Игра-викторина "Математический поезд в страну Дроби" (урок-закрепление темы "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Сложение и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями”.
  • закрепить умение и навыки учащихся в решении задач, уравнений, нахождении значений выражений.
  • активизировать познавательную деятельность, развивать вычислительные навыки и логическое мышление учащихся.
  • воспитывать коммуникативные способности учащихся при совместной работе, культуру умственного труда; создать на уроке доброжелательную психологическую обстановку в отношениях “учитель – ученик”.

Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями, презентация.

ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний.

Задание №1.

Решите задачу.

В первый день туристы прошли всего маршрута, а во второй - на больше, чем в первый, а в третий - на меньше, чем они прошли в первый и второй день вместе. Сколько туристы прошли за три дня и сколько осталось пройти?

  • маршрута прошли туристы за второй день
  • маршрута прошли туристы за 2 дня
  • маршрута прошли туристы за 3 день.
  • за 3 дня.
  • осталось

Ответ:

Задание №2.

Проверьте верно ли равенство:

Задание №3.

Решите уравнение:

  • р -
  • р =
  • р =2

Ответ: 2

  1. Путешествие.

Следующая часть нашего урока немного необычная. Мы совершим путешествие на математическом поезде в страну “Дроби”. (Презентация. Слайд № 1,2)

Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным”.

Мы с вами побываем на станциях: “Наблюдательная”, “Разминка”, “проверка билетов”, “Спортивная” и другие. В ходе путешествия мы закрепим умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, решать задачи и уравнения. (Слайд №4)

В игре участвуют две команды (два состава) во главе с бригадирами, имеющими право принимать окончательное решение по выполнению заданий. (Слайд №3)

Перед посадкой в поезд нужно купить билеты. Билет считается купленным, если команда на станции “Наблюдательная” ответит на заданные вопросы.

Графический диктант

(Учитель зачитывает математическое предложение, если учащиеся с ним согласны, то ставят О, а если нет, то /\. После проверки по ключу ребята проводят самооценку.)

  • Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители и знаменатели.
  • При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитается числитель вычитаемого, а знаменатель остаётся прежним.
  • Дробь- неправильная.
  • Дробь равна1.
  • При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями дробь больше та, у которой больше числитель.

Ключ для проверки (/\0/\00) (Слайд №5)

Станция “Разминка” (Слайд № 6,7)

Перед посадкой в поезд путешественники должны размяться, чтобы путь не показался долгим и утомительным.

  1. Сформируйте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  2. Выполните действия
  •  
  1. Найдите значение выражения

Какое значение выражения является неправильной дробью, большей 1?

  1. Решите уравнение:
  •  
  1. В первый день турист прошел всего пути, а во второй день на больше, чем в первый день. Какую часть пути прошел турист за 2 дня? Какую часть пути осталось пройти?
  • во второй день
  • за два дня
  • осталось

Ответ:

“Проверка билетов

Билеты куплены, и можно ехать, но в этот момент заходят контролёры, чтобы проверить билеты. Для этого вам необходимо ответить на тестовые задания. Соответствующими билетами считаются тестовые ответы, выполненные без ошибок.

ТЕСТ. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

ВАРИАНТ I

  1. Укажите истинное равенство

  1. Укажите значение суммы

  1. Укажите значение разности

  1. Укажите значение выражения 

  1. Укажите верное значение выражения

  1. Решите уравнение

  1. Один кочан капусты весит кг, а второй – на кг тяжелее. Сколько весят два кочана капусты?

ТЕСТ. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

ВАРИАНТ II

  1. Укажите истинное равенство

  1. Укажите значение суммы

  1. Укажите значение разности

  1. Укажите значение выражения

  1. Укажите верное значение выражения

  1. Решите уравнение

  1. В компот положили кг яблок, а груш на кг меньше, чем груш. Сколько всего яблок и груш положили в компот?

Схема ответов на тестовые задания: (Слайд №8)

(1 вариант)

Номера заданий 1 2 3 4 5 6 7
Правильные ответы М О Л О Д Е Ц

(2 вариант)

Номера заданий 1 2 3 4 5 6 7
Правильные ответы О Т Л И Ч Н О

Станция «Спортивная» (Слайд №9). Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голова – это два
Руки вниз – вперед смотри – это три
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре
С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять
А на шесть – в ладоши хлопнуть
И на семь – ногою топнуть
А на восемь – подтянуться
И на девять – улыбнуться
Что ж заряд хороший есть?
Можно нам теперь и сесть.

Станция «Веселая рыбалка» (Слайд №10).

Недалеко от этой станции есть «Озеро неизвестности», а в этом озере водится необычная рыба. (Нарисовать рыбок с уравнениями)

Группа А Группа В

Станция «Внимание» (Слайд №11)

Задача. Ширина прямоугольника м, что на м меньше, чем длина. Найдите периметр прямоугольника.

  •  (м) длина прямоугольника
  •  (м) периметр прямоугольника

Ответ:

Станция «Тренажер» (Слайд №12)

Поезд движется. Следующая станция не близка и пассажиры в пути коротают время за выполнением кроссвордов (нестандартных заданий).

А (сильные) В (слабые)

В пустые окошка впишите такие цифры, чтобы данные равенства оказались верными.

Наш поезд приближается к конечному пункту.

  1. Итог урока. Рефлексия. (Слайд №13)
  2. Домашнее задание: (Слайд №14)
  1. № 1015 (1 строка), № 1018, № 1024*
  2. подготовить сообщение на тему: «Из истории дробей».
  3. подготовить математические листы для устного счёта

Творческие задания выполняются по выбору.

Презентация