Урок развития речи в 7-м классе по теме "Цветы в искусстве"

Разделы: Русский язык


 Цели урока:

- развитие связной речи учащихся;
- подготовка к написанию домашнего сочинения;
- воспитание эстетического вкуса;
- развитие познавательных способностей.

Ход урока

Урок сопровождается показом компьютерной презентации. (Приложение)

1. Слово учителя

(Слайд 2)

Тема сегодняшнего урока - «Цветы в искусстве». (Звучит фоном П.И.Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»)

«Не хлебом единым жив человек». По-видимому, эту истину знали уже в древности. Иначе зачем бы, едва научившись выращивать необходимые для питания культуры, люди стали обращать внимание на бесполезные в практическом отношении, но крайне красивые цветы? Интерес к ним древнего человека известен по найденным археологами рисункам. Например, декоративные ирисы выращивали в Древнем Египте еще в ХV веке до н.э. Сегодня никто не в силах подсчитать разнообразие красиво цветущих растений. Только роз существует не менее 10 тыс. сортов! Одни цветы покоряют своей нежностью и неприхотливостью, другие - великолепием форм и цвета, третьи очаровывают тончайшим ароматом. И все они удивительные создания природы! Так, виктория королевская родом из южноамериканской Амазонии украшает оранжереи и ботанические сады. Ее листья в поперечнике достигают 2 м, а из-за загнутых кверху краев напоминают гигантские сковородки. Листья крепкие и жесткие, не боятся нагрузки до 50 кг, могут выдержать не только Дюймовочку.

Человеку преподносят цветы в знак расположения к нему. В разные времена существовали особые языки цветов. В Древней Греции гонец с пальмовой ветвью приносил весть о победе. В Древней Персии с помощью цветка женщина могла рассказать о своих чувствах: вишня означала любовь, азалия-печаль. Можно еще много рассказывать о тесной связи человека с цветами.  Цветы упоминаются в пословицах и сказках, о них созданы легенды и песни, написаны поэтические строки, музыкальные и художественные произведения.

Послушайте, как нежно и трепетно говорит о простых и незатейливых украшениях Земли в своем стихотворении Н.Заболоцкий.

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Сколько любви и восхищения в каждой строке!

2. Задание по тексту

(Слайд 3)

Еще лежит пластами серый снег в оврагах. По утрам хрустит под ногами тонкий ночной ледок. Но что это за чудо пробивается? Главная краса и радость леса в пору ранней весны - подснежник. Одни говорят, что он голубой, как весеннее небо, другие возразят, что  он золотистый, как  солнечный луч, а третьи -что белый, как снег, который не успел растаять. Правы все. Подснежниками часто называют любые цветы, которые первыми появляются из-под снега.

Старинная легенда рассказывает, что в момент изгнания Адама и Евы из рая было холодно, шел снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника-вестника весны.

- Выписать из текста примеры лексических образных средств речи (эпитет, сравнение, перифраза).

3. Сопоставление произведений разных видов искусства

Картина Ван Гога «Подсолнухи» и фотография цветочной композиции. (Слайд 4)

Интересен факт, связанный с солнечным цветком. В начале XVIII столетия, при Петре I, подсолнечник появился в России в цветниках любителей экзотической флоры. Затем он обжил деревенские палисадники. Семечки в то время были лишь лакомством. В 1829 году крестьянин Данила Бокарев из Воронежской губернии отжал из семян подсолнечника с помощью ручной маслобойки масло красивого золотистого цвета. Его вкус и аромат понравились односельчанам. И в 1833 году в селе Алексеевка построили первый в мире маслобойный завод.

Красота подсолнечника много раз вдохновляла живописцев. И букеты из его огромных соцветий-корзинок были всегда в моде.

Существует искусство составления букетов – икэбана, которая восходит к VI в. Ее задача - отразить гармонию и красоту мира в цветочной композиции.

Вопросы для обсуждения:

- Сумел ли художник красками передать нежность цветов?
- Запишите по 4-5 прилагательных в 2 столбика: 1- относящиеся к описанию картины, 2- соответствующие вашему настроению.
- Сопоставьте репродукцию картины и фотографию цветочной композиции: что их объединяет, в чем видите различие, что больше нравится и почему.

4. Работа с поэтическими текстами

(Слайды 5-6)

По утру, на заре,
По (росистой) траве
Я пойду (свежим) утром дышать,
И в (душистую) тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях,
На (душистых) кистях
Мое (бедное) счастье цветет…
(Е. Бекетова)

Положим, - гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И черные зерна слепней.

И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела:
Далекая молодость в сотах,
Седая сирень расцвела!

Уж где-то телеги и лето,
И гром отмыкает кусты,
И ливень въезжает в кассеты
Отстроившейся красоты.

И чуть наполняет повозка
Раскатистым воздухом свод,
Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывет.

И тучи играют в горелки,
И слышится старшего речь,
Что надо сирени в тарелке
Путем отстояться и стечь.
(Б.Пастернак)

- Вставьте недостающие по смыслу слова в текст Е.Бекетовой. Теперь сравним оригинал с вашими предположениями.
- Сравните стихотворения о сирени русской поэтессы и русского поэта. Два взгляда: мужской и женский - на один и тот же цветок.
- Рассмотрите картину Д.Налбандяна «Сирень». (Слайд 7)

5. Домашнее задание

(Слайд 8)

- Написать сочинение на тему «Цветы в жизни человека», используя материалы урока, личные впечатления, художественные тексты.

Задания по выбору учащихся:

- выучить наизусть стихотворение о цветах;
- нарисовать иллюстрацию любимого цветка;
- вспомнить « цветочные» мужские и женские имена;
- привести примеры пословиц о цветах;
- подготовить легенды и сказки, связанные с цветами;
- назвать кинофильмы и песни, в названиях которых есть цветы;
- сочинить стихотворение о цветах.

Эти материалы станут страницами рукописного классного журнала «Чудо природы - цветы».