Художественное конструирование как средство развития творческой личности

Разделы: Работа с дошкольниками


Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно "сваливающихся" на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслящие люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, - в мире будущего.

Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни. С самого раннего детства важно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Лучше не регламентировать жизнь ребенка, а оставлять за ним право самостоятельного решения самоорганизации: выбрать, чем, сначала лучше позаниматься: чтением или счетом; самому спланировать свой день; придумать, какие игрушки взять на прогулку и во что там играть. Ребенок в таких ситуациях получает поддержку в своем свободном, хотя и умело направляемом взрослым, отношении к жизни, в своих творческих проявлениях. Отсюда и начинается умение не бояться взлететь высоко, как птица.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

Практика и специальные исследования показывают, что особенно эффективна в этом смысле специальная работа по развитию личностного интеллектуально-творческого потенциала, проводимая средствами художественной деятельности ребенка.

Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, по-новому осмыслив, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка, формирует эстетическую восприимчивость ребенка к миру, оценку прекрасного.

Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени но, самое главное, независимо от личностных комплексов.

Предпосылки развития творческой личности, творчества как отношения к жизни возникают достаточно рано у ребенка, еще в дошкольном его детстве. Однако формирование этих предпосылок — вещь чрезвычайно тонкая, требующая специальных знаний и внимания к их развитию.

Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей. Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему - проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т.е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности. В процессе поиска решений этой проблемы возникла идея увлечь детей интереснейшим видом деятельности - художественное конструирование или тканевая пластика.

Тканевая пластика не требует от ребенка высокого овладения изобразительными средствами, но успешно их развивает, дает возможность символически выразить свое отношение к реальности, имеет большое значение в развитии творческого воображения, фантазирования, художественного вкуса детей.

Следует отметить, что в качестве ведущего принципа был выделен принцип интеграции основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности - игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой. Не все они включаются в процесс творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности.

Для воспитателей детского сада художественное конструирование является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений задач всестороннего развития, воспитания, образования в:

  • развитии речи;
  • математике;
  • конструировании;
  • компьютерных играх;
  • рисовании;
  • элементарных историко-географических представлениях;
  • экологическом воспитании;
  • эмоциональном воспитании.

<Рисунок 1>

В процессе работы с конструктором решаются задачи ознакомления с сенсорными эталонами, обучения способам их использования, развития внимания, наблюдательности, зрительной памяти, речи, мышления, мелкой моторики; формируется взаимодействие анализаторов в процессе познания окружающего мира. Конструирование из тканевого конструктора позволит дошкольнику не только освоить изобразительные средства, но и решить изобразительные и выразительные задачи.

Комплексное занятие по развитию пространственных отношений, математических представлений с элементами художественного конструирования “Путешествие на лесную полянку” в средней группе

Задачи:

  • Продолжать учить определять предметы по форме, цвету, количеству с помощью фиксирующих их значков.
  • Развивать пространственные представления о направлениях, закреплять употребление в речи наречий “направо”, “налево”, предлога “за”.
  • Развивать конструктивный замысел, умение обдумывать его основные компоненты.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

Оборудование:

  • Демонстрационный: фланелеграф большой, игрушки: кукла-фея, Гномик, грибок, заяц, ежик, елка; 2 домика разных по высоте, теремок; картинки: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; волшебный мешочек, карточки с обозначающими знаками: цвет, количество, форму; карточки с изображением предметов, различающихся по количеству (один - много): 1-5 цыплят, 1-3 грибка,1-3 елочки; по форме: 3 пары предметов одинакового цвета и назначения, но разной формы (столы, флажки, корзинки), по цвету: 3 пары предметов одинаковой формы, но разного цвета - красный и синий мячи; яблоко красное и желтое; синий и красный шарики; стрелки-указатели направления
  • Раздаточный: фланелеграфы, наборы элементов конструктора.

Методические приемы руководства: установка на выполнение задания, пояснение способов деятельности, игровой прием, сюрпризный момент, сравнение, указания на выполнение участия со сказочными персонажами.

Ход занятия

Сегодня я расскажу вам историю о Гномике, с которым мы уже с вами знакомы. А вы, надеюсь, будете мне помогать. Итак, слушайте! Однажды, гуляя по лесу, Гномик вышел на полянку. Смотрит: стоят два домика, а посередине теремок. (Воспитатель выставляет на фланелеграфе домики и теремок).

  • Какой домик стоит справа от теремка? (Низкий)
  • Домик повыше? (Слева)
  • А какой по высоте теремок? (Самый высокий)

Хотите очутиться на этой полянке? Тогда в путь, но чтобы добраться до лесной полянки, нужно выбрать правильное направление. Я вам покажу стрелочкой, в какую сторону нужно идти, а вы ответите: налево или направо?

(Дети отвечают и идут по направлению стрелки).

Вот мы и на лесной полянке. (Звучит пение птиц и легкая, нежная музыка).

Какая красивая лесная полянка! Оглянитесь вокруг и скажите, что за деревья здесь растут? (Ответы детей: елочка)

  • Сколько пенечков?
  • Какие они по высоте?
  • Что растет справа от низкого пенька? (Гриб)
  • Кто сидит за елочкой? (Ежик).
  • Кто сидит слева от елки? (Заяц).

Ребята, Гномику тоже понравилась полянка, но кроме теремка, домиков, елочки, пеньков на ней чего-то не хватает. Как вы думаете, что здесь еще может расти?

Решил Гномик украсить полянку и посадить цветы. Поможем ему? Выложим на своих фланелеграфах красивые цветы из геометрических фигур, которые лежат у вас на столе.

(Дети выполняют задание, двум детям можно предложить работать у большого фланелеграфа, воспитатель задает вопросы по ходу, затем выставляет малые фланелеграфы рядом с большим).

<Рисунок2> <Рисунок 3>

Наша полянка стала еще красивее. Обрадовался Гномик цветам и стал их поливать. Поможем ему?

Физминутка

Теперь насос включаем,
Воду из реки качаем:
Влево - раз! вправо - раз!
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре-
Потянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились!

(Вновь звучит легкая музыка и появляется Фея цветов - кукла, с волшебным мешочком)

Догадались, что за гостья к нам пришла? Эта сама Фея цветов к нам пожаловала и что-то с собой принесла. Это же волшебный мешочек. Заглянем во внутрь мешка?

(Воспитатель вместе с детьми достают из мешочка карточки с изображением различных предметов, отличающиеся по цвету, форме, количеству; с условными знаками)

Дети, вы знаете, что означают эти три карточки? (Показ карточек с обозначающими знаками)

Правильно, Фея подсказывает, что в одном из домиков живут жители, которые знают и любят предметы разного цвета, а в другом – жители, которые знают что такое один и много, в-третьем - какой формы предметы. А какие жители в них живут, вы узнаете, когда распределите все карточки в свои домики.

(Воспитатель по очереди вызывает детей к себе, ребенок достает из мешочка любую карточку и показывает всем детям, воспитатель задает вопросы)

  • В какой домик поместим цыплят? Почему?
  • Синим и красным шариками украсим дом или теремок?
  • А какой домик: низкий или высокий?
  • Столы разные, мы их поставим в разные дома?
  • Яблоками угостим жильцов, какого дома, который слева от теремка или справа?
  • Куда поместим елочки? Почему?
  • Корзины получат жильцы высокого или низкого дома?
  • Где у нас поселятся флажки?
  • Кому подарим красный и синий мячи?

Молодцы, все предметы распределили по своим домам. Теперь узнаем у Феи цветов, кто живет в домиках.

(Воспитатель открывает окошечко в низком домике - котята, в высоком - бельчата)

Теремок самый высокий, значит и жильцов в нем больше, подумал наш Гномик. Назовите животных, которые живут в теремке (Дети перечисляют).

Возьмите в руки карточку с изображением понравившегося животного и встаньте так друг за другом, в каком порядке они приходили к теремку, обращая внимание на стрелку, которая указывает на то с какой стороны подходили звери к теремку.

(Дети выбирают зверей, а воспитатель задает наводящие вопросы)

  • Кто пришел в теремок первым?
  • А за мышкой?
  • Кто прискакал за лягушкой?
  • За зайкой кто?
  • Кто прибежал к теремку за лисой?
  • А за волком?

Фея цветов благодарит вас за помощь в посадке красивых цветов на полянке, за разгаданные знаки и дарит вам эти удивительные цветы. Выберите себе любой понравившийся.

(Дети выбирают себе цветы, которые лежат на ковре- полянке).

А нам пора прощаться с Фей цветов и возвращаться в свою группу. До свидания!

(Звучит легкая музыка и Фея исчезает).

А Гномик еще долго вспоминал счастливо закончившийся день и вас, ребята, и радовался, что узнал столько нового.

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи с элементами художественного конструирования в средней группе по венгерской народной сказке “Два жадных медвежонка”

Программное содержание: Знакомство с венгерской народной сказкой “Два жадных медвежонка”.

Развитие речи:

  • Ответы на вопросы по содержанию сказки.
  • Развитие умения находить общие признаки предметов.
  • Способствовать более полному восприятию художественного текста, обогащению памяти и речи яркими характеристиками событий, явлений.
  • Развитие воображения.

Материал: Игрушка Винн-Пух, текст сказки “Два жадных медвежонка”, картинки с изображением медведя, мешочек с игрушками: волк, елка, ежик, кот, баран, бык, белка, лиса, фланелеграф, набор геометрических фигур для конструирования.

Ход занятия

Воспитатель вносит в группу игрушку Вини-Пуха в лапах которого книжка.

Воспитатель: Здравствуй, Вини-Пух, очень рады видеть тебя у нас в гостях. Что ты нам принес, какую сказку?

Винн-Пух: Вот эту сказку я принес сегодня вам, хотел прочитать ее сам, но опять не смог. Сказка приготовила задания, и я пришел к вам за помощью.

Воспитатель: Поможем Вини-Пуху прочитать сказку? Прочитаем ее вместе и выполним задания, которые она нам приготовила.

Все садитесь рядком,
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем слушать сказку.

Вот и первое задание. Хотите узнать о ком сказка? Тогда отгадайте загадку:

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет зима
Просыпается от сна. (Медведь)

Правильно, медведь.

  • Медведь животное домашнее или дикое?
  • Почему дикое?
  • Какой он?
  • А как можно назвать детенышей медведя?

<Рисунок 1>

И сказка, которую принес нам Вини-Пух будет о двух медвежатах, она так и называется “Два жадных медвежонка”. Сядьте поудобнее, и приготовьтесь слушать сказку.

(Дети слушают и в конце отвечают на вопросы)

  • Про кого эта сказка?
  • Понурые брели рядышком медвежата”. Какими другими словами можно заменить слово “понурые?”..
  • Что нашли медвежата?
  • Почему они не могли его поделить?
  • Кто им помог разделить сыр?
  • Как лиса разделила сыр?
  • “Она откусила добрый кусок от большей половины”.
  • “Добрый кусок”- это много или мало?
  • Как можно сказать по-другому?
  • “Ну, полно, полно!”- сказала лиса”. – Каким другим словом можно заменить слово “полно”?
  • Чем заканчивается сказка?
  • Почему она называется “Два жадных медвежонка”

Ребята, а сказка приглашает вас на прогулку в лес.

Физминутка “Прогулка в лес”

Раз-два-три, раз-два-три —
В лес отправимся гулять.

Шаг марша.

По извилистым тропинкам
Потихоньку пойдем

.Ходьба “змейкой”между листьями, лежащими на полу, взявшись за руки.

Может быть, и под листочком
Сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали,
По дорожкам побежали..

Бег на носках.

И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.
Ходьба на пятках.
Где ты прячешься грибок?
Полезай-ка в кузовок!
Вот мы и в лесу.

Сказка еще вам сюрприз приготовила и приглашает поиграть в игру “Чем похожи игрушки”. Сейчас все дети пойдут “путешествовать в лес”, по дороге они будут встречать разные игрушки, и вы должны будете сказать, чем эти игрушки похожи. Готовы?

Раз-два-три, раз-два-три
По дорожке мы пошли
И ……… нашли.

(Воспитатель достает парные игрушки из мешочка и показывает их детям: лиса и белка; кот и волк; ежик и елка; заяц и снег; баран и бык и т.д. дети говорят, чем они похожи).

А теперь представьте. Что вы деревья, вы растете в лесу. В лесу тихо, дует еле слышный ветерок: “ш-ш-ш”, “с-с-с”. Приставим пальчик к губам, подняли язык кверху, спрятали его за зубы и сказали “Ш”, опустили язык “С”.

Деревья качаются: “ш-ш-ш”, “с-с-с”.

Настала пора возвращаться в детский сад

  • Чем интересным сегодня занимались ?
  • Кто вам больше всего понравился в сказке?

Хотите их смоделировать на фланелеграфе, на нем есть по одной геометрической фигуре, добавьте к ним детали для получения понравившегося вам персонажа сказки.

Дети выполняют задание. Далее отмечают наиболее интересное в работах.

<Рисунок 2>

>