Цель: По окончании учебного занятия учащиеся смогут выделять структуру темперамента, узнавать и сравнивать особенности разных типов темперамента; определять особенности своего темперамента с помощью опросника Айзенка, особенности темперамента других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях, и прогнозируя его; подбирать рекомендуемые профессии к разным типам темперамента.
Задачи:
- Знакомство с понятием “Темперамент” и его структурными компонентами;
- Диагностика собственных формально-динамических характеристик личности;
- Определение типа темперамента различных людей по материалам видеоматериалов;
- Моделирование поведения людей с различным типом темперамента в одинаковой ситуации;
- Соотнесение содержания деятельности различных профессий с изученными видами темперамента.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Приветствие
- Организационный момент
- Основная часть
- Вводное слово ведущего:
- На прошлом занятии мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя, где он будет продолжать обучение после окончания 9-го класса. Очень важно не ошибиться, а для этого надо, как можно лучше узнать свои возможности. От чего же зависит ваш выбор профессии?
При обобщении ответов делаются выводы о том, что профессиональный выбор зависит:
- от возможностей каждого (его способностей, темперамента);
- от предпочтений (интересов и склонностей);
- от требований профессии к личности соискателя;
- от возможностей родителей;
- от востребованности профессии на рынке труда.
Ведущий: Почему в одинаковых жизненных ситуациях разные люди ведут себя по-разному?
- Работа с теоретическим материалом.
Рассмотри картинку на экране. Какие варианты поведения человека в данной ситуации ты можешь назвать? Сегодня мы более подробно рассмотрим такую человеческую характеристику, как темперамент.
(Ведущий рассказывает о темпераменте). Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни. Наиболее ранние сведения о темпераменте связаны с именем древнегреческого врача Гиппократа (V век до н.э.). Он объяснял наличие широко известных сегодня четырех типов темперамента различным соотношением жидкостей организма: крови - сангва, слизи - флегма, желчи - хола), черной желчи - мелайна хола. (Далее учащиеся знакомятся с определениями четырех типов темперамента).
Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание устойчивых, существенных особенностей личности (доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость — все это черты характера). Характер “замешивается” на темпераменте.
- Практические задания:
- Рассмотри картинки на экране, демонстрирующие различное поведение людей. Назови продемонстрированный тип темперамента.
- Рассмотри структуру темперамента, его характеристики на примере данных типов поведения. (Работа с таблицей на экране).
- По сюжетам видеороликов определи тип темперамента героя и обоснуй свое мнение человеку, не знакомому с психологией.
- Ваша группа – актерская группа во главе с режиссером-постановщиком (избирается вами), участвующих в съемках фильма (снимается на видеокамеру). Вам необходимо составить и разыграть в фильме продолжение предложенной конфликтной ситуации (видеосюжет) из позиций различных типов темперамента. Затем совместно с режиссером просмотрите видеозапись собственного выступления, соотнесите результат с задуманным, оцените результат собственной деятельности. Попробуйте предположить, какой тип темперамента преобладает у вас.
- Психологический практикум “Определи свой темперамент”.
Ведущий: Один из самых известных тестов по определению темперамента был разработан английским психологом Гансом Айзенком.
Сейчас каждый из вас получит “бланк ответов”. Имейте в виду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет. При ответах обращайте внимание на такие слова, как “часто”, “всегда”, “когда-нибудь”, “никогда”.
- Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Опросник Айзенка
Ведущий: Теперь же для того чтобы каждый смог выявить свой темперамент, я предлагаю вам пройти тест который состоит из 60 вопросов. Я буду зачитывать вопрос, вы в своей тетради ставьте его порядковый номер и свой ответ: “да” или “нет”. Если “да”, то “+”, если “нет”, то “-”.
Ведущий зачитывает вопросы.
Текст опросника:
- Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
- Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
- Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
- Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
- Часто ли у тебя меняется настроение?
- Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
- Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
- Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
- Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
- Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Ты веселый человек?
- Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
- Многое ли раздражает тебя?
- Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
- Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
- Тебе можно доверить любую тайну?
- Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
- Бывает ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
- Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
- Ты когда-нибудь говорил неправду?
- Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
- Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
- Часто ли ты чувствуешь себя уставшим без всякой причины?
- Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
- Ты обычно весел и всем доволен?
- Обидчив ли ты?
- Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
- Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
- Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
- Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
- Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
- Ты любишь иногда похвастаться?
- Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
- Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
- Ты быстро решаешься на что-нибудь?
- Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
- Тебе часто снятся страшные сны?
- Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
- Тебя легко огорчить чем-нибудь?
- Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
- Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
- Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
- Ты любишь шумные и веселые игры?
- Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
- Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
- Ты любишь часто ходить в гости?
- Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
- Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
- Тебя считают веселым человеком?
- Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
- Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
- Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
- Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
- Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
- Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
- Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
- Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякий причины?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?
- Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?
Ведущий: Теперь необходимо обработать данные. Сейчас я буду зачитывать ответы “ключа”, а вы отмечать совпадения своих ответов с ответами “ключа”.
Зачитывает, учащиеся отмечают совпадения.
Ключ
- Экстраверсия - интроверсия:
“да” (+): 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30,35, 38, 41/43,46,49, 53,
57;
“нет” (-): 6,33, 51,55,59.
- Нейротизм: “да” (+): 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.;
- “Шкала лжи”
“да” (+):8, 16, 24, 28, 44;
“нет” (-): 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
По “ключам”, диктуемым психологом, учащиеся находят значения параметров индивидуальности человека, выделенных Г. Айзенком: экстраверсию - интроверсию и эмоциональную устойчивость - неустойчивость. По полученным значениям строится “точка темперамента”. Психолог интерпретирует показатели шкал “интроверсия — экстраверсия” (замкнутость, пассивность — общительность, активность), “эмоциональная стабильность — нестабильность” (уравновешенность — неуравновешенность).
Оценка результатов
- Оценка для шкалы интроверсии (горизонтальная)
Интроверсия | Экстраверсия | ||
значительная | умеренная | умеренная | значительная |
1-7 | 8-11 | 12-18 | 19-24 |
- Оценка для шкалы нейротизма (вертикальная)
Эмоциональная устойчивость | Эмоциональная неустойчивость | ||
высокая | средняя | высокая | Очень высокая |
До 10 | 11-14 | 15-18 | 19-24 |
- Графическое изображение результатов. Нахождение “Точки темперамента”.
- Беседа о профессиях первого и второго типа
- Почему люди с разными типами темперамента могут успешно взаимодействовать?
- От чего зависит феномен – один и тот же человек, в схожих ситуациях ведет себя по-разному?
Природные особенности необходимо учитывать при выборе профессии, их игнорирование может привести к потере интереса в работе, к перегрузкам. Учитывая это, психолог К.М. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.
Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1-й группе — группе профессий с абсолютной профпригодностью. Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко 2-й группе профессий, требующей относительной профпригодности. Эти группы называют профессиями 1 и 2 типов. Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти наиболее подходящую специализацию в рамках профессии. Все варианты темперамента — норма, следует просто знать себя, уметь “подкрашивать” свой темперамент, и тогда особенности вашей личности будут приносить вам и окружающим не огорчения, а радость.
- Обобщение, подведение итогов.
- Какие разновидности темперамента вы знаете?
- Какие внешние признаки помогают нам определить тип темперамента?
- Темперамент врожденная или приобретенная характеристика?
- Рефлексия.
(Примечание: в презентации на слайдах 10,11,12,13,14 используются видеофрагменты Приложение2.wmv, Приложение3.wmv, (Приложение4.wmv и Приложение5.wmv можно взять у автора), Приложение6.wmv )