Обобщающий урок по теме "Действия с десятичными дробями" в 5-м классе. Тема: "Математика и космос"

Разделы: Математика


Оборудование:

- картинки планет солнечной системы (из литературы, указанной ниже);
- книги о космосе.

Цели:  

- воспитание у учащихся любознательности, стремление познавать новое, расширение кругозора;
- воспитание патриотизма;
- повторение и обобщение умений и навыков выполнения действий с десятичными дробями.

План урока

I. Организационный момент

На предыдущих уроках мы с вами научились складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби.

Цель нашего урока - повторить правила и закрепить навыки выполнения этих действий. А поможет нам сегодня вечно манящий всех космос.

Издавна, вглядываясь в звездное небо, люди заметили, что звезды представляют собой не беспорядочно расположенные светящиеся объекты, а стройную систему, в которой каждая звезда занимает определенное место в определенное время. С расположением звезд люди стали сверять события, происходящие на Земле.

Звезды манили, «притягивали», занимали умы многих ученых. В результате наблюдений и исследований были сделаны предположения, а потом и получены подтверждения того, что в центре Солнечной системы находится Солнце, а не Земля, а вокруг Солнца вращаются планеты.

- Сколько планет в Солнечной системе? А звезд? (Одна - Солнце - ближайшая к нам звезда.)

II. Устный счет

На этом ребусе зашифровано название самой быстрой планеты. Названа она в честь древнеримского посланца богов. На этой планете самый короткий год - всего 88 земных суток.

Найдите значения числовых выражений и укажите букву, соответствующую этому значению. (В процессе выполнения действий, учащиеся формулируют правила выполнения.)

  1. 4,2 + 3,5
  2. 15,32 – 2,2
  3. 17,35 * 10
  4. 5,2 * 3
  5. 7,2 : 8
  6. 7 – 5,2
  7. 5,6 : 100
  8. 3,7 * 0,2

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета, по размерам немногим больше Луны.

III. Выполнение заданий

№1. Направляя телескопы в небо, ученые одну за другой открывали планеты. Но эта планета сначала была вычислена британским ученым Адамсоном в 1845 году на бумаге, затем математическими расчетами было вычислено ее месторасположение, а через два дня немецкий астроном Иоганн Галле, направив телескоп в вычисленное место, обнаружил эту планету на небе. Таким образом, это единственная планета, открытая «на кончике пера». Название этой планеты поможет узнать следующее задание:

Вычислите (выполняется у доски):

  1. 237,3 : 21 – 6,3
  2. (6 – 4,94) * 2,5 – 2,35
  3. 2,5 * 2,045 * 4
  4. 7,2 * 10 – 4,8 * 0,1
  5. 0,4² + 0,5²
  6. 565,5 : 65 – 5,4

Это планета Нептун.

№ 2 Кто из юных мечтателей не вглядывался с надеждой во тьму ночного неба и не представлял, как мчится в неведомую космическую даль - к мерцающим звездам?

«Человечеству предначертано судьбой ступить на поверхность астероидов, поднять рукой камень с Луны», - писал основоположник ракетостроения, русский ученый Константин Циолковский.

Первый искусственный спутник Земли был запущен в нашей стране, в Советском Союзе, в 1957 году. Спутник представлял собой небольшой шар, размеры которого нам помогут узнать следующие уравнения:

а) 7x – 365,72 = 47,28
б) (x – 73,5) * 6 = 57

 

x = 59 см – диаметр шара
x = 83 т – вес спутника

№3. Все мы знаем, что первым космонавтом был гражданин нашей страны Ю.А. Гагарин. 9 марта исполнилось 73 года со дня его рождения. А кто из следующих космонавтов первым совершил выход в открытый космос?

- Алан Шепард (США) - 1,24;
- Валентина Терешкова (СССР) - 0,9;
- Алексей Леонов (СССР) - 2,8;
- Нейл Армстронг (США) - 95,2.

Проверьте свою догадку выполнением следующего задания.

1) Вычислите произведение: 28 * 34 (952).
2) Используя полученный результат, запишите значение выражений, не выполняя указанных в них действий.

2,8 * 34 =
28 * 0,34 =
952 : 34 =
95,2 : 34 =

 

95,2
9,52
28
2,8

Наименьший из полученных ответов и подскажет вам ответ на вопрос.

- Да! Это русский космонавт Алексей Леонов. В 1965 году он первым совершил выход в открытый космос.

- А кто стал первым человеком, ступившим на Луну? Для ответа на этот вопрос выберите наибольший результат этих вычислений.

- Это был американец Нейл Армстронг, сделал он это в 1969 году.

№4. С изучением планет, естественно, возник вопрос - а есть ли жизнь на другой планете? Писатель-фантаст Герберт Уэльс в книге «Война миров», Алексей Толстой в книге «Аэлита», Эдгар Райс Берроуз в серии романов «Марсиане», а также ряд других писателей в своих произведениях предположили, что жизнь возможна на других планетах, в частности, на Марсе, и назвали жителей планеты «марсиане». Наверное, это неслучайно. Природные условия на планете Марс схожи с условиями на нашей планете. Даже скорости движения Марса и Земли ненамного отличаются друг от друга. Узнаем об этом из задачи № 1383 на странице 272 учебника (автор – Виленкин Н.Я.).

IV. Заключение

Освоение космоса активно продолжается. Сейчас уже в космос летают туристы. Первым туристом был американец Тито. Кто знает, может, кто-нибудь из вас когда-нибудь из космоса посмотрит на нашу Землю, на нашу великую Россию, увидит живых существ из других звездных систем, галактик. Но для этого, прежде всего, необходимо хорошо учиться, быть целеустремлёнными, дисциплинированными, горячо любить свою Родину и гордиться всеми её победами и достижениями и приумножать их.

V. Домашнее задание

№1407 (скорость движения Меркурия вокруг Солнца); №1415.

VI. Тест

Учащиеся  выполняют самостоятельно.

VII. Подведение итогов

Юпитер - самая крупная планета Солнечной системы. Она имеет 16 спутников. Как называется один из  спутников этой планеты?

Вариант I

Р Л Э А А
10,7 5,79 1 1,3 7,5
20,4 15,1 16,1 15,4 8
0,392 4,5 39,2 3,92 4,4
1,5 2,25 2,16 0,75 4,2
  1. Вычислите: 3,57+2,23-4,8;
  2. Вычислите: 5,508 : 0,27-5,3;
  3. Решите уравнение х : 3,5= 1,12;
  4. Решите уравнение:1,5х – 1,15 = 1,1;
  5. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м  было в земле, а 1,8 м над водой. Какова глубина реки в этом месте?

Вариант II

Р К Е М А
2,3 407,8 9,04 45,5 0,23
20,4 2,47 17,8 53,25 9,75
0,2 8,8025 23 2 5,325
3,5 0,304 455 0,023 2,43
  1. Вычислите: 4,41+5,36-7,3;
  2. Вычислите: 0,35∙ 30,5-5,35;
  3. Решите уравнение: 7,5х = 17,25;
  4. Решите уравнение: 2,5х-2,12 = 2,88;
  5. Ученики 5 «А» класса собрали 215,7кг яблок, а 5 «Б» класса - на 23,6 кг больше. Сколько килограмм яблок собрали вместе?

Ответ: Элара, Карме.

Литература

  1. Жанлука Ранцини «Космос. Сверхновый атлас Вселенной». – М. : Эксмо, 2004 г.
  2. Космос. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001 г.