Урок письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы-интерната VIII вида. Тема "Имя существительное как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках;
  • упражнять в нахождении существительных в письменной и устной речи;
  • обогащать и расширять активный словарь через включение в речь новых и изученных существительных;
  • способствовать совершенствованию грамматического строя речи через составление предложений по заданной схеме;
  • развивать функцию переключения внимания через чередование видов деятельности;
  • способствовать развитию логического мышления через выполнение упражнений аналитического и синтетического характера;
  • воспитывать собранность и умение достигать поставленной цели через самостоятельные и коллективные формы работы.

Организационный момент

Звонок за дверью прозвенел.
Ученик за парту сел.
Приготовился писать,
Слушать и запоминать.

- Начинаем урок письма и развития речи.

- Откроем тетради и запишем дату.

Ч…тырнадцатое окт…бря.

Классная работа. (Орфограммы.)

Введение в тему

1. Работа с иллюстрациями. - Прежде чем продолжим работу дальше, я хочу зачитать вам отрывок из хорошо знакомого произведения. Задача: определить автора, жанр и название. (Чтение отрывка «Черная курица», раздать иллюстрации.)

- Художник Нобутовский к данному сюжету создал такую иллюстрацию, внимательно рассмотрите её. Попробуем назвать изображенные на ней:

(Устно постоянно ставить вопрос.)

- На какие вопросы отвечают записанные слова?

- Какая часть речи отвечает на вопрос кто? или что?

- Значит, какой частью речи являются записанные слова?

2. Определение темы

- О чем на уроке сегодня пойдет речь?

- Запись темы: Имя существительное как часть речи.

Постановка цели

- К концу урока мы должны узнавать существительное в устной и письменной речи, определять его грамматические признаки. (Попросить кого-нибудь повторить).

3. Работа со словарём

Спиши, вставляя:

*бразование, д*м*кратический, кв*л*фикация, гр*жд*нин.

- Взаимопроверка.

- Найдите лишнее слово, почему?

4. Работа по опоре

- Подытожим, что же такое имя существительное?

Существительное – это __________
Отвечает на вопросы __________
Обозначает __________

5. Работа над предложением

- Составь: Какой? кто? чей? чего? что делает? что? на что?

Гражданин, страны, каждый, на образование, нашей, имеет, право.

- Сделаем синтаксический разбор данного предложения. (Главные члены, чем выражены, найти еще существительные.)

Добавить к опоре:

В предложении
Является __________ или __________

6. Работа по определению грамматических признаков существительного

- Вернемся к словарным словам. Мы определили, что это существительные, но чем-то они отличаются друг от друга, назовите этот признак.

Имеет род __________

7. Физминутка

- Пришло время отдохнуть.
- Откиньтесь на спинку стула,
- Закройте глаза.
- Опустите руки на колени.
- Делайте глубокие вздохи.
- Положите голову на парту.
- Дышите ровно.
- Поднимите голову.
- Уберите руки на парту.
- Откройте глаза.

- Проводя физминутку, я называла предметы или имена существительные. Перечислите их. А какие из них я имела ввиду, сразу несколько, один?

- Добавление в схему:

Число __________ и __________

8. Работа с учебником

 - С.53, прочитайте. Какие признаки еще не называли? Склонение и падежи будем рассматривать на следующих уроках.

9.

На первом этапе мы рассматривали иллюстрацию и называли предметы, а с помощью слов тоже можно нарисовать картину. Это сделал писатель К.Паустовский. Я зачитаю, а вы постараетесь представить. (Включается аудиозапись.) (С.53 упр.69.)

- Вы мысленно побывали в лесу, что увидели?

Самостоятельное чтение.

- В чем особенность текста?

Списывание. Работа в парах. Проверка.

10. Разбор домашнего задания

- Синие: найти и подчеркнуть существительное.

- Зеленые: найти существительное, определить число, род.

- Красные: подобрать существительное, определить род, число.

ИТОГ

- Тема?

- Что должны были иметь к концу урока?

- Что такое существительное? (Убрать опору.)

- Оценки.