Построение диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel

Разделы: Информатика


Цель урока: научить оформлять данные в электронных таблицах Excel с помощью диаграмм и графиков.

Задачи урока

Образовательные:

  • повторить пройденный материал по теме: "Электронные таблицы Excel" и познакомить учащихся с алгоритмом построения диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel;
  • научить строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel;
  • учить анализировать технологию выполнения практического задания;
  • учить систематизировать знания по теме: "Построение графиков и диаграмм в табличном процессоре Excel";
  • закрепить знания по теме при выполнении практического задания.

Воспитательные:

  • формировать самостоятельность учащихся при выполнении практического задания.;
  • воспитывать бережное отношение к компьютеру, соблюдение ТБ;
  • воспитывать взаимопомощи при работе;
  • формировать умение преодолевать трудности;
  • способствовать развитию умения оценивать свои возможности.

Развивающие:

  • формировать аналитическое и логическое мышление учащихся;
  • развивать умение выделять главное, находить ошибку;
  • развивать способности сравнивать, сопоставлять.

Тип урока: комбинированный урок.

Обеспечение урока:

техническое

  • персональные компьютеры класса;

программное

  • табличный процессор Excel

методическое

  • Инструктивная карта темы "Построение диаграмм и графиков" (Приложение 1);
  • Лабораторная работа №12 "Построение графиков и диаграмм" (Приложение 2);
  • Индивидуальные задания (Приложение 3).
  • Демонстрационные рисунки (Приложение 4)
  • Таблица "Города России" (Приложение 5)
  • Учебник "Информатика и информационные технологии" Н.Г. Угриновича

Ход урока

I. Организационный момент

- Объявление темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания

- Сейчас я выдам вам индивидуальные практические задания (Приложение 3). В них необходимо выполнить три пункта:

  • создать и заполнить таблицу;
  • вычислить данные по формуле;
  • выполнить сортировку.

На эту работу отводится 10 минут.

III. Изучение нового материала

-Электронные таблицы открывают большие возможности при работе с числовыми данными. Excel позволяет не только производить вычисления данных электронной таблицы, но и графически оформлять их.

Представьте, что после окончания колледжа вы открыли собственное СТО, спрос на разные виды работ меняется с каждым месяцем. Как лучше отобразить колебание показателей спроса? Ответ: графически

- Перед вами три рисунка (Приложение 4). На одном представлена таблица с данными на втором график, а на третьем диаграмма. График и диаграмма отображают изменение спроса на сварочные работы, представленные в первой таблице. Ответьте на такой вопрос: "В каком месяце спрос на сварочные работы был наибольшим?" Ответ: В октябре.

- На каком из предложенных рисунков это лучше видно? Ответ: На графике или диаграмме.

- Табличный процессор предоставляет нам возможность оформлять данные с помощью графиков и диаграмм. Как же это следует делать? Перед вами лежат инструктивные карты урока (Приложение 1). Воспользуемся ими для рассмотрения, данного вопроса.

- Откройте тетради и запишите тему урока "Построение диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel" .

- Что такое диаграмма? Прочитайте и запишите определение в тетрадь.

Определение: Диаграмма - это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим диаграммы различных типов.

- Обратите свое внимание на инструктивные карты.

- Типов диаграмм несколько: гистограммы, круговые, линейные, графики и т.д.. Каждый из них следует применять в конкретных случаях.

"Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Круговая диаграмма особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

"Гистограмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Гистограммы состоят из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин.

"Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой

"График показывает изменение какой - либо величины по отношению к другой, например, с течением времени."

- Вернемся к рисункам (Приложение 4). Сравните рисунок 2 и рисунок 3. Какой из них лучше отображает изменение спроса с течением времени. Ответ: график, рис. 2.

- Давайте рассмотрим алгоритм построения диаграммы на инструктивной карте (Приложение 1) и запишем его в тетрадь.

(После того как записали алгоритм построения диаграмм.)

- Итак, с чего надо начинать создание диаграммы? Ответ: С выделения диапазона данных

- Какой инструмент служит для построения диаграммы? Ответ: Мастер диаграмм

- Сколько шагов имеет Мастер диаграмм? Ответ: 4 шага

- Обратимся к инструктивной карте. Вам представлена готовая диаграмма. Она состоит из нескольких элементов, у каждого есть свое назначение и название (Приложение 1).

- Полученные диаграммы не всегда выглядят так, как нам этого хотелось бы. Поэтому существуют специальные инструменты для оформления диаграмм. Это панель инструментов "Диаграммы" и окна форматирования диаграмм.

IV. Первичное закрепление знаний

(Работа на компьютерах)

- Откройте файл "Города России" (Приложение 5). Создадим гистограмму, которая будет отображать количество населения в городах в 2003 году.

- Закройте программу без сохранения изменений в документе.

Откройте лабораторную работу №12 (Приложение 2). В ней вам надо выполнить два задания:

1. Создать таблицу и построить на основе её данных диаграммы;

2. Оформить эти диаграммы с помощью специальных инструментов.

(Задание №3 для учащихся, выполнивших первые два задания раньше других)

Выполнить эти задания вам помогут записи, которые мы сделали в тетради и комментарии в лабораторной работе.

V. Итог урока

1 4 7
2 5 8
3 6 9

Итог урока подводится в виде игры "Крестики-нолики". Группа делится на две подгруппы "Крестики" и "Нолики". Каждая подгруппа выбирает номер клеточки и получает вопрос с этим номером. Если ответ верный подгруппа ставит в эту клетку либо крестик, либо нолик. Если ответ неверный право хода передается второй команде. Побеждает команда, которая первой поставить три крестика или нолика в линию.

Вопросы командам:

  1. Дать определение электронных таблиц;
  2. В чем заключается особенность электронных таблиц?
  3. Где применяются электронные таблицы?
  4. Что такое диаграмма?
  5. Что необходимо для построения диаграммы
  6. Адресация ячеек в электронных таблицах.
  7. Что такое диапазон ячеек?
  8. Способы выделения: строки; столбца.
  9. Способы выделения диапазона ячеек.

VI. Домашнее задание:

- Повторить весь материал по теме: "Технология обработки числовой информации".

- Сегодня на уроке мы познакомились с процессом графического оформления данных электронных таблиц Excel при помощи графиков и диаграмм.

(Учитель выставляет оценки за урок).

- Я благодарю вас за урок. Спасибо.