Вводный урок по литературе в 8-м классе. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее написания

Разделы: Литература


Цель урока:

  • кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя;
  • познакомить учащихся с историей создания комедии и с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра (пьесы).

Оформление и оборудование:

  • потрет Н.В. Гоголя; иллюстрации из его произведений;
  • запись на доске основных всех творческого пути Гоголя;
  • учебник “Литература” 8кл. Г.С. Меркин

 Ход урока

  1. Слово учителя о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

1809-1852 – годы жизни Н.В. Гоголя. Родился он на Украине 20 марта в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтаевской губернии в дворянской семье Гоголей-Яновских (Учебник стр.5. Портрет отца писателя). Отце Василий Афанасьевич был страстным театралом, сам писал комедии на украинском языке, ставил их на домашней сцене и исполнял в них главные роли. В 12 лет Гоголь поступает в 1 класс гимназии высших наук в г. Нежине. Литературовед Золотусский в своей книге “По следам Гоголя” писал: “Нежин – город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет… Его появление в гимназии запомнилось однокашникам как комическое зрелище. Новичок был укутан в шубы, свитки и одеяла, их долго развязывали и когда, наконец развязали, то глазам присутствующих предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Из его ушей торчала вата. Он сразу забился на последнюю парту и просидел там несколько лет, ни с кем не вступал в близкие отношения… Гоголоевское затворничество закончилось, когда в гимназии открылся театр. Гоголь расписывал роли для исполнителей, рисовал декорации, сооружал подмостки… и даже шил костюмы. Играл он почти в каждом спектакле. Его актерский талант, или талант передразнивания… здесь раскрылся полностью… Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. Украинского деда он играл так, что зал качало от смеха, в роли Простаковой – вызывал смех и слезы… Главным святилищем для Гоголя в гимназии была библиотека”.

Учась в гимназии, Гоголь писал стихи, участвовал в литературном кружке, издавал рукописные журналы и альманахи.

После окончания гимназии – Петербург, работа преподавателем истории, канцелярским чиновником. Знакомство с писателями и художниками. С 1831г. имя Гоголя широко известно российскому читателю – в свет вышел сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Состязание в знании произведений Н.В. Гоголя.

- Кто назовет больше произведений Николая Васильевича?

Произведения Н.В. Гоголя:

  • “Тарас Бульба”;
  • “Вий”;
  • “Мертвые души”;
  • “Ревизор”;
  • “Нос”;
  • “Шинель”;
  • “Повесть о том, как Иван Иваныч поссорился с Иваном Никифоровичем”;
  • “Портрет” и другие.

В 1848г. после поломничества в Святую землю к гробу Господню (г.Иерусалим) Гоголь возвращается на родину. Большую часть времени живет в Москве, посещает Петербург, Одессу, Украину. В феврале в доме на Никитиском бульваре, где Н.В. Гоголь жил у графа А.П. Толстого, в состоянии глубокого душеного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома “Мертвых душ”. Через несколько дней 21 февраля он умер. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).

  1. Замысел пьесы “Ревизор”.

Шел 1985 год. Гоголь в Петербурге, городе театров. Встретившись с Пушкиным, писатель просил: “Сделайте же милость, дайте какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта”. И поэт рассказал ему о том, как в Нижнем Новгороде его приняли за ревизора; рассказал и о том, как один его знакомый выдавал себя в Бессарабии (Молдавия) за важного петербургского чиновника. Анекдот о мнимом ревизоре так привлек Гоголя, что тот сразу же зажегся мыслью написать “Ревизора”, и комедия была написана удивительно быстро, за два месяца, - к концу 1835 года. Человека приняли не за того, кто он есть на самом деле, лицо “незначительное” выступило как “значительное”. За всем этим путаница. Но ошибка, путаница является душой комедии, постоянным источником смешного.

Первая постановка пьесы была 19 апреля 1836г. в Петербургском Александринском театре, а 25 мая – в Московском Малом театре.

Вечером 19 апреля 1836 года необычайное оживление царило на площади театра. Подъезжали экипажи, хлопали дверцы карет. Ложи и кресла заполняла высшая петербургская знать, сановники. В царской ложе – Николай I с наследником, будущим Александром II. На галерке теснятся зрители демократического круга. В театре много знакомых Гоголя – В, Жуковский, Б. Вяземский, И. Крылов, М. Глинка и другие. Вот что рассказывает Анненков об этом первом представлении “Ревизора”: “Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах. Недоумение растет с каждым актом. Все происходящее на сцене страстно захватывало сердца зрителей. Всеобщее негодование довершено было пятым актом”.

Царь на представлении много смеялся, желая, видимо, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит ее принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Публично выражая монаршее благодушие, он хотел ослабить общественное звучание “Ревизора”. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сказал: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех”.

Гоголь свой замысел определил очень четко: “В “Ревизоре” я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливое … и за один раз посмеяться над всем”.

Сюжет комедии подарил Гоголю Пушкин. Распространенный анекдот о мнимом ревизоре позволил автору пьесы раскрыть нравы чиновников николаевского времени: казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Чиновничество становилось силой. По всей стране скрипели перья, протирались мундиры, пухли горы бумаг. А за всем этим жила, страдала, пела и плакала Русь.

(Учебник стр.17) Чтение последнего абзаца.

  1. Особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене: (пьесы)
  • Драма (пьеса) – литературный род. Жанры драмы: трагедия, комедия и драма.
  • Комедия – вид драма, в котором комедия, действие и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим.
  • Коллизия – столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов.
  • Ремарки – пояснения для постановщиков спектакля и актеров.

В них сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению (авторские ремарки называются афишами), обозначается место действия (комната в доме, город, ничего), указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

  1. Пьеса делится на части – действия или акты. Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому явлению.
  2. По своему объему пьеса не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение (2-4 часа). Поэтому в пьесах события развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц, ведущих борьбу, скрытую или явную – конфликт.
  3. Действие в пьесе развивается, проходя ступени:
  • экспозицию (положение и характеры действующих лиц до начала действия);
  • завязку (событие, с которого начинается активное развитие действия);
  • кульминацию (наивысшее напряжение в развитии действия);
  • развязку (событие, завершающее пьесу).

Станиславский К.С. (театральный режиссер) говорил, что театр начинается с вешалки. Гоголь знал: театр начинается с афиши. (Чтение по учебнику стр.6)

Гоголь говорил, что “если мы хотим понять драматические произведения и его творца, мы должны вступить в его область, познакомиться с действующими лицами”…

  • Чтение по учебнику списка действующих лиц. (Идет размышление над всем списком). Рассматривание фотографий известных актеров в ролях “Ревизора” или рисунки из учебника.
  • Чтение текста “Характеры и костюмы” (авторские указания). (Идет размышление над характерами персонажей и их особенностями).
  1. Д/з.: прочитать стр.8-9, прочитать I действие (стр.21-38) и кратко пересказать.