Урок по технологии "Изонить"

Разделы: Технология


Цели:

  • Научить прошивать окружность, работать с трафаретом, циркулем, подбирать цвет к фону. Владение шилом, иглой, ножницами.
  • Закрепить прием нового вида художественной деятельности, полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
  • Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг – друга. Абстрактное мышление, обучить плоскостному моделированию. Мелкой моторики пальцев рук. Сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение. Художественные способности, эстетический вкус.
  • Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных приемом изонить с заполненными окружностями. Швейные иглы с широким ушком; ножницы; шило или большая игла; линейка; карандаш; циркуль. Цветные нитки (обычные швейные нитки, лучше № 20-40, мулине или ирис); набор цветного картона; бархатная бумага; кусок пенопласта. Схемы прошивания углов. Презентация к уроку. Приложение

Ход урока

1. Вступительная часть.

Приветствие.

Все виды декоративного – прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
Мы помним: в нашей жизни все пригодится.
Организация рабочего места.
Повторение правил безопасной работы с иглами, ножницами, циркулем.

2. Основная часть.

Повторение.

Учитель. Вспомните тему предыдущего урока.

Дети. Нитяная графика или изонить.

Учитель. Где впервые она появилась?

Дети. Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI в. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища.

Учитель. Вы тоже вышивали по гвоздикам?

Дети. Нет. Любители вышивания упростили эту технику. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном (или бархатной бумагой). И появилась новая техника рукоделия – нитяная графика – изонить – изображение нитью.

Учитель. Каким образом она получается?

Дети. В картоне или другой основе прокладывают дырки, через них прошивают нитки, и получается ажурное изображение.

Учитель. Какая бывает основа?

Дети. В качестве основания используют картон, еще можно использовать бархатную бумагу или плотную бумагу.

Учитель. Чем вышивают?

Дети. В работе используют обычные нитки мулине или ирис.

Учитель. Прежде чем начать вышивать, что надо сделать?

Дети. Надо сделать разметку для дырочек.

Учитель. Что мы размечали на прошлом уроке?

Дети. Углы.

Учитель. С чего вы начали работу?

Дети. С разметки угла.

Рис. 1 (угол)

Во-первых – надо начертить на изнаночной стороне картона любой, к примеру, острый угол.

Во-вторых – надо стороны угла разделить на равное количество одинаковых отрезков по 5 мм или 1 см, а можно на глаз.

В-третьих – на изнаночной стороне карандашом надо обозначить каждую точку, присвоив ей номер: вершина угла – точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла – точка 2, затем 3, 4 и так далее до 9. На верхней стороне угла крайняя точка – точка 1, потом 2, 3 и так далее до 8.

Последняя операция при разметке – проколоть дырочки в картоне в местах пересечения линии стороны угла и отметки деления.

Учитель. Какие меры предосторожности надо предпринять?

Дети. Надо подложить пенопласт и проколоть дырочки шилом или иголкой, соблюдая технику безопасности.

Учитель. На что надо обратить внимание?

Дети. Нумерация точек на верхней стороне – от края к вершине, на нижней стороне – от вершины угла к краю.

Учитель. Что нарисовано на рисунках?

Дети. Узоры в круге. Разметка круга и его заполнение.

Учитель показывает на доске план разметки:

  1. на изнаночной стороне картона по циркулю или трафарету начертите окружность:
  2. разделите ее на 16 равных частей (24,32);
  3. положив картон на пенопласт, шилом проколите отверстие по разметке;
  4. стрелкой укажите направление прошивания и пронумеруйте отверстия; вденьте нитку в иголку и сделайте узелок;
  5. прошивание окружности.

Дети выполняют разметку окружности.

Рис. 2 (окружность)

Упражнение для глаз “Рисуй глазами треугольник”.

Учитель. Перед началом вденьте нитку в иголку и завяжите узелок. Введите иголку с ниткой с изнанки в точку 1 и заполните окружность по схеме:

  • стежок между точками 1 и 6 по лицевой стороне,
  • по изнаночной стороне стежок между точками 6 и 7;
  • большой стежок между точками 7 и 2 по лицевой стороне;
  • далее по изнанке стежок между точками 2 и 3;
  • затем по лицевой стороне большой стежок между точками 3 и 8;
  • по изнанке стежок между точками 8 и 9;
  • по лицевой стороне большой стежок между точками 9 и; и так далее.

При правильном выполнении задания на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, а на изнаночной – повторяет линию окружности.

Прошивание окружности хордами разной длины.

Учитель. Одну и ту окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.

Сейчас вы вместе с соседом по парте разметите два одинаковых круга. Заполнять их будете разными хордами.

Дети различают один круг по первому способу, второй – по второму.

Учитель. У первого круга иголку с ниткой из точки 1 будете вкалывать по лицевой стороне в точку 4, то есть через две дырочки (стежок 1–4) и так далее.

У второго круга стежок будет 1–7, то есть будете прокалывать через шесть дырочек.

Как изменился рисунок заполнения в зависимости от длины хорды или нашего стежка при остальных одинаковых условиях?

Дети. Чем длиннее хорда, тем меньше незаполненное отверстие в середине круга.

Учитель. А если хорда равна диаметру?

Дети. Тогда внутри круга не будет пустого, незаполненного места.

Окружности, так же как и углы, можно прошивать нитками одного цвета, а можно его менять.

Для составления композиции недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работе.

Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

3. Закрепление изученного материала.

Практическая работа № 26

Перед началом практической работы напомнить учащимся правила техники безопасности.

Вариант 1. Голова кошки прошивается как окружность. Длина стежка указана на схеме линией. Усы прошиваются стежками. Все остальные элементы – как углы. После прошивания вырезаем из цветной бумаги глаза кошки и наклеиваем прямо на нитки. Можно глаза вырезать из белой бумаги и затем подрисовать фломастерами.

Рис. 3

Вариант 2. Уши и нижняя часть хвоста прошиваются как углы. Все остальные элементы – туловище, голова, кончик хвоста – прошиваются как окружность. Попробуйте выполнить кошку с переходом цвета ниток: первые 2-3 стежка на ушках сделайте белыми нитками, а закончите черными. При прошивании туловища стежки в том месте, где оно соединяется с головой, сделайте белыми нитками, все остальное прошейте черными. Получится черная кошка с белой грудкой.

Рис. 4

4. Целевой обход учителя.

Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность выполнения приемов, соблюдение техники безопасности.

5. Анализ и оценка урока.

Учитель анализирует урок, отмечает типичные ошибки, определяет пути их исправления, выставляет оценки учащимся за урок.

VI. Итог урока.

Учитель. Посмотрите на свои работы и скажите, какую из них вы считаете самой красивой. Чем занимались сегодня?

Дети. Продолжили вышивать нитками по картону

Учитель. В чем отличие сегодняшней работы от прошлой?

Дети. На прошлом занятии заполняли углы, а сегодня заполняли круг вышитыми стежками, так как изонить – особым образом выполненная вышивка по картону. Очень интересно наблюдать, как появляется ажурное изображение углов.

Учитель. Чем выполняется изонить?

Дети. Цветными толстыми нитками – ирисом, швейными нитками, мулине.

Учитель просит повторить план разметки круга.

Учитель. Как выбирается длина хорды при заполнении круга?

Дети. В зависимости от того, как надо заполнить круг, выбирается длина хорды, которая соответствует размеру лицевого стежка.

Домашнее задание: Доделать практическую работу.