Интегрированный урок информатика + история по теме "Использование основных логических приемов формирования понятий при изучении истории и информатики на примере темы "Деятельность первых киевских князей"

Разделы: История и обществознание, Информатика


Цель:

  • образовательная – рассказать о начале складывания государства Русь; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в становлении государства, изучение понятия как формы мышления;
  • развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторический источник, делать выводы, выделять главное и второстепенное, устанавливать межпредметные связи, формировать навык использования ЭОРов (Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/) для расширения и углубления знаний учащихся, развитие информационной и коммуникационной компетентностей учащихся;
  • воспитательная – формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.

Тип урока: комбинированный интегрированный урок (история + информатика) (90 мин)

Оборудование: класс ПК, проектор, экран, карта “Киевская Русь в IX – начале XIIвв”, учебники, рабочие тетради “История России с древнейших времен до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулина, ЦОР “История государства и народов России. 6-9 кл” Данилов А.А., косулина Л.Г, ЭОРы коллекции , рабочая тетрадь для 6 класса Л. Босова по Информатике.

Основные понятия и термины: государство, князь, полюдье, уроки, погосты, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент (2-3 мин)

II. Опрос домашнего задания

а) Индивидуальный устный у доски.

Учитель истории:

Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян.

– Кто такие варяги? Как они появились на землях восточных славян?

– Кто такие “норманнисты” и “антинорманнисты”? В чем суть норманнской теории?

– Какое событие произошло в 882 году? Охарактеризуйте управление Древнерусским государством.

б) “полетный” опрос по понятиям и терминам.

Учитель информатики. Сегодня у нас с вами необычный урок. И сама тема урока представленная на слайде, тоже необычна (озвучивает тему). Вполне понятно, что у многих из вас возникает вопрос “Зачем нужен такой урок?”. Попытаемся ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки. Делать открытия, получать новые знания нам поможет учебный предмет “Информатика”. Изучая раздел “Человек и информация”, вы рассматривали вопрос о том, как образуются понятия. Сегодня мы продолжим работу по формированию умений и навыков применения универсальных понятий при изучении указанной темы.

Вспомним основные логические приемы формирования понятий (стр. 38–40 учебника Л.Босовой “Информатика” 6 класс. Дано задание повторить этот материал дома).

Учитель информатики. Давайте вспомним определение информатики.

Ответ учащихся.

Учитель информатики. Действия, выполняемые с информацией, мы называем информационными процессами (приводим примеры). Средства, которые используются в информационных процессах, достаточно универсальны по отношению к любой информации, независимо от её научной принадлежности. Это значит, что все эти методы могут быть отнесены нами к общенаучным методам познания. В процессе обучения человек усваивает разнообразную информацию – т.е. знания, которые он получает из различных источников. Эти знания помогают нам лучше понимать и объяснять происходящие события и факты. Многие понятия, которые мы используем при изучении истории, носят универсальный характер.

Предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (работа со слайдом)

  1. Какое из понятий “последовательность” и “множество” аналогично понятию “класс”? Давайте мысленно выделим признаки объектов и ответим на вопрос.
  2. Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке. [Приложение 1]

Учитель информатики. Как будем решать задачу? Для решения поставленной задачи мысленно разделим объект на составные части. Каким логическим приемом мы воспользовались, отвечая на вопросы?

Дети: Для ответов на вопросы мы воспользовались логическим приемом: анализ.

Учитель информатики: Давайте вспомним, какие еще методов вы знаете? Дайте определения.

(Ученики формулируют определения, приводят примеры.).

  • Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
  • Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. “Все познается в сравнении”, – гласит народная мудрость.
  • Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
  • Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
  • Обобщение – мысленное объединение однородных объектов.

Учитель информатики: Ребята, предлагаю вам открыть рабочие тетради по информатике на странице 50, и выполнить упражнение №21, чтобы еще раз рассмотреть как работают анализ и синтез на практике. [Приложение 1]

Проверка схемы и комментирование полученных результатов. Кто ошибся при выделении общего? А кто при выделении единичного?

Предлагаю продолжить работу и выполнить задание № 25 и 26. [Приложение 2]

Итак, из рассмотренных примеров очевидно, что анализ, синтез, абстрагирование и обобщение являются логическими приемами формирования понятий. А так же помогают в освоении новых знаний.

Переходим к теме сегодняшнего урока. Передаю слово учителю истории.

III. Изучение нового материала.

Учитель истории:

План изучения нового материала.

  1. Деятельность князя Олега.
  2. Правление князя Игоря.
  3. Правление княгини Ольги.
  4. Походы князя Святослава

Учитель истории: 1. Важным фактором в развитии Древнерусского государства была торговля. Поэтому внешняя политика государства была сосредоточена на решении ряда задач: укрепление границ, обеспечение безопасности государства, развитие дипломатических, торговых и культурных связей с окружающим миром, расширение территории. Важное место занимали отношения с Византией, но на пути из Киева в Константинополь лежала Степь, где властвовали кочевники.

Ресурс: Восточные славяне. Образование древнерусского государства (N 111821) Вид ЦОР: Карта, Анимация

Работа по карте.

Главным противником русичей был Хазарский каганат, сложившийся в VII в, фактически он являлся первым государственным образованием феодального типа в Восточной Европе.

Учащиеся знакомятся с содержанием статьи о Хазарском каганате, предлагаемой в качестве индивидуального опережающего задания одним из учеников.

Хазарский каганат Ресурс: Хазарский каганат (N 112491) Вид ЦОР: Текст [Приложение 3]

Задание: Вспомним произведение А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…

Применив прием абстрагирования (выделив главное от второстепенного), определите, какие строки стихотворения характеризуют взаимоотношения Древнерусского государства и Хазарского каганата?

На основе данных, сделайте вывод об основных задачах внешней политики первых киевских князей.

Вывод:

  1. поддерживать торговые отношения с другими странами;
  2. защищать и расчищать торговые пути от кочевников, которые грабили купцов

Учитель истории: Отсюда – основные направления походов первых киевских князей:

  1. образование и расширение границ государства Русь(присоединение восточнославянских племен);
  2. византийское направление;
  3. восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское).

Взаимоотношения с Византией складывались непросто. Регулярные торговые связи руссов и византийцев установились с 860 г. Однако на рубеже IX–X вв. они были прерваны. Летом 907 г. русские дружины во главе с Олегом (Ресурс: ОЛЕГ (N 50177) прибыли по суше и морю в Византию и разорили окрестности Константинополя.

Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 4]

Задание: проанализируйте предложенный документ, ответив на вопросы

Вопросы:

  1. О чем может свидетельствовать то, что в поход на Царьград (Константинополь) Олег собрал представителей различных племен?
  2. Как вы считаете, симпатизирует ли летописец действиям Олега?
  3. Определите, что в этом отрывке можно считать историческим фактом, а что – легендой?

Византия была вынуждена согласиться на выгодный для русских договор о торговле, подписанный в 911 г

Учащимся предлагается познакомиться с документом, проанализировать его и ответить на вопросы.

Отрывок из “Повести временных лет”, XII в. Ресурс: Отрывок из "Повести временных лет" (Договор Руси с Византией 911/912 г.) (N 112465) Вид ЦОР: Текст. [Приложение 5]

Вопросы:

  1. Обратите внимание на имена людей входивших в делегацию “от народа русского”. Как вы полагаете, кто они по национальности? Почему Русь в Константинополе представляют именно они?
  2. О чем свидетельствует наличие в договоре пункта о защите потерпевших кораблекрушение?
  3. Какого рода взаимоотношения существовали между Русью и Византией? Подтвердите свои выводы цитатами из текста?

2. После смерти Олега киевским князем стал сын Рюрика – Игорь. Ресурс: Игорь (N 111039) Вид ЦОР: Текст

Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 6]

Учащиеся самостоятельно знакомятся с внутренней и внешней политикой Игоря (стр. 30-31 учебника) и сравнивают ее с политикой Олега, выделяя общие и отличительные черты.

3. Правление княгини Ольги.

Опережающее задание. На основе материала из статьи “Слабая жена может иногда равняться с великими мужами”. “Наука и жизнь”, 1996, № 10 Ресурс: Слабая жена может иногда равняться с великими мужами" (N 119994) Вид ЦОР: Текст [Приложение 6]

Обратить внимание, что княгиня Ольга – первый реформатор Руси, установивший порядок сбора дани. Знакомство с понятиями “погосты” и “уроки”

Уроки Ресурс: Уроки (N 110967) Вид ЦОР: Текст

По налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Погост Ресурс: Погост (N 111837) Вид ЦОР: Текст

По налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Походы князя Святослава. [Приложение 6]

Святослав много сделал для расширения границ Древнерусского государства и обеспечения благоприятных условий для внешней торговли.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по учебнику.

Внутренняя политика Внешняя политика
Завершение процесса объединения восточнославянских племен после подчинения вятичей
  • Активная внешняя политика Киевской Руси.
  • Стремление расширить территорию Руси и обеспечить безопасность восточных торговых путей для русских купцов.
  • Разгром Волжской Болгарии и Хазарского каганата.
  • Война и разгром Дунайской Болгарии, переход к Руси земель, расположенных по нижнему течению Дуная.
  • 970-971 гг. – русско-византийская война; поражение Руси.
  • Подписание мирного договора – Русь обязывалась не нападать на Византию и Болгарию.
  • Византия признавала за Русью ее завоевания в Поволжье и Причерноморье .
  • Расширение и укрепление границ Киевской Руси

Уходя в длительные походы, Святослав не думал об обороне Киева, который подвергся нападению печенегов в 968г. киевляне говорили Святославу: “Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же земли отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми. Святослав же говорил: “Хочу житии в Переяславце на Дунае…яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь”

Вопросы учащимся:

  1. Как высказывание киевлян характеризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава?
  2. С какой целью Святослав хотел перенести столицу из Киева в Переяславец?
  3. Как описанные выше события свидетельствуют о чертах характера киевского князя?

Далее рассказ о гибели Святослава.

IV. Закрепление

Ресурс: Вопросы и задания к уроку (N 111940)

Вопросы и задания к уроку по теме “Становление Древнерусского государства”:

  1. Зачем Олег организовал поход на юг славянских земель?
  2. Почему столицей единого Древнерусского государства стал Киев, а не Новгород?
  3. Каким образом было организовано управление Древнерусским государством. Свой ответ оформите в виде схемы (в тетради).
  4. Какие пережитки родового строя можно проследить на раннем этапе существования Древнерусского государства?
  5. В чем отличие полюдья от налогов?
  6. Что позволяет говорить, что объединение славянских племен вокруг Киева не было прочным?
  7. Назовите причины налоговой реформы княгини Ольги.
  8. Почему княгиня Ольга одной из первых приняла христианство? Какое это имело значение?
  9. Назовите причины завоевательных походов князя Святослава. Каковы были итоги этих походов? Чем вы можете это объяснить?

Учитель информатики: Предлагаю обратиться к рабочей тетради на страницах 59- 60, к заданиям № 27 и №28

Вместе рассматриваем иерархию отношений и взаимосвязей.

27. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по образцу.

Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль.

Предлагаю самостоятельно определить такой же схемой отношения следующих понятий: древляне, славяне, развитые, поляне, кривичи, радимичи, тиверцы, волыняне, дикие.

28. Составьте пирамиду понятий по образцу.

Понятия: дуб, растение, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина

Самостоятельно разработайте пирамиду деятельности первых русских князей. В вашей пирамиде должно быть не менее 4-х уровней.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия:

Учитель истории: Ещё раз возвращаю вас к цели нашего урока. Выскажите своё мнение относительно того, достигнута ли цель урока.

Примеры высказываний учащихся:

  • Считаю, что цель достигнута, Думаю, что навыки основных логических приемов формирования понятий можно применить на уроках истории, когда, например, анализируется деятельность какого-нибудь государственного деятеля или событие.
  • Мне тоже кажется, что цель достигнута. Раньше я даже не задумывалась, что анализ, синтез, обобщение, сравнение являются универсальными понятиями для любого предмета.
  • Думаю, что цель достигнута. Я понял важность такой формы работы.

Учитель информатики. Вот и подошел к концу наш необычный, но, на мой взгляд, очень насыщенный и интересный урок. Какие знания по информатике помогли вам справиться с изучением сегодняшней темы? Чем необычен был сегодня урок? Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном уроке?

Примеры высказываний учащихся:

  • Интересно, но необычно. Пролетел быстро, но, столько новых знаний.
  • Я даже не думала, что способна столько воспринять и переварить информации.
  • Я не ожидал что, все науки так тесно связаны, что анализ, синтез, сравнение, абстрагирование в информатики поможет так глубоко познакомится с историческим событием.
  • Такие уроки – это здорово!

Какое настроение у вас после урока?

VI. Домашнее задание

По истории
$ 4, задания 1,3 в рабочей тетради.

По информатике
Пользуясь знаниями, полученными в ходе урока и используя информационные источники или ресурсы подготовить презентации о деятельности наиболее понравившегося вам исторического персонажа. 

Приложение, Приложение 7