Урок детской риторики в 1-м классе по теме "Узнай по голосу"

Разделы: Начальная школа


Цель: Вызвать у детей интерес к собственной устной речи и речи окружающих людей, потребность к постоянному её совершенствованию.

Задачи:

  • Познакомить детей с такой особенностью устной речи, как тембр. Учить анализировать и оценивать устную речь с точки зрения такого её свойства, как окраска голоса.
  • Развивать умение говорить не только правильно, но и свободно, с учётом ситуации общения. Воспитывать любовь к слову.

Оборудование: компьютерная презентация, магнитофонная запись, учебник “Детская риторика” (Т. А. Ладыженская и др.), детские книги.

Ход урока

1. Повторение ранее изученного материала

Учитель: Как называется наш урок? Что такое риторика? (Наука, которая учит искусно говорить.)

Очень давно, 2500 лет тому назад в школе изучали такую науку, которая называлась Риторика. Это не просто древняя, а древнейшая наука.

Слайд 1. (Приложение 1)

На уроках риторики учили говорить: сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, призывать, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Слайд 2

Учили говорить (как): отчётливо, свободно, разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко, убедительно, ясно, точно, искусно, умело.

2. Речевая разминка

1) Работа над чистоговорками.

– Откройте учебники на с. 33. Прочитаем маленькое стихотворение. Как называются такие маленькие удивительные стихи? В чём особенность чтения (говорения) чистоговорок? Их произносят громко и медленно. Само название этих стихов говорит о том, как их надо произносить: говори чисто, без ошибок.

(Учитель произносит чистоговорку, ученики хором повторяют её.)

– Зачем мы три раза произносим слог за? (Чтобы правильно произнести слово коза.)

Чтение чистоговорок.

Слайд 3

Ба-ба-ба – из окна торчит труба.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ре-ре-ре – метём сор во дворе.
Му-му-му – молоко кому?
Су-су-су – очень холодно в лесу.
Та-та-та – у нас в доме чистота.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

2) Работа над скороговоркой.

Слайд 4

ежата, ужата, У ежа, у ужа.

Прочитайте слова, которые написаны на экране. Составьте предложение, которое является скороговоркой. Почему вы составили именно это предложение?

В чём особенность чтения (говорения) скороговорок? (Произносим громко и быстро.)

Произносим скороговорку всем классом медленно, затем нормально, потом быстрее, потом очень громко.

Работа в минигруппах.

Произнесите скороговорку соседу. Договоритесь, кто это сделает первым.

Кто хочет произнести скороговорку всему классу?

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока

Мы учимся искусно говорить. Какую же речь мы с вами будем развивать? Какие особенности устной речи вы знаете? (громкость, темп). От чего зависит громкость речи и темп? Сегодня узнаем ещё одну особенность устной речи.

Игра “Отгадай, кто говорит?”

На магнитофон записана речь нескольких детей, читающих весёлые стихи.

1. Внучка.

Утром дед
Спросил у внучки:
– Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:
– Я не белоручка!
        (Е. Авдиенко)

2. Кошка.

Говорит мне тихо кошка:
– Пожалей меня немножко!
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету.
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднёс.
Я обнял её за шею:
– Вот как я тебя жалею!
Ну, чего ты хочешь, кошка?
Говорит она: – Немножко,
Хоть немножко пожалей –
Отпусти меня скорей.
                        (А. Гришин).

3. Хомячок.

Любит хомячок жевать
Целый день и всё подряд.
Что в животик не войдёт,
Он за щёчки уберёт.
            (Н. Пашковская)

Физкультминутка “Ты загадку отгадай: кто позвал тебя – узнай”

Водящий отворачивается, все ученики маршируют и хором говорят слова: “Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай”. По указанию учителя один из учеников называет водящего по имени. Водящий поворачивается и называет имя того, кто его позвал. Если правильно – все хлопают, если неправильно – качают головой.

Игра “Договори словечко!”

В игре участвует весь класс. Водящий, читающий стихотворение стоит спиной к классу. На вопрос отвечает один из учеников (по указанию учителя). Водящий должен по имени назвать того, кто ответ на вопрос, т. е. узнать его по голосу.

  1. Удивляется народ:
    Едет печка, дым идёт,
    А Емеля на печи
    Ест большие калачи!
    Чай сам наливается
    По его хотению,
    А сказка называется…
    (По щучьему велению)
  1. Укатился он из дома
    По дороге незнакомой…
    Ты узнал его, дружок?
    Это самый непослушный,
    Говорливый, простодушный
    И румяный… (Колобок.)
  1. Было яичко у нас золотое,
    А осталось лукошко пустое.
    Плачет дед, плачет баба,
    Но их утешает … (курочка Ряба.)
  1. Она, как снег, бела и светла.
    Она, как снег, боится тепла.
    Рады солнцу и дети и курочка,
    Ему не рада только …(Снегурочка).
  1. Сидит в корзине девочка
    У мишки за спиной.
    Он сам, того не ведая,
    Несёт её домой.
    Ну, отгадал загадку?
    Тогда скорей ответь!
    Названье этой книжки…
    (“Маша и медведь”)

– Почему во всех играх вы угадали, кто говорил?

Вывод: Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, что позволяет нам отличить её от речи других людей. Какова же тема нашего урока?

Слайд 5

Окраска голоса (тембр).

На какой вопрос вы бы хотели получить ответ?

(Зачем люди меняют окраску голоса?)

4. Открытие нового знания

Вспомните сказки, в которых герои изменяли окраску голоса.

Зачем они это делали?

Могут ли люди менять окраску голоса?

5. Инсценировка отрывка из сказки “Три медведя”

Слайд 6

Иллюстрация к сказке “Три медведя”.

Театр открывается!
К началу всё готово!

Помните сказку “Три медведя”? Какие слова произносили недовольные Михайло Иванович, Настасья Петровна и маленький Мишутка?

Кто хлебал из моей чашки?

Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Кто ложился на мою постель и смял её?

Сыграйте так, чтобы было понятно, когда говорит Михайло Иванович, а когда Настасья Петровна и Мишутка.

6. Итог

С какой особенностью устной речи познакомились?

Слайд 7

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

7. Рефлексия

Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

8. Эмоциональный настрой

На парте карточки разных цветов.

– Подумайте, пожалуйста, какое у вас настроение сейчас, Поднимите ту карточку, которая ,по вашему мнению, соответствует вашему настроению.

Мужество
Смелость
Любовь
Радость
Веселье
Красота
Опасность
Красный
Доброта
Сочувствие
Солнце
Тепло
Внимание
Жёлтый
Жизнь
Свобода
Надежда
Зелёный
Горе
Усталость
Тоска
Чёрный