Решение задач на признаки равенства треугольников

Разделы: Математика


Тип урока: обобщающее повторение.

ЦЕЛИ УРОКА ЗАДАЧИ УРОКА
1. Учебная цель:

совершенствование учащимися навыков решения задач на применение признаков равенства треугольников.

1.1. Учащиеся должны уметь решать задачи на применение признаков равенства треугольников.
2. Учебно-интеллектуальная цель:

формирование у школьников учебно-интеллектуальных ОУУН.

2.1. Учащиеся должны уметь оперировать понятиями.

2.2. Учащиеся должны уметь анализировать, сравнивать и обобщать.

2.3. Учащиеся должны уметь устанавливать причинно-следственные связи.

2.4. Учащиеся должны уметь классифицировать.

3. Учебно-организационная цель:

формирование у школьников учебно-организационных ОУУН.

3.1. Учащиеся должны уметь успешно действовать в ситуации выбора.

3.2. Учащиеся должны уметь выполнять самопроверку.

3.3. Учащиеся должны уметь осуществлять рефлексию своей учебной деятельности на уроке.

4. Учебно-коммуникативная цель:

формирование у школьников учебно-коммуникативных ОУУН.

4.1. Учащиеся должны уметь аргументировать высказывания, свободно излагать мысли своими словами.

4.2. Учащиеся должны уметь работать в группе (выслушать товарища, оказание взаимопомощи и т. п.)

Учебное оборудование и раздаточные материалы: мультимедиа проектор, оверхед-проектор; мультимедиа презентации: "Признаки равенства треугольников", "Мир треугольников"; тесты: "Решение задач на признаки равенства треугольников", "Установите соответствие", "Установите причинно-следственные связи", "Какая из пар лишняя?"; трёхуровневая самостоятельная работа "Признаки равенства треугольников"; математическое домино "Решишь задачу - соберёшь слово!".

План урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Актуализация субъектного опыта учащихся: фронтальный устный опрос, содержащий вопросы теоретического характера; задачи на доказательство, требующие от учащихся умения применять теоретические знания в простейших ситуациях (мультимедиа презентация, приложение 1).
  3. Обобщение опыта учащихся при решении задач на признаки равенства треугольников в группах смешанного состава: тест, содержащий три разноуровневые (двух-трёх шаговые) задачи на признаки равенства треугольников, а также задачу с ошибочным условием (приложение 2).
  4. Релаксация. Физкультминутка. (Приложение 3)
  5. Проверка умения учащихся решать задачи на применение признаков равенства треугольников: трёхуровневая самостоятельная работа контролирующего характера с возможностью выбора для учащихся со средним уровнем обучаемости (приложение 4); работа, направленная на развитие интеллектуальных ОУУН для учащихся с уровнем обучаемости ниже среднего (приложение 5 и приложение 6); практическая работа для учащихся с высоким уровнем обучаемости, направленная на развитие познавательного интереса к математике (приложение 7) .
  6. Подведение итогов (оверхед-проектор).
  7. Рефлексия (приложение 8).
  8. Домашнее задание.

Ход урока

ЭТАПЫ УРОКА УЧЕБНЫЕ И ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
1. Постановка перед учащимися целей и задач урока. Фронтальный опрос, проверяющий знание учащимися определений и формулировок теорем.

- Ребята, с какой замечательной геометрической фигурой мы поближе познакомились на предыдущих уроках?

- Дайте, пожалуйста, определение треугольника.

- Что называется медианой треугольника, биссектрисой, высотой?

- Дайте определение равнобедренного треугольника, сформулируйте его свойства.

- Какие треугольники называются равными?

- Сформулируйте признаки равенства треугольников. (Мультимедиа презентация, приложение 1, слайды 1-4)

- Ребята, как вы считаете, имеют ли данные теоремы практическое применение?

Ответ: при решении задач.

- А где ещё?

На этот вопрос мы ответим в конце урока.

- Итак, запишите, пожалуйста, тему урока.

 
2. Решение задач на применение теоретических знаний в простейших ситуациях (устно).

Мультимедиа презентация. (Приложение 1, слайды 5-9)

2.1, 2.2., 2.3.
3. Работа в группах (тест с последующей проверкой и самопроверкой).

Учащиеся работают в смешанных группах по 4 человека. Каждый участник группы решает одну задачу, а затем объясняет её решение остальным. Командир группы подводит итоги в таблице. Решение всех задач проверяется у доски. (Приложение 2)

3.2., 4.1., 4.2.
4. Релаксация. Физкультминутка. (Приложение 3)  
5. Самостоятельная работа по вариантам контролирующего характера (три уровня сложности, возможность выбора, приложение 4).

Отдельная группа из учащихся с уровнем обучаемости ниже среднего выполняет работу, направленную на развитие интеллектуальных ОУУН. (Приложение 5 и приложение 6)

Группа учащихся с высоким уровнем обучаемости выполняет практическую работу на плёнке для оверхед-проектора. (Приложение 7)

1.1., 3.1.

для I группы - задачи 2.1. - 2.4.

6. Подведение итогов: группа учащихся с уровнем обучаемости ниже среднего представляет результаты своей работы; разбор задачи (с применением оверхед-проектора) по определению расстояния до недоступной на местности точки (акцент на практическое применение признаков равенства треугольников).

Рефлексия (приложение 8).

Домашнее задание (3-х уровневая самостоятельная работа, приложение 4).

3.3.