Комедия А.П. Чехова "Вишнёвый сад". Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл вишневого сада

Разделы: Литература


Цели:

  • Общедидактическая – создать условия для осмысления темы урока;
  • Образовательная – развивать представления учащихся о сюжете, конфликте драматургического произведения;
  • Развивающая – развивать ассоциативное. образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • Воспитательная – способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Оборудование:

План:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Проведение тестирования на знание текста комедии. Слайды 1-7
  3. Сообщение темы урока. Целеполагание как мотивация деятельности учащихся на уроке. Слайд 8
  4. Ассоциативные впечатления. Слайды 9,10
  5. Работа с эпиграфами. Слайды 11-13
  6. Афиша пьесы как опорный конспект в работе с системой персонажей. Слайд 14
  7. Особенности сюжета комедии. Слайд 15
  8. Особенности конфликта пьесы. Слайд 16
  9. Многоплановость образа вишневого сада. Слайд 17
  10. Работа с текстом художественного произведения. Слайды 18, 19
  11. Итоги урока. Дискуссионный момент. Слайды 20-22
  12. Рефлексия. Сочинение синквейна. Слайд 23
  13. Домашнее задание. Слайды 24, 25

Роль мультимедийной разработки в учебном занятии: компьютерная визуализация учебной информации, индивидуальный тренинг и контроль знаний учащихся, развитие нагляднообразного мышления, эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики. Использование средств мультимедиа на уроке литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более эффективным, пробудить интерес к классической литературе.

Комментарий к проведению урока: Данный урок является первым в системе уроков по изучению пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”.

Форма урока: мастерская по построению знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы встретились не в первый раз,
И от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
И, как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.

2. Проверка домашнего задания

Проведение тестирования на знание текста комедии. Индивидуальная работа. Слайды 1-7

Вопрос 1. Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь:

а) “Чайка”;
б) “Вишневый сад”;
в) “Дядя Ваня”;
г) “Три сестры”. Слайд 1 (См. Приложение 1)

Вопрос 2. Где развертывается действие пьесы “Вишневый сад”:

а) в одном из провинциальных городов России;
б) в Москве;
в) в имении Любови Андреевны Раневской;
г) в имении Лопахина? Слайд 2

Вопрос 3. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева:

а) Гаев – муж Раневской;
б) Гаев – ее брат;
в) Гаев – ее сосед, они друзья юности;
г) Гаев – ее сын? Слайд 3

Вопрос 4. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высокопарные речи:

а) Петя Трофимов;
б) Епиходов;
в) Гаев;
г) Варя? Слайд 4

Вопрос 5. В чей образ, по вашему мнению, больше всего заложено комическое и сатирическое начало:

а) Раневской;
б) Фирса;
в) Гаева;
г) Пети Трофимова? Слайд 5

Вопрос 6. В пьесе “Вишневый сад” был единственный образ, к которому А.П.Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это:

а) Раневская;
б) Варя;
в) Аня;
г) Дуняша? Слайд 6

По окончании тестирования проводится взаимопроверка, учащиеся работают в парах. Правильные ответы отражены на слайде 7.

3. Сообщение темы урока

Слайд 8

Для работы на уроке учащимся предлагаются печатные конспекты (См. Приложение 2 к уроку)

Обращаемся к целям урока: чего каждый должен достичь на уроке?

Ответ на этот вопрос является мотивацией деятельности учащегося.

Цели урока:

1) выяснить своеобразие конфликта и особенности сюжетного построения пьесы;

2) осознать глубину смысла образа вишневого сада.

4. Развитие ассоциативного мышления

Слайды 9, 10

– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание “вишневый сад”? Слайд 9. (Как правило, ребята называют “белые цветы”, “нежный запах”, “чистота”, “красота”, “нежность”. Тем более неожиданными для них становятся слова А.П.Чехова: “Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания”. Слайд 10)

– Сравним свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.

– Можно ли соотнести наши ассоциации с названием пьесы? Запишем свои мысли в печатный конспект.

5. Работа с эпиграфом как актуализация домашнего чтения

Слайды 11–13

Вниманию учащихся предлагаются слова М.Горького, К.Станиславского, актрисы М.Лилиной.

“Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Все – настроение, идеи, – если можно говорить о них, – лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска – не знаю.”(М.Горький. Слайд 11)

“Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь.” (К.С.Станиславский. Слайд 12)

“...Мне представлялось, что “Вишневый сад” не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей.” (М.П.Лилина. Слайд 13)

-Какой из эпиграфов наиболее полно, по вашему мнению, отражает восприятие пьесы? Запишем наши наблюдения в конспект.

6. Организация групповой работы “Персонажи пьесы”. Использование афиши как опорного конспекта

Слайд 14

Всем группам предлагается распределить персонажи пьесы на группы согласно самостоятельно определенному принципу. Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносятся в афишу. (Примерные принципы деления персонажей: по социальному признаку – помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком; по отношению ко времени – прошлое, настоящее, будущее; по принципу главных и второстепенных героев. Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишневому саду, поэтому можно подсказать такой способ ученикам)

После выполнения работы переходим к обсуждению результатов с обязательной оценкой аргументов друг друга. Этот вид работы ценен тем, что ребята осознают: единого, “правильного” принципа деления нет, Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.

7. Обратимся к сюжету комедии

Слайд 15

– Произведение вами прочитано. Попробуйте предельно кратко передать сюжет пьесы. Вспомним определение сюжета. (Потеря вишневого сада, его продажа – катастрофа для всех героев пьесы. Почти все теряют кров, словно перелетные птицы.)

– Это внешний сюжет пьесы. А что происходит с героями после продажи сада, как они ощущают время? (Они потеряны во времени. Неумолимый ход времени – внешний сюжет пьесы. Такое сочетание сюжетов придает произведению философскую глубину, уводит нас от прямолинейных оценок поступков персонажей.)

8. Особенности конфликта пьесы

Слайд 16

– В основе сюжета пьесы – конфликт. Ярко выраженный конфликт отсутствует. Что же приводит в движение сюжетное действие? (Борьба вокруг вишневого сада.)

- Так сколько же планов у этого образа?

9. Многоплановость образа вишневого сада

Слайд 17

– С вишневым садом связаны планы, надежды, мысли, радости и огорчения действующих лиц. О нем говорят в пьесе почти все персонажи. Но как они различно говорят о нем, какие разные стороны его видят.

– Что же значит для героев пьесы этот сад? Заполним схему в печатном конспекте. (Сад – это имение, символ барства, покупка, прошлое хозяев, дачи для Лопахина, символ красоты, Родины для автора.)

– Образ вишневого сада тоже дан в потоке времени. Может, в пьесе есть еще один герой, не обозначенный в афише?

– Это время. Что оно делает с героями, с их жизнью? Время – главный сюжетообразующий фактор в пьесе.

10. Работа с текстом. Чтение по ролям

Выразительно прочитаем реплики, обращенные к вишневому саду. (Например, из действия 1, начиная со слов Лопахина: “Вам уже известно...” Или из действия 2 со слов Ани: “Что вы со мной сделали...”)

После прочтения чеховских строк обратимся к слайдам 18, 19, на которых изображены первые исполнители ролей пьесы: О.Л.Книппер-Чехова, К.С.Станиславский.

11. Итоги урока

– Какое же будущее ждет сад, Россию? Этот вопрос Чехов оставил без ответа. Слайд 20

– Выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место? Например, в такое, как его представил современный художник Г.Кичигин. Слайд 21

– Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад? (Дискуссионный момент. Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит свое обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить. Учителю нужно быть готовым ответить на этот вопрос, если его спросят ученики.)

– Пусть в пьесе автор не дает точного ответа, но мы знаем, что в жизни Чехова был свой прекрасный сад, и не один, который он с любовью возделывал. Слайд 22, фото уголка Мелихова.

12. Рефлексия. Сочинение синквейна. Работа в парах

Схема синквейна есть в ваших печатных конспектах, а образец мы видим на слайде 23.

Писатель
чуткий, чудесный
увлекает, удивляет, волнует
судьбами сада, героев, России.
Чехов...

(Примеры ученических синквейнов см. в Приложении к уроку.)

– Определите, насколько полно вы смогли реализовать цели урока. В печатном конспекте выберите соответствующий цвет: красный – успешно, желтый – хорошо, синий – недостаточно.

13. Домашнее задание

1) предложите свой вариант спасения вишневого сада;
2) найдите комические детали в пьесе; 3)напишите свой синквейн. Слайд 24

А завершим наш урок прекрасной картиной цветущего сада – вечного символа красоты жизни. Слайд 25

Приложение 3