3. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
  4. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком. (Лучше, даже гриб выкручивать, чтобы не повредить грибницу)
  5. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
  6. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятиях, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

Учитель. Ваше величество, большое спасибо за тёплый приём. Нам пора возвращаться. Ребята, пристегните ремни.

Вот мы и вернулись из нашего волшебного путешествия. Теперь нам надо сделать записи, приготовить отчёт, как после любого научного путешествия, экспедиции. Для начала скажите, грибы относятся к живой или неживой природе? (К живой.)

– Почему? (Рождаются, развиваются, размножаются, умирают.)

8. Работа в тетрадях

Словарная работа.

– Запишите новые слова.

Грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.

– Почему в словах грибница и грибы пишется буква и? (Проверочное слово "гриб".)

– Ъ знак какой он? (Разделительный.)

– Почему? (Разделительный ъ знак пишется после приставок на согласный, перед гласными е, ё, ю, я.)

9. Работа по уровням

Учитель. Ребята, а сейчас каждый приготовит для отчёта тот материал, который запомнил (можно работать в парах, группах)

1-й уровень – нарисовать гриб, указать части растений.

2-й уровень – нарисовать грибницу.

3-й уровень – дополнительные сообщения о грибах.(см. приложение)

  • Пеницилл
  • Дрожжи.
  • Трюфели.
  • Зимний гриб.

– Ребята, как вы думаете, всё вы узнали о грибах? (Нет.)

– Хотите узнать больше? (Да.)

Предлагаю вам исследовательский проект “В царстве грибов” Этот проект мы сегодня уже начали осуществлять.

– Как вы думаете, зачем нам нужен этот проект? (Чтобы больше узнать о грибах.)

– Да, о грибах мы знаем мало, многие люди не могут отличить съедобный гриб от несъедобного.

Я взяла справку в нашей амбулатории о числе отравлений грибами. Их за этот сезон было 3. В районной газете есть сообщения об отравлениях по району (показываю). Проведено анкетирование среди учащихся. Анализ этого анкетирования показал, что многие учащиеся не знают некоторые несъедобные грибы, не знают правила сбора грибов, не знают правила сбора грибов, не знают грибы, занесённые в Красную книгу. Поэтому нам нужен этот проект. Мы соберём сведения, оформим стенд о грибах, подарим сельской библиотеке собранный материал, выступим с сообщением перед другими учащимися. Научным руководителем проекта буду я, а участниками будите вы, ваши родители. Над ним мы будем работать на уроках и внеурочное время.

– Посмотрите на стенд с книгами, после уроков подберёте, выберите себе для работы над проектом.

10. Домашнее задание

Повторите материал из учебника на с.118–122. Будете собирать дополнительный материал.

11. Итог урока

– Что вы запомнили сегодня на уроке? (Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибы состоят из шляпки, ножки, грибницы. Грибница – это подземная часть гриба. Она нужна для питания гриба и деревьев, с которыми связана. Грибы питаются остатками растений, превращая их в перегной.)

– Какие грибы растут в нашей местности?

– Съедобные и несъедобные.

– Назовите съедобные грибы. (Белый гриб, опята, лисички, подберёзовики и т.д.)

– Несъедобные грибы. (Мухомор, ложноопёнок, бледная поганка.)

Литература:

Херрман, Хайке. Грибы/ Пер. с нем. Ю.Ю. Зеленко. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2008.