Урок окружающего мира в 3-м классе по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели: знакомство с основными преобразованиями в Российской империи во время правления Александра II, как основными признаками перехода России к капиталистическому строю.

Основные понятия:

  • Александр II,
  • отмена крепостного права,
  • рабочие,
  • капиталисты.

Ход урока

  1. Повторение.
  • В каком месте “реки времени” находимся?
  • С чего началась эпоха Российской империи?

Сегодня мы заканчиваем изучение времен Российской империи. На уроке узнаем много нового, будем выполнять интересные задания.

Работа по карточкам

Карточка 1.

Илюша и его друг Сережа придумали игру: они написали на листочках события из истории России, имена прославившихся людей, названия памятников культуры разных эпох и по очереди распределили их на три группы: времена Древней Руси, времена Московского государства, времена Российской империи. Но порывом сквозняка листочки смахнуло на пол. Помоги ребятам вернуть все на место. Напиши для каждой группы по одному событию.

Карточка 2. Установи последовательность событий.

  • Изгнание поляков из Москвы.
  • Основание новой армии и флота.
  • Основание города Санкт-Петербург.
  • Завоевание выхода к Балтийскому морю.
  • Бородинское сражение.
  • Строительство в Новгороде собора Святой Софии.

Карточка 3.“Война 1812 года”

  • Война, в которой решается судьба всего Отечества называется ______________.
  • Простые люди, создавшие отряды для борьбы с захватчиками назывались ________________________.
  • Главнокомандующий русской армией ______________________________.
  • Император Франции, чьи войска вторглись в Россию _________________.
  • Поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войн ___________________________.

Фронтальный опрос по теме “Война 1812 года”

  1. Актуализация знаний.

Задание 1.

Петр I,  Екатерина II,  Александр II

  • Что объединяет эти имена?
  • Чем прославился каждый из них?

И Александр II тоже? Ответить точно не можем, но можем выдвинуть гипотезу.

Гипотеза: Так как имя Александра II стоит в ряду с именами императоров-реформаторов, то можно предположить, что он тоже император, который проводил преобразования в Российском государстве.

Задание 2.

  • Расположить данные события на “реке времени” и отметить даты важнейших из них.
  • Провозглашение России империей.
  • Основание Академии наук.
  • Отмена крепостного права.
  • Отечественная война с Наполеоном.
  • Открытие Московского университета.
  • Начало правления Екатерины II.

Ответ:

Провозглашение России империей Основание Академии наук Начало правления ЕкатериныII Открытие Московского университета Отечественная война с Наполеоном  
1721г. 1725г. 1762г. 1765г. 1812г.  
Р е к а   в р е м е н и

Почему не нашли место для таблички “Отмена крепостного права”? Если она у нас на уроке, значит, это тема урока. Итак, сегодня два новых вопроса Александр II и Отмена крепостного права.

  1. Новая тема.

Александра II народ провозгласил ИМПЕРАТОР-ОСВОБОДИТЕЛЬ. Как вы думаете, почему?

Действительно, он отменил крепостное право и провел ряд реформ во время своего правления. Сегодня на уроке подробнее остановимся на отмене крепостного права. Нам предстоит ответить на вопрос “Когда и зачем было отменено крепостное право в России?”

Работа в группах.

1 группа.

Задание. Используя опорные слова, составить рассказ о России до отмены крепостного права.

  • Страдали крестьяне
  • Крепостное право мешало развитию России
  • Одна железная дорога
  • Закупать многие товары в Европе
  • Деньгами и трудом крестьян распоряжались дворяне и чиновники
  • Бунты крестьян
  • Говорили о вреде крепостного права

2 группа.

Задание. Используя текст учебника (стр. 45-46), вставить пропущенные слова и узнаете, как были развиты европейские страны в середине XIX века.

В середине XIX века в Европе существовало много _______________. Жители европейских стран с помощью ______________ могли быстро переезжать из одного города в другой. На многочисленных __________ и ___________ производились самые разные полезные товары. Эти товары развозились по всему земному шару на __________. В Европе заводы и железные дороги были созданы трудом ____________. Эти люди сами решали, как ______________________. Рабочих в европейских городах называли _________________.

3 группа.

Задание. Используя текст учебника на стр. 47 ответьте на вопрос “Как жили дворяне-помещики и крестьяне после отмены крепостного права?”

4 группа.

Задание. В учебнике найти ответ на вопрос “Когда и как было отменено крепостное право?” С помощью словаря объяснить значение “Работать из-под палки”.

5 группа.

Задание. Используя текст учебника (стр. 47-48), вставить пропущенные слова, и вы узнаете, какие перемены произошли в жизни России после отмены крепостного права.

После отмены крепостного права Александр II и его помощники провели много преобразований. Жизнь людей стала быстро ____________. Жители Российской империи получили право участвовать в __________________, свободно менять _____________, наниматься на ______________. В городах строили новые _______________________________. Многие крестьяне переселялись в города, нанимались на работу к хозяевам заводов и фабрик и становились _____________. В городах и селах России появлялись ___________________________. Все больше людей учились _____________________-. Россия стремительно догоняла _____________.

Группы отвечают по плану. (План на доске)

  • Российская империя до отмены крепостного права.
  • Развитие европейских стран в середине XIX века.
  • Жизнь помещиков и крестьян после отмены крепостного права.
  • Перемены в Российской империи после отмены крепостного права.

Именно благодаря переменам, происходившим в России после отмены крепостного права, произошел переход к новому - КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ строю. В стране сформировались новые классы РАБОЧИЕ и КАПИТАЛИСТЫ.

По вариантам: дать определение понятий “рабочие” и “капиталисты”, используя текст учебника стр. 47.

Отвечаем на наши проблемные вопросы:

  • Кто такой Александр II? Когда и зачем было отменено крепостное право?
  • Куда поместим табличку “Отмена крепостного права” на “реке времени”?
  • Какую дату подпишем?

Ответ:

Провозглашение России империей Основание Академии наук Начало правления ЕкатериныII Открытие Московского университета Отечественная война с Наполеоном Отмена крепостного права
1721г. 1725г. 1762г. 1765г. 1812г. 1861г.
Р е к а в   р е м е н и
  1. Закрепление.

Тетрадь стр. 30, задание 55.

  1. ИТОГ: Что нового узнали?
  2. Домашнее задание: Стр. 45-48, тетрадь стр. 31, задание 57.