Урок русского языка во 2-м классе по теме "Что проверяем в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить знания о написании безударных гласных в корне слова, учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе, развивать умения распознавать безударные гласные в корне слова, осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение.

Ход урока

1. Организационный момент

Ситуация успеха.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Перед нами три дороги, давайте прочитаем, как они называются. (хором)

…Направо мы пойдём –
К словам с безударной гласной придём.
Прямо мы пойдём-
В гости к парным согласным зайдём.
Налево пойдём-
С непроизносимыми согласными урок проведём.

По какой дороге мы с вами пойдем, вы должны определить сами, а поможет нам в этом предложение.

Л . сные тр . пинки т . нисты.

– Прочитайте его. Вставьте пропущенные буквы. Спишите его, обозначив орфограммы.

Проверьте предложение и оцените себя. У кого получилось, так как в образце, поставьте +, у кого есть ошибки поставьте -.

Какое правило вы использовали при написании всех слов в предложении?

Как же мы проверяем безударные гласные в корне слова?

Посмотрите, может быть у меня на столе есть такие слова?

Кто из вас догадался, по какой дороге мы пойдем?

Тогда напротив этой дороги мы поставим знак !

2. Ситуация разрыва

– Запишите в тетрадь слово м. чи, рядом запишите проверочное.

Я увидела у вас 2 варианта написания этого слова, но я диктовала только одно слово. Почему так получилось?

Вы не знали значения этого слова, и попали в ловушку.

Мы думали, что пойдем беспрепятственно по этой тропинке, а, оказывается, есть свои секреты, на которые нам нужно обратить внимание и которые мы будем открывать.

А теперь посмотрите на доску и запишите слово с проверочным словом.

На доске:

Слезал

– Что обозначает это слово?

А если бы я взяла другую букву в корне слова лексическое значение слова тогда бы изменилось?

Как тогда будем проверять слова?

Значит, слова надо писать слова не бездумно, а смотреть в содержание текста.

3. Физкультминутка

4. Продолжение темы

– О чем мы с вами говорили? (Ответы детей.)

Теперь вы умеете проверять безударные гласные в корне? Как?

5. Проблемная ситуация

– Сейчас нам предстоит интересная работа в группах. У вас есть конверты, в них находятся слова, вам эти слова нужно распределить по какому-то признаку. А по какому признаку вы должны догадаться сами. Пропущенную букву вставлять фломастером.

(Работа в группах и проверка.)

– Какой вывод можно сделать?

Не все слова можно проверить, есть такие слова, которые не проверяются – это слова из словаря. А слово карандаш взято из словаря?

6. Самостоятельная работа

– У меня на доске слово карандаш написано16 раз по-разному. Не верите, смотрите сами. Все 16 слов читаются совершенно одинаково, значит, на слух ни одну ошибку не заметишь. А вот глазами непременно увидишь. Из 16 написаний лишь одно написано без ошибок. Найдите его и запишите, поставьте ударение и обозначьте орфограмму.

карандашь карандаж карандажь корандаш
корандашь корандаж корандажь карандаш
карондаш карондашь карондаж карондажь
корондаш корондашь корондаж корондажь

– Кто уже написал это слово выйдет к доске и выполнит эту работу у доски.

Можно ли в корне этого слова проверить гласную?

А что тогда будем делать?

7. Работа с взаимопроверкой

– Раз вы такие внимательные сейчас нужно выполнить упражнение на стр. 56 № 117. исправьте сами ошибки и сделайте взаимопроверку.

Вывод: Итак, путешествуя сегодня по дороге с безударными гласными, мы успешно справились с заданиями. Так что же нужно сделать, чтобы найти безударную гласную в коне слова?

Как вы считаете, все секреты мы успели раскрыть?

8. Рефлексия

– У кого сегодня получилось то, что раньше вы не могли сделать. Оцените себя.