Тема: «Звук [Ш].
Цель: закрепление правильного произношения звука [Ш] в словах.
Задачи:
1. Автоматизировать правильное произношение звука [Ш] в словах.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи.
4. Развивать внимание, память, зрительно - пространственную ориентировку.
Оборудование: маленькие зеркала по количеству детей, предметные картинки: шапка, шуба, шляпа; шкаф, кушетка, вешалка; машина, лошадка, мишка; карточки с цифрами 1, 2, 3, предметные картинки: шар, ковш, шина, , кошка, кошелек, лягушка, карандаш, малыш.
Ход занятия
I. Организационный момент
Л.: Послушайте слова и назовите звук, который слышится в этих словах: шапка – машина – карандаш.
Д.: В словах слышится звук [Ш].
Л.: Сегодня на занятии будем стараться произносить звук [Ш] в словах.
II. Основная часть
1.
Л.: Вспомните, как располагаются губы и язык, когда произносим [Ш].
Д.: Губы округлены и чуть выдвинуты вперед, язык круглый, «как чашечка», поднят вверх и «прилипает» к твердому небу», а струя, которую мы выдыхает – теплая.
2.
Л.: Прежде чем вы будете произносить слова со звуком [Ш], нужно потренировать губы и язык, а для этого сделаем артикуляционную гимнастику.
Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики: «Бублик, «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Сдуй снежинку», «Фокус».
3.
Л.: Поиграем в игру «Доскажи словечко». К услышанному слогу добавьте слог – ша, или –ши и назовите слово целиком:
Кры(ша) Ка(ша) Лап(ша) |
мы(ши) малы(ши) у(ши) |
А теперь вы будете называть слог шо- (шу-), а к нему будет добавляться остальная часть, вы попробуете назвать слово целиком:
Шо(рох) |
Шу(ба) |
4.
Перед детьми лежит планшет, состоящий из девяти кармашков, в каждом лежит картинка:
Л.: Назовите картинки, которые лежат на верхней полоске:
Д.: Шапка, лошадка, мишка.
Л.: Назовите картинки, которые лежат на средней и нижней полоске.
Д.: Вешалка, шляпа, кушетка. Машина, шкаф, шуба.
Л.: Назовите картинки, на которых нарисованы игрушки.
Д.: Машина, лошадка, мишка.
Л.: Как одним словом можно назвать слова: вешалка, шкаф, кушетка.
Д.: Это мебель.
Л.: Шапка, шуба, шляпа – это обувь?
Д.: Нет, это головные уборы.
Л.: Назовите картинки, которые находятся в левом верхнем углу, (правом нижнем углу, левом верхнем углу, правом верхнем углу).
Д.: Машина, лошадка, шапка, шуба.
Л.: Посмотрите на картинки и запомните их. А теперь закройте глаза. (Закрывает картинки: шляпу, машину, вешалку). Откройте глаза и вспомните, какие картинку закрыты?
Д.: Закрыты: шляпа, машина, вешалка.
Л.: Еще раз посмотрите на все картинки и запомните их. Закройте глаза. (накрывает листом все картинки. А теперь посмотрите, чего не стало?
Д.: Не стало: шапки, вешалки, машины, лошадки, шляпы, шкафа, Машки, кушетки, шубы.
5.
Л.: Отдохнем немного. Вставайте и сделаем гимнастику.
Дети встают и делают гимнастику в сопровождении стихотворного текста.
Буратино потянулся:
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Ключик видно не достал!
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать!
6.
Л.: (На планшете, рядом со строчками цифры 1, 2, 3, в конверте картинки.)
Назовите картинки, сосчитайте, сколько слогов в слове и поместите картинки на нужную полоску.
Д.: Шар – в этом слове один слог, помещу эту картинку на первую полоску. (И так далее с каждой картинкой).
Л.: Назовите слова, в которых один слог (два, слога), (три слога). Запомните слова. (убирает планшет). А теперь назовите слова с одним слогом, с двумя слогами, с теряя слогами.
Л.: Назовите слова, в которых звук [Ш] слышится в начале слова.
Д.: Шар, шина, шипы.
Л.: В каких словах звук [Ш] слышится в конце?
Д.: В словах ковш, душ, карандаш.
Л.: В словах мышата, лягушка, кувшин звук слышится в начале или в середине?
Д.: В этих словах звук слышится в середине.
Л.: Назовите слова на средней полоске так, чтобы в них хорошо слышался звук [Ш].
III. Итог
Вспомните и назовите слова со звуком [Ш], который вы старались произносить на занятии.