Задачи:
- познакомить детей с открытиями путешественников в 18 веке;
- познакомить с экономической и политической жизнью населения Австралии;
- расширить знания детей о природе этого материка, природных сообществах планеты;
- развивать интерес детей к приобретению новых знаний, коммуникативные способности детей.
Оборудование:
- карты для работы в группах,
- карты – задания для каждой группы,
- кроссворды для каждого ученика.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов, карт);
- эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, вовлечение детей в поисковую деятельность);
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Прочитайте фамилии людей, что знаете о их жизни? Слайд №1)
Дети: Путешественники.
Учитель: Какие открытия они сделали?
Дети: Витус Беринг – северные земли Америки, Челюскин – исследовал побережья северных морей, И.Ф. Крузенштерн – кругосветное путешествие, Ф.Ф. Беллинсгаузер – открыл Антарктиду. (Слайд № 2, 3, 4).
Учитель: Я предлагаю вам открыть новую землю и познакомиться с её обитателями.
- Определение темы урока.
Учитель: Послушайте стихотворение о той стране, по территории которой мы будем путешествовать.
Есть в Южном полушарии чудесная страна.
Водой двух океанов омывается она.
Несметные богатства в земле её скрываются:
Там нефть и газ, и золото, и уголь добываются.
Там развиты промышленность и сельское хозяйство,
И так же как в Америке там деньги называются.
Но только не Америке она подчинена…
Никто не догадался что это за страна?
Выдвижение гипотез детьми. Рассматривание географического положения стран, выдвинутых в гипотезах, на географической карте.
Дети: Страна называется Австралией. Она занимает территорию всего континента Австралия.
Учитель: Кто из путешественников открыл Австралию?
Дети: Джеймс Кук в 1771 году. Он назвал этот материк, материком разных чудес света.
Учитель: Найдите на карте ещё доказательства нашего открытия (Работа с картой. Показать крупные города). (Слайд № 5 )
- Знакомство с экономической и политической жизнью страны. (Кейстади)
(Работа в группах). Группам раздаётся текст. Дети читают, выделяют ответы на вопросы, которые даны к тексту для каждой группы.
АВСТРАЛИЯ материк в Южном полушарии. Восточные берега Австралии омывает Тихий океан, на севере, западе и юге — Индийский океан. Австралия — самая жаркая часть суши Южного полушария, она обладает пустынным и полупустынным климатом. Большая часть Австралии лежит в тропиках. Австралия открыта в 1606, в 19 в. закрепилось название Австралии (“Южная Земля”). Первооткрывателям этот континент казался бесплодным и был значительно удален от цивилизации, поэтому его первоначально рассматривали лишь как место каторги и ссылки для преступников. Условия жизни каторжников были настолько тяжелы, что иногда вспыхивали восстания. Глава государства — королева Великобритании, представленная генерал-губернатором. Федерация в составе 6 штатов и 2 территорий. Большая часть жителей — потомки переселенцев с Британских островов (англичан, ирландцев и шотландцев). Аборигены, подвергавшиеся истреблению, сохранились лишь в глубинных районах. Одна из старейших отраслей промышленности — горнодобывающая. Основной вид энергетического топлива — каменный уголь по добыче угля Австралия входит в первую десятку стран мира, по экспорту занимает одно из первых мест в мире. Существенна добыча нефти и газа. Австралия занимает одно из ведущих мест в мире по добыче железной руды, свинца, цинка и никеля. Добывают также медь, золото, алмазы (одно из первых мест в мире), уран. Развито машиностроение и металлообработка. Хорошо развита текстильная и швейная промышленность. Денежная единица — австралийский доллар. Сельское хозяйство Австралии очень хорошо развито. Разводят овец, разводят крупный рогатый скот и свиней. Главная экспортная культура – пшеница, а так же: ячмень, рис, овес, сахарный тростник, хлопчатник, табак. Высоко развито плодоводство, виноградарство. Национальный праздник — 26 января, День Австралии.
Вопросы для 1 группы
- Расскажите о главе государства.
- Расскажите о составе федерации.
- Когда у жителей этого континента национальный праздник?
- Кто был первым переселенцами на эту территорию?
Вопросы для 2 группы
- Расскажите о полезных ископаемых этого континента.
Вопросы для 3 группы
- Какие отрасли промышленности особенно развиты на территории Австралии?
Вопросы для 4 группы
- Какие направления сельского хозяйства развиты?
Микроитог. (Слайд № 6)
- Знакомство с животными этого континента. (Слайд № 7)
Учитель: Посмотрите фильм об обитателях этого континента. Что является главной особенностью животных этого континента?
Дети: Там обитают сумчатые животные и птицы.
Учитель: Узнайте этих животных в загадках и стихах и расскажите о них. (Дополнительная информация о животных в приложении №1).
Животное странное там обитает:
С виду – собаку напоминает –
Стройное тело с пушистым хвостом,
Рыжей окраски, уши торчком.
Тявкает, воет, а лаять не может,
Образом жизни на волка похоже. (Динго). (Слайд № 8)Зверёк имеет плоский хвост,
Забавное создание,
Морда, как утиный нос,
Отсюда и название. (Утконос). (Слайд № 9)Этот зверь – ночной охотник, насекомых ищет.
Муравьи, жуки, термиты – всё сгодится в пищу.
Крупная добыча для него не люба,
Так как от природы этот зверь – беззубый.
Но в случае опасности отразит удар,
Как ёжик превратиться в большой, колючий шар. (Ехидна). (Слайд № 10)В песках живёт слепой зверёк,
В песках он как в воде,
Плывёт и вдоль и поперёк, мечтая о еде.
Головой он роет почву, кормится и днём, и ночью.
Нос навроде пятачка, а на брюшке сумочка. (Сумчатый крот). (Слайд № 11)Забавный медвежонок с большою головой.
На вид, словно спросонок, медлительный такой
Питается лишь ночью древесною листвой.
А днём он есть не хочет, и спит в листве густой. (Коала). (Слайд № 12)Этот серый великан – живёт среди степей,
На животе его карман – он растит в нём детей
Солидный рост имеет он, и по прыжкам он чемпион. (Кенгуру). (Слайд № 13)Удивительный зверёк – беличий опоссум
Чуть побольше 200 граммов, маленького роста,
Длинный хвост имеет и летать умеет. (Слайд № 14)Полосатый, но не зебра, узкомордый, но не ёж.
Ну а длинными ушами он на кролика похож.
Когти крепкие имеет , бегать хорошо умеет.
Полосатый бандикут – так зверька того зовут. (Слайд № 15)Эта птица – великан вовсе не летает,
Километры по степям быстро пробегает.
Кроме этого, самец деток опекает –
Ночью, сидя на гнезде, кладку согревает. (Страус). (Слайд № 16)Этот крупный какаду с мощным крепким носом.
Своим клювом он вполне справится с кокосом.
Оперенье чёрное – словно как у ворона,
Щёки красны, если зол, а на темени – хохол. (Чёрный какаду). (Слайд № 17)Эта птица с длинной шеей, с чёрным оперением,
С горделивою осанкой, просто заглядение!
И красива и сильна, жаль без голоса она. (Чёрный лебедь) (Слайд №18 )Чудо-птицы, спору нету, радужные лорикеты –
Яркие, пригожие, на радугу похожие.
На цветок с цветка летают,
Опылять их помогают. (Слайд № 19).
- Итог урока.
В конце путешествия предлагаю вам проверить полученные сегодня знания. Разгадайте кроссворд. (Кроссворды раздаются каждому ученику).
Вопросы для подведения итога уроку (для заполнения кроссворда).
- Назовите вид страуса, который проживает на территории Австралии? (Нанду).
- Каких домашних животных разводят? (Овцы).
- Название животного которое имеет похожий на беличий хвост. (Опоссум).
- Вид крупных не летающих птиц. (Страус).
- Сумчатое насекомоядное животное, которое буквально плавает в песчаных барханах. (Крот)
- Медлительное животное название, которого переводиться, как “не пить”. (Коала).
- Птица - похожая на радугу. (Лорикет).
- Животное, которое стало диким, после того как человек его оставил на этом материке. (Динго).
Если вы правильно выполнили задания, то в синих клетках получите название страны, по которой вы путешествовали.
- Домашнее задание. Оценки.
Приготовить исследовательскую работу по теме: “Растительность Австралии”. Какие ещё чудеса увидел на этом континенте Джеймс Кук ?