Урок в 9-м классе. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Пророк". Тема: "Духовной жаждою томим"

Разделы: Литература


Тема: «Духовной жаждою томим». (Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк»)

Цели:

1. Образовательная: анализ композиции, структуры стихотворения с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; применения знаний по теории литературы с целью выяснения изобразительных средств языка стихотворения.

2. Развивающая: развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного обращения к слову; развитие ассоциативно-образного мышления, расширение лексикона и развитие речевой деятельности.

3. Воспитательная: воспитание в ребятах ответственности за свои поступки, исходя из того, что человек – самое совершенное существо из всех живущих на Земле.

Опережающие задания:

1. Выучить стихотворение Анатолия Передреева «Всё беззащитнее душа» (1 ученик).
2. Сообщение ученика по книге Генриха Волкова «Мир Пушкина».
3. Выучить наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

Оформление:

Вращается весь мир вкруг
                    человека, -
Ужель один недвижим будет
                          он?
А.С. Пушкин «Бесы»

В центре доски 3 круга, символизирующие мироздание. Первый круг - изображение неба, гор, долины; второй круг - изображение воды и неба тёмного со звездами. В кругах - надписи из библии. Третий круг - композиционно-структурное изображение стихотворения: первый малый круг - от полета ангелов до «гад морских»; второй круг - содрогания неба и произрастания лозы; третий круг - превращение человека в пророка, а в центре малого круга - изображение человека.

В левой стороне доски - плакат с изображением А.С. Пушкина. В нижней части плаката - сельцо Михайловское, справа - кабинет А.С. Пушкина и изображение Музы.

В правой части доски – словарная работа.

Словарная работа

Пророк. В религиозно-мистических представлениях: истолкователь воли божества; предсказатель будущего.

Шестикрылый серафим. Персонаж христианской мифологии, изображается на иконах шестикрылым.

Перст. Палец.

Десница. Правая рука.

Зеницы. Глаза.

Совесть. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Ход урока

I. Вступление

Слово учителя.

Всё – суета. Всё – приходящий сон.
И свет звезды – свет гибели мгновенной.
И человек – ничто. Пылинкой он.
Но боль его громаднее вселенной.

Как велико мироздание, говоря словами Библии, прекрасное творение Божье. Он сотворил Землю силою своею, утвердил вселенную мудростью своею. Но как мал, беззащитен и в то же время греховен человек в своём стремлении не создавать, а зарабатывать, не трудиться, а развлекаться. Но потребление жизни оказалось делом неблагодарным и безрадостным, как пир во время чумы.

В церковнославянском языке потреблять означает уничтожать. Живя так, человек уничтожает свою душу. Он становится безразличным к добру и злу, не утрачивая, однако, способности теоретического, формального между ними различия.

В дореволюционном словаре Ф. Павленко это явление трактовалось как психическая болезнь, при которой моральные представления теряют свою силу и перестают быть мотивом поведения. Сейчас это всё чаще приобретает статус нормы.

Идеальных людей не бывает. Все мы сотканы из противоречий. Но иногда становится страшно, что люди перестают быть простодушными, что молодёжь растёт расчетливая, со взрослыми глазами и недобрыми замашками. Поэтому всё чаще у всех на устах наиглавнейшее из слов – совесть. Литература хватается за него, как за верёвку звонарь, собирающийся ударить в набат, как хватаются за нить, которая выведет к свету.

Послушайте стихотворение Анатолия Передреева, которое было написано к 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина, но и сегодня оно звучит очень современно. (Чтение учеником.)

Ученик.

Всё беззащитнее душа
В тисках расчетливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из темной власти барыша.

Всё обнажённей его суть,
Его продажная основа,
Где стоит всё чего-нибудь,
Где ничего не стоит слово.

И всё дороже, всё слышней
В его бездушности преступной
Огромной мир души твоей
Твой гордый голос неподкупный.

Звучи божественный глагол,
В своём величье непреложный
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной.

Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идет тебе навстречу
Духовной жаждою томим.

Слово учителя.

«И мир идет тебе навстречу духовной жаждою томим». Поэзия А.С. Пушкина – выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия. Даже своим отрицательным героям он не отказывает в терзаниях совести. Таков Барон из «Скупого рыцаря», который весьма красноречиво говорит о совести.

Ученик.

Когтистый зверь, скребущий сердце,
                                        совесть,
Незваный гость, докучный cобеседник,
Заимодавец грубый, эта  ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают?

Слово учителя.

Работа души – это то, что делает писаку праздного настоящим писателем.

Сообщение ученика по книге Генриха Волкова «Мир А.С. Пушкина».

Ученик.

Пушкин сам творит беспощадный суд над собственной жизнью и поступками, безжалостно бичует себя за те часы, когда «молчит святая лира», болезненно ощущает, что «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». И потому-то его духовное созревание шло как у царевича в «Сказке о царе Салтане»: не по дням, а по часам. В 15 лет начал публиковаться в журналах и заслужил одобрение «мэтров» русской поэзии. В 20 лет – известен всей читающей России. В 25 – вполне зрелый талант и зрелый характер, автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». И каждый следующий год новый гигантский взлет к совершенству поэтическому, художественному, личностному через творческое горение, через строгую взыскательность к себе, к своему творчеству. Она, поэзия, не только его памятник, но и его душа в заветной лире. Он так же, как впоследствии Л.Н. Толстой или А. П. Чехов, вел собой постоянную изнурительную борьбу за духовное самоусовершенствование. Это борьба часто молчаливая, о нем мы можем догадываться по таким пронзительным,  исповедальным строчкам:

Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток.
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
И строк печальных не смываю.

Тема беспощадного суда над своим творчеством – «ты сам свой высший суд», – над своей жизнью, поступками проходит через многие его произведения.

Слово учителя.

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – говорил Пушкин в своём философском стихотворении «Элегия». Позже Ф.М. Достоевский вложил в уста Раскольникова дорогую ему самому мысль: «Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца».

II.«Пророк»

Сегодня мы попытаемся проникнуть в тайны стихотворения Пушкина «Пророк», хотя полемика по поводу этого стихотворения не прекращается и сегодня. Академический анализ часто подводил исследователей. Попробуем при анализе соотнести произведения с жизнью, с её ценностями.

Это стихотворение необычное, кажется, оно написано не словами, а огнём и кровью.

Стихи эти – запись какого-то гигантского события внутренней жизни, потрясшего душу и интеллект. Тут была не мысль, не идея, а именно какое-то переживание, какая-то боль души, которую можно выразить на языке мифа. Ведь ему доступно выражение правды, превышающей возможности рассудка. Мы не узнаем об этом событии, об этом озарении. Черновик отсутствует.

В связи с любовной лирикой мы говорили об элегии «Под небом голубым», когда потрясение интимное (смерть любимой женщины) смыкается с проблемой творческой.

К какой же мысли приходит Пушкин, исходя из теории Л.Н. Толстого об иерархии вечных ценностей? (Дух должен властвовать над плотью, а обратное соотношение есть путь духовной смерти).
Духовная жажда становится такой сильной, что откровение, тайна мира, глас Бога становится доступен человеку.

Ученик. Чтение стихотворения «Пророк».

III.Анализ стихотворения «Пророк»

– Как вы по понимаете метафорически эпитет «духовная жажда», которым Пушкин начинает своё произведение? (Поиски истины.)

В черновых бумагах Пушкина эта строчка звучала так: «великой скорбию томим».

– Что ощущает герой стихотворения? (Несовершенство и трагизм бытия.)

– Какая из строчек кажется вам более удачной в контексте стихотворения? (Окончательный вариант выражает более глубокую мысль, так как можно томиться несовершенством мира и не искать истину.)

– Мрачная пустыня – тоже аллегорический образ. Что же он обозначает? («Пустыня бытия», бесплодная жизнь.)

Случайно ли явление серафима? (Явление серафима неслучайно, ведь он предстает перед человеком, «томимым духовной жаждой».)

– Объясните слово перепутье. (И перекресток путей, и положение человека, колеблющегося в выборе пути, заблудившегося.)

– Как встреча с серафимом изменяет героя? Проследите этапы преобразования героя. Что происходит со зрением, слухом?

Материал для учителя

(После прикосновения серафима у странника «отверзлись вещи и зеницы». Это глаза, широко открытые, настороженные, напряженно всматривающиеся, полные страха от внезапно совершившегося изменения и неожиданно открывшегося мира. Поэтому появляется эпитет «вещие» – мудрые. «Моих ушей коснулся он. Слух имеет особое значение. Мир раскрывается перед пророком не в красках, а в звуках. Звуки природы – это её язык. Они таинственны, и для их понимания нужна сверхчеловеческая мудрость. «Внял» означает «услышал», но вместе с тем и усвоил, «понял». Итак, второй дар серафима больше первого, он ставит пророка на более высокую ступень мудрости).

− Каким образом в стихотворение входит тема мудрости?

− Без чего может обойтись мудрец, но не может состояться пророк? (Мудрецу достаточно созерцания и понимания, пророку нужна вдохновенная речь.)

− Какие строчки посвящены теме мученичества? Она есть у Пушкина. В Библии она не звучит.

− Вспомните слова Достоевского и Пушкина о боли и страданиях. Поразмышляйте в связи с прочитанными строчками из стихотворения «Пророк».

Создается ли в вашем воображении зрительный образ чего-то ужасного, отталкивающего? («Отверстая грудь».)

Материал для учителя

Поэту не изменяет художественный вкус, он сохраняет дистанцию между словесным описанием и зрительным представлением, пользуясь многозначностью старославянского языка. Слова играют вторыми, т. е. скрытыми значениями. Например: трепетное, т. е. трепещущее и пугливое и т. д.

Знание о мире и способность говорить о нем куплены кровью и болью. Человек одинок и еще более бессилен. Воскресить пророка может только божество. Оцепенение разрушается властью слова.

− С какими словами глас Бога воззвал к пророку?

− Как вы понимаете строчки: «Глаголом жги сердца людей?»

Слово учителя.

Попытаемся понять смысл этих слов, обратимся еще раз к стихотворению. Перед нами вертикальная картина мира, но не физическая (от верха до низа), а метафизическая (от сверхприродных существ ангелов до бессловесной природы). Весь мир разом: от низшего до высшего узнал поэт-пророк. Посмотрим на композицию, структуру стихотворения: она концентрична.

− Найдите малый круг в стихотворении, средний и большой. (А над всем миром – глас Бога.)

− А кто в центре Вселенной? (Человек по Библии – творение Божие и цель его.)

− Так что же такое жечь сердца, причинять острое, как ожог, страдание?

− С чем связано жжение сердца? (С совестью, с ее угрызениями. Ведь из собственного опыта ясно, что совесть не только грызет, но и жжет.)

«В бездействии ночном живей горят во мне змеи сердечной угрызенья»
Пушкин готов пожертвовать стилем ради более важного. Автору нужно свести воедино огонь и змею. В этих строках все взято из «Пророка». Так, может быть, призыв «глаголом жечь сердца людей» есть повеление обращаться к человеческой совести? А голос Бога – это голос нашей совести? Это и говорит о божественном происхождении человека. Имей совесть, и ты будешь иметь Бога в душе.

− Какую тайну узнал Пророк, чтобы нести ее людям?

− Кто находится в центре мироздания? Кто есть человек? (Венец творения.)

− Каково его предназначение? (Часто человек, к сожалению, не соответствует этому высокому званию.)

Материал для учителя

Тайна – дело сердца, а не ума. То, что дано знать Пророку, от морских глубин до таинства произрастания лозы, до ангельских сфер и небесного свода, вся непостижимая уму громада мироздания – все это у Пушкина звучит, существует, происходит, совершается ради человека. Это и есть тайна, которую ему надо открыть людям, сердцам людей.

Как может знание этой тайны не жечь сердца людей, если знание это неизбежно должно напоминать, что существование человека на каждом шагу очевидным и постыдным образом не отвечает предназначенью и достоинству существа, ради которого совершается все в мире?

Можем ли мы быть уверены, что именно таков смысл поведанного Пушкиным откровения? Слова стихотворения на этот вопрос не отвечают. Отвечает его логика, структура, отвечают другие слова, написанные десять лет спустя, за три с лишним года до смерти: «Вращается весь мир вкруг человека». Этот главный смысл «Пророка» и есть вся истина художественного мира А.С. Пушкина. Из этой истины вытекают для Пушкина вечные истины, на которых основаны счастье и величие человеческие.

Слово учителя.

В обиходе совесть – это способность различать добро и зло в своих поступках. А у Пушкина – хоть смутное, но ощущение, что ты венец творения. Это налагает на каждого из нас ответственность, обжигая сердце страданием, когда не удается быть на уровне высокого предназначения.

Обратим внимание на эпиграф: «Вращается весь мир вкруг человека, ужель один недвижим будет он?»

Оправдывает ли каждый из нас великое предназначение человека на Земле?

Какую весть несет наш внутренний голос тем, кто рядом с нами каждый день, каждый час? Мы часто оправдываем свои поступки временем. По этому поводу хорошо сказал Н. Коржавин: «Время? Время дано. Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем».

IV. Подведение итога урока