Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема: "Звук [ш]"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: «Звук [Ш].

Цель: закрепление правильного произношения звука  [Ш] в словах.

Задачи:

1. Автоматизировать правильное произношение звука [Ш] в словах.
2. Развивать фонематическое восприятие.
3. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи.
4. Развивать внимание, память, зрительно -  пространственную ориентировку.

Оборудование: маленькие зеркала по количеству детей, предметные картинки: шапка, шуба, шляпа; шкаф, кушетка, вешалка; машина, лошадка, мишка; карточки с цифрами 1, 2,  3,  предметные картинки: шар, ковш, шина, , кошка, кошелек, лягушка, карандаш,  малыш.

Ход занятия

I. Организационный  момент

Л.: Послушайте слова и назовите звук,  который слышится в этих словах: шапка – машина – карандаш.

Д.: В словах слышится звук [Ш].

Л.: Сегодня на занятии будем  стараться произносить звук [Ш] в словах.

II. Основная часть

1.

Л.: Вспомните, как располагаются губы и язык, когда произносим [Ш].

Д.: Губы округлены и чуть выдвинуты вперед, язык круглый, «как чашечка», поднят вверх и «прилипает» к твердому небу», а струя, которую мы выдыхает – теплая.

2.

Л.: Прежде чем вы будете произносить слова  со звуком [Ш], нужно потренировать губы и язык, а для этого сделаем артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики: «Бублик, «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,  «Сдуй снежинку», «Фокус».

3.

Л.: Поиграем в игру «Доскажи словечко».  К услышанному слогу добавьте слог – ша, или –ши  и назовите слово целиком:

Кры(ша)
Ка(ша)
Лап(ша)
  мы(ши)
малы(ши)
у(ши)

А теперь вы будете называть слог шо- (шу-), а к нему будет добавляться остальная часть, вы попробуете назвать слово целиком:

Шо(рох)
Шо(пот)
Шо(лковый)

 

Шу(ба)
Шу(тка)
Шу(мовка)

4.

Перед детьми лежит планшет, состоящий из девяти кармашков, в каждом лежит картинка:

Л.: Назовите картинки, которые лежат на верхней полоске:

Д.: Шапка, лошадка, мишка.

Л.: Назовите картинки, которые лежат на средней и нижней полоске.

Д.: Вешалка, шляпа, кушетка. Машина, шкаф, шуба.

Л.:  Назовите картинки, на которых нарисованы игрушки.

Д.: Машина, лошадка, мишка.

Л.: Как одним словом можно назвать слова: вешалка, шкаф, кушетка.

Д.: Это мебель.

Л.:  Шапка, шуба, шляпа – это обувь?

Д.: Нет, это головные уборы.

Л.: Назовите картинки, которые находятся в  левом верхнем углу, (правом нижнем углу, левом верхнем углу, правом верхнем углу).

Д.: Машина, лошадка, шапка, шуба.

Л.: Посмотрите на картинки и запомните их.  А теперь закройте глаза. (Закрывает картинки: шляпу, машину, вешалку). Откройте глаза  и вспомните, какие картинку  закрыты?

Д.: Закрыты:  шляпа, машина, вешалка.

Л.: Еще раз посмотрите на все картинки и запомните их. Закройте глаза. (накрывает листом все картинки. А теперь посмотрите, чего не стало?

Д.: Не стало: шапки, вешалки, машины, лошадки, шляпы, шкафа, Машки, кушетки, шубы.

5.

Л.: Отдохнем немного. Вставайте и сделаем гимнастику.
Дети встают и делают гимнастику в сопровождении стихотворного текста.

Буратино потянулся:
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Ключик видно не достал!
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать!

6.

Л.:  (На планшете, рядом со строчками цифры 1,  2,  3, в конверте картинки.)
Назовите картинки, сосчитайте, сколько слогов в слове и поместите картинки на нужную полоску.

Д.: Шар  – в этом слове один слог, помещу эту картинку на первую полоску. (И так далее с каждой картинкой).

Л.: Назовите слова, в которых один слог (два, слога), (три слога). Запомните слова. (убирает планшет). А теперь назовите слова с одним слогом, с двумя слогами, с теряя слогами.

Л.: Назовите слова, в которых звук [Ш] слышится в начале слова.

Д.: Шар, шина, шипы.

Л.: В каких словах звук [Ш] слышится в конце?

Д.: В словах ковш, душ, карандаш.

Л.: В словах мышата, лягушка, кувшин звук слышится  в начале или в середине?

Д.: В этих словах звук слышится в середине.

Л.: Назовите слова на средней полоске так, чтобы в них хорошо слышался звук [Ш].

III. Итог

Вспомните и назовите слова со звуком [Ш], который вы старались произносить на занятии.