Статья на тему "Что наш урок?.."

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Что наш урок…?! –  игра, развлечение или упорный труд?
По Ушакову ИГРА'ТЬ – развлекаться, забавляться; дети весь день играли в саду [1]. По Далю ИГРАТЬ – игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой заниматься чем для забавы, от скуки, безделья [2].
СПОРТ (англ. sport, сокращение первоначального disport – игра, развлечение) [3].
СПОРТ, а, мн. нет, м. [англ. sport]. Физические упражнения, преимущественно, в форме различных игр или состязаний, имеющие целью укрепление организма и развитие психической бодрости [1].
И получается, что урок физкультуры – это забава, развлечение, а  может быть это всё-таки развитие физических качеств, обучение новым движениям, воспитание характера? Наука побеждать – она одна на все случаи жизни, в физике и в физической культуре, она вырабатывает умение ставить цель и ее добиваться.
Урок – основная форма обучения физическим упражнениям. Лучшим средством для этого является игра.

1. История развития русских народных игр

Много столетий русский народ был основной движущей силой развития других народов Русского государства [4]. Поэтому русские игры известны среди других народов, в то же время, русские люди охотно осваивали игры, бытующие среди коренного населения той или иной местности. При этом каждый народ вносил в игру новые элементы.
Наиболее элементарные из игр зародились ещё в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга, например, «Догонялки», «Ловишки», «Салки». Игры с прыганьем и лазаньем по деревьям, например, «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям».
Большая часть древнерусских игр и «потех» тесно связана с языческими календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками (в честь Коляды, масленицы, Весны, Ярилы…), например, «Кулачные бои», «Взятие снежного городка»[4].           
Время вносит изменения в сюжеты игр, наполняет их новым содержанием. Игры обогащаются, совершенствуются, создаётся множество усложнённых вариантов, но их двигательная основа остаётся неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр в том, что они исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

2. Значение подвижных игр в развитии детей

  Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создаёт возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребёнок получает удовольствие, испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха.
Воспитательное значение игры, её влияние на развитие ребёнка трудно переоценить, ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем.  Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, умение контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Некоторые народные игры, как, например, «Лапта», «Городки», были переработаны в спортивные.

3. Краткая история развития популярных спортивных игр

А) Футбол (англ. football, от foot – нога и ball – мяч) – спортивная игра на травяном поле, в которой две противоборствующие команды (по 11 человек в каждой), используя ведение и передачи мяча ногами или другой частью тела (кроме рук), стремятся забить его в ворота соперника и не пропустить в свои. Футбольное поле – 90-120 х 45-90 м, продолжительность игры – 90 мин (2 тайма по 45 мин с перерывом 15 мин).
Футбол – самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История «ножного мяча» насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции («па супь»), в Италии («кальчио») и в Англии. Непосредственным предшественником европейского футбола был, по всей вероятности, римский «гарпастум». В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками. Примерно в 5 в. эта игра исчезла вместе с римской империей, но память о ней осталась у европейцев, и особенно в Италии. Когда в XVII в. сторонники английского короля Карла I бежали в Италию, они познакомились там с этой игрой, а в 1660 завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековыйф футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой дикую свалку на улицах. Англичане и шотландцы играли не на жизнь, а на смерть. Неудивительно, что власти вели упорную войну с футболом.
Но популярность футбола в Англии была столь велика, что ей не могли помешать и королевские указы. Именно в Англии эта игра была названа «футболом». В начале XIX в. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футболу, первые правила которого были разработаны в 1846 году.

Б) Баскетбол – (английское basketball от basket – корзина и ball – мяч) – спортивная игра, в которой играют две команды, каждая из которых стремится забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Борьба под кольцом.

Игра, похожая на баскетбол, известна у индейцев Центральной Америки – майя и ацтеков. Мяч делался из литого каучука, его надо было забросить в кольцо. Родиной современного баскетбола принято считать Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 молодым преподавателем, уроженецем Канады, доктором Джеймсом Нейсмит, чтобы оживить уроки по гимнастике. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч (отсюда название basket – корзина, ball – мяч). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому вскоре появляются щиты, которые стали зашитой корзины. Новая игра оказалась настолько интересной и динамичной, что в 1894 в США были изданы первые официальные правила.

В) Волейбол (англ. voleyball от volley – летающий и ball – мяч), командная спортивная игра, в процессе которой две команды на специальной площадке, разделенной сеткой, стремятся направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника либо игрок защищающейся команды допустил ошибку.
Родина волейбола – Соединенные Штаты Америки. Новую игру изобрел в 1895 Вильям Морган – руководитель физического воспитания в городе Холиок (штат Массачусетс). Он предложил перебрасывать мяч через теннисную сетку, натянутую на высоте около 2 м. Название новой игре дал доктор Альфред Холстед – «волейбол» –летающий мяч. В 1896 году волейбол был впервые продемонстрирован перед публикой. А через год в США были опубликованы первые правила игры, которые имели всего 10 параграфов. http://sport.kharkov.ua/basketball/basketball-history.php
Как мы видим из истории развития игр, они зарождались, как развлечение, как средство получения положительных эмоций и разнообразия при выполнении физических упражнений. В процессе развития игры постепенно превратились в спортивные. Спортивные игры могут быть, как спорт высших достижений и как массовый спорт для активного отдыха.

Вывод

Спорт высших достижений требует от человека хорошей физической, тактической, психологической подготовки, которые достигаются упорными, изнурительными тренировками, строгим спортивным режимом. Спорт высших достижений позволяет на основе развития индивидуальных способностей человека в конкретной сфере спортивной деятельности  добиваться максимальных (рекордных) спортивных результатов, служит эталонным ориентиром физических возможностей людей, способствует внедрению в массовую практику высокоэффективных средств и методов физической подготовки.
Массовый спорт: школьный, студенческий, семейный. Цель массового спорта – укрепление здоровья народа, воспитание положительных нравственных качеств, организация здорового образа жизни, укрепление семьи, как важнейшей ячейки общества и еще решение многих социальных задач. Следует отметить, что во многих странах "Спорт для всех" получил очень широкое развитие.
Итак, какие цели и задачи ставит перед собой человек, такие средства и методы он  будет выбирать.
Попробуем ответить на поставленный вначале текста вопрос – что наш урок…? Игра, развлечение или упорный труд? Правильно выбирать средства и методы учатся на уроках физкультуры. Ученик сам выбирает для себя игру, как активный отдых или тренировки в спортивных секциях.
Наш урок и игра, и развлечение, и упорный труд.

Список литературы:

  1. Толковый словарь Д.Н.Ушакова.
  2. Толковый словарь В.И. Даля.
  3. Большая олимпийская энциклопедия.
  4. Былеева Л.В., Григорьев В.М. «Игры народов СССР», М. 1985.
  5. Громова О.Е. «Спортивные игры для детей» – Москва, 2003.