Урок обобщения материала по теме "Роль ученых-лингвистов в развитии русского литературного языка"

Разделы: Русский язык


Дидактическая цель:

  • создать условия для систематизации и повторения учебного материала,
  • информационно-технологической компетентности у учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели:

  • Образовательная: обобщить сведения об ученых-лингвистах.
  • Развивающая: развивать опыт творческой деятельности в форме умений применения знаний по русскому языку, информационным технологиям.
  • Воспитательная: формировать ценностное отношение к наследию ученых-лингвистов, самопознанию, саморазвитию, показать процесс познания как ценность для каждого человека.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение материала

Создателем русской лингвистики считается М.В.Ломоносов, вам он известен больше как историк, поэт. Он написал первую научную грамматику. По этой грамматике занималось несколько поколений школьников.

А.П.Сумароков, поэт и писатель 18 века, писал: “Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил”. Наверное, к вышесказанному можно добавить, что нельзя, чтоб тот себя прославил, кто не знает имена тех людей, которые создавали эти правила, много сил отдали для того, чтобы процветал наш русский язык.

Прежде чем приступить непосредственно к теме урока, вспомним основные разделы русского языка, так как мы сегодня часто будем обращаться к ним.

III. Работа с тестом

(С левой стороны написать 10 цифр по горизонтали и закончить высказывание.)

  1. Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слов (лексика)
  2. Раздел языкознания, изучающий звуки (фонетика)
  3. Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения (орфоэпия)
  4. Раздел, изучающий части речи (морфология)
  5. Раздел, изучающий постановку знаков препинания (пунктуация)
  6. Раздел, изучающий правильное написание слов (орфография)
  7. Раздел, изучающий устойчивые сочетания слов (фразеология)
  8. Раздел, изучающий происхождение слов (этимология)
  9. Раздел, изучающий стили речи (стилистика)
  10. Наука о языке (лингвистика)

(Проверка задания)

В словаре С.И.Ожегова слово “лингвистика” объясняется таким образом: “Наука о языке, языкознание”. Чтобы узнать значение какого-нибудь слова, мы часто обращаемся к данному словарю. Этот словарь самый популярный среди людей разных профессий. Мы не только узнаем значение слова, но там еще даются некоторые грамматические формы, произношение. Более подробно нам расскажут ребята об этом словаре.

(По мере выступления учащихся у вас в тетради должны быть написаны основные тезисы)

Презентация. С.И.Ожегов (см. Приложение 1)

(Проверяются тезисы, записанные учениками в тетрадь)

IV. Работа со словами.

Я обратилась к словарю С.И. Ожегова и выписала слова. У вас на листочках с правой стороны записаны значения слов. Вам нужно установить значения.

1. Эвфемизм А.Клеветническое сочинение с оскорбительными нападками.
2. Плеоназм Б. Наука, изучающая духовную культуру народа.
3. Какафония В. Вид метонимии – название целого, общего вместо частного (все флаги будут в гости к нам)
4. Пасквиль Г.Оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению (своя автобиография, впервые познакомиться)
5. Синекдоха Д.Лишенное всякого благозвучия, сумбурное сочетание звуков
6. Этнография Е.Слово или выражение, заменяющее другое, неудобное для данной обстановки или грубое (уснул последним сном – почил)

Ответы: 1 – Е, 2 – Г, 3 – Д, 4 – А, 5 – В, 6 – Б.

Огромное влияние на С.И.Ожегова оказал его учитель Виктор Владимирович Виноградов, выдающийся ученый, лингвист. По словам С.И.Ожегова, научные идеи В.В.Виноградова заставляли двигаться вперед.

Презентация. В.В.Виноградов (см. Приложение 2)

V. Работа с текстом

(Прочитать текст, определить тип текста, стиль речи, основную мысль текста)

Даль – это наш Магеллан, переплывший русский язык от А до Я. Представить себе, что это передал один человек, невозможно, но только так оно и было. Он совершил подвиг. В результате этого подвига мы имеем новое осознание языка как вполне конкретного механизма.

И для меня не просто символ, что из писателей пушкинского поколения у постели умирающего Пушкина находился именно Даль, что именно ему достался простреленный пушкинский сюртук.

Если пытаться осознать не только место Пушкина в развитии и смене литературных течений и форм, но и его место в самой русской речи, то не кто иной, как Даль, является его преемником и наследником. И если Даль не гений, как Пушкин, то дело его гениально, и трудно даже вообразить, кому вообще оно могло быть по плечу и под силу.
А. Битов

Основная мысль текста: Даль совершил подвиг

Какой же подвиг совершил В.И.Даль?

Презентация. В.И.Даль (см. Приложение 3)

VI. Работа со словарем В.И.Даля.

“Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля – богатейшее собрание пословиц. Его читают, как повесть, изучают, как энциклопедию жизни русского народа. Ребята рассказали нам о В.И.Дале простым, понятным языком.

А какое значение имеет слово “язык”? Для того чтобы узнать значение этого слова, обратимся к словарю В.И.Даля. Слово “язык” имеет несколько значений. Выписать в тетрадь основные значения данного слова.

  1. Мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубами пищи, для распознания вкуса, а так же для словесной речи.
  2. Задвижка, которая входит в проушину дужки висячего замка (язычок замка).
  3. Совокупность всех слов народа (он знает много языков).
  4. Способность или возможность говорить (больной лежит без языка).
  5. Строй, слог и самый выбор слов, при различном их образовании (книжный язык).
  6. Народ, земля с одноплеменным населением своим, с одинаковой речью (язык русский).

VII. Рефлексия.

VIII. Домашняя работа.

Написать сочинение на тему: “Роль ученых-лингвистов в развитии русского языка”.