Урок по окружающему миру в 3-м классе "Полезные ископаемые"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.
  2. Развивать познавательно-информационную компетенцию (учить анализировать, обобщать, делать выводы).
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • образцы полезных ископаемых (гранит, известняк, песок, каменный уголь) и их условные знаки (на каждого ученика);
  • карточки для самостоятельной работы;
  • видеозапись «Добыча нефти»;
  • набор букв;
  • ребус;
  • карта Магаданской области;

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь, давайте поздороваемся с нашими гостями.

– Садитесь.

2. Введение в тему урока.

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того. чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

– Правильно! (Геолог) (Приложение 1) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

– Посмотрите, у вас на партах лежат четыре образца и исследовательская карта. (Приложение 2)

– Давайте рассмотрим карту. (Объяснение учителем, показ на мультимедийном проекте).

– Вам необходимо разложить образцы в сектора в соответствии с их свойствами .

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

Давайте проверим, как вы выполнили работу.

– Образец под каким номером у вас в секторе «А».

– Правильно!

– Прочитайте его свойства.

– А кто знает, как называется этот образец? (Если не ответили, отвечает учитель)

– Он называется …..(На доске появляется название). мультимедийном проекте.

– Запишите название в этом секторе у себя.

(Аналогичная работа проводится с секторами Б, В, Г).

Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

– Отдохнули?

– Продолжим работу.

– Как одним словом назвать все эти образцы? (ответы детей).

– Полезные ископаемые. (на доске в центре между секторами появляется эта фраза – «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»).

– А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»? (Ответы детей, а затем учитель дает определение).

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

– Запишите у себя на листке в центре их общее название.

– Ну, что ж геологи, хорошо поработали!

3. Игра с буквами.

Чтобы узнать, какие еще бывают полезные ископаемые, давайте соберем их название из букв.

( На магнитной доске буквы в свободном порядке. Дети собирают из букв слова.)

Слова: нефть, газ, золото, серебро.

– Какие из них добывают в нашей Магаданской области?

– Правильно!

ЗОЛОТО – месторождение КУБАКА

СЕРЕБРО – Дукатское месторождение

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – АРКАГАЛА

(Вывешивают слова на доску, рядом условные знаки, которые они обозначают).

– А может вы знаете другие полезные ископаемые?

– А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей).

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

ПОКАЗ ВИДЕОФИЛЬМА.

Интересно быть геологом? Почему?

4. Самостоятельная работа.

А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

1 ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

 

2 ЗАДАНИЕ: Дорисуйте условные знаки данных полезных ископаемых.

 

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проекту).

А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

– Молодцы!

5. Итог урока.

– Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.

Чтобы закрепить наши знания разгадаем загадки.

  1. Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже.
    (Мел)

  2. Без нее не побежит
    Ни такси, ни мотоцикл,
    Не поднимется ракета.
    Отгадайте что же это?
    (Нефть)

  3. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу –
    Она понадобится сразу.
    (Глина)

  4. Он черный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несет в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали.
    (Каменный уголь)

– Как вы думаете, нужны Магаданской области люди с такой профессией как геологи?

– Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в нашем Северном Международном Университете. Но для вас это пока будущее.

И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому. (Приложение 3)

– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».

– Спасибо за урок.