Психолого-педагогический практикум по теме "Гуманистическое обучение и воспитание в школе как основа личностно-ориентированного подхода к учащимся"

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Цель: актуализация гуманистических принципов организации учебно-воспитательного процесса.

«Посредственно учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».

Уильям Артур Уорд

Формирование свободного человека, знающего свои права, умеющего пользоваться ими в различных жизненных ситуациях, является одной из основных задач современного образования.
В последние десятилетия активного реформирования системы образования в нашей стране наблюдается все большее стремление взять курс к полюсу гуманистического образования.
Однако на сегодняшний день не всем педагогам удалось найти верный курс. Школьная реальность такова, что о правах учащихся мы вспоминаем редко, а чаще и настойчивее говорим об обязанностях, правилах поведения.
Какими принципами руководствуйтесь вы при организации учебно-воспитательного процесса?

Тест «Стиль педагогического общения»

Инструкция: Внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Считайте ли вы, что ребенок должен:

а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.;
б) говорить вам только то, что он сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие  без разрешения игрушку или карандаш, то вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;
б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:

а) похвалите его и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался».

4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:

а) заставите его громко при всех поздороваться с вами;
б) не обратите на это внимание;
в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть своя свободная минута. Что предпочтете делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдайте, как они работают и общаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами.

6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы и к ним нужно относится бережно, с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитывать его;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно – оно часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов

Варианты ответов Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
в 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

Ответ отмеченный в соответствующей клетке оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма характеризует определенный стиль педагогического общения.

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 балла – склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Далее предлагается сравнить демократический и авторитарный стили педагогического общения и заполнить таблицу (индивидуально, а затем коллективное обсуждение).

Критерии Авторитарный стиль Демократический стиль
  1. Основные позиции, установки учителя.
  2. Мотивация учения учащихся.
  3. Особенности взаимодействия учителя с учащимися.
  4. Психологический климат в группе.
  5. Личностный рост учащихся и учителя.
   

Таким образом, демократический стиль общения педагога способствует формированию гармонично-развитой, самоактуализирующейся личности.
Какой он самоактуализирующийся (самосовершенствующийся) человек?
Предлагается отметить верное и неверное утверждение (до чтения текста и после чтения текста).


п/п
Верные и неверные утверждения До чтения (слушания) После чтения
1. Гуманность – вера в человека.    
2. Самоактуализирующийся человек – творческий человек.    
3. Человек от природы хорош.    
4. Самоактуализирующийся человек – это совершенный человек.    
5. Потребность в самосовершенствовании позволяет развиваться человеку.    
6. Упрямство и раздражительность не свойственны гуманным людям.    
7. Страх неуспеха мешает человеку стремиться к самосовершенствованию.    
8. Гуманизм – это анархия.    

Чтение текста

«Некоторые характеристики самоактуализирующихся людей» (по А. Маслоу)

1. Более эффективное восприятие реальности: такие люди воспринимают мир и людей беспристрастно. Они видят мир такой какой он есть, а не таким каким хотели бы видеть. Они менее эмоциональны и более объективны. Такие люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других.

2. Принятие себя, других и природы: могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам, не отягощены чрезмерным чувствам вины, тревоги. Ощущают радость жизни, принимают людей и человечество в целом. Они осознают, что люди живут, радуются, страдают, стареют, умирают.

3. Непосредственность, простота и естественность – в поведении отсутствует искусственность, желание произвести эффект, их жизнь естественна.

4. Центрированность на проблеме: все самоактуализирующиеся люди привержены к какой-то задаче, долгу, любимой работе, которую они считают важным. Они ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. Маслоу: «… работа и человек, кажется, предназначены друг для друга… человек и его работа подходят друг к другу и принадлежат друг к другу как ключ и замок».

5. Независимость: потребность в уединении: самоактуализирующиеся люди нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. У них высокая потребность в общении собой. Они стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения и чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные неудачи.

6. Общественный интерес: у них есть искреннее желание помочь своим ближним, улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.

7. Глубокие межличностные отношения: самоактуализирующиеся люди стремятся к глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные люди». Они склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, способностями.

8. Демократический характер: они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, религии, расе, полу они принадлежат, каков их возраст, профессия. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к лидерству.

9. Философское чувство юмора: если обычный человек может получить удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость, человечество в целом. В их шутках есть что-то от иносказания или притчи. Этот юмор вызывает улыбку, а не смех.

10. Креативность: самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако этот творческий потенциал не такой, как у выдающихся талантов. Это естественное и спонтанное креативность, которая присутствует в повседневной жизни. Не обязательно писать книги, сочинять музыку или рисовать. Можно подходить творчески даже к приготовлению супа.

Самоактуализирующиеся люди – это не ангелы.

Таким образом, самоактуализирующиеся люди – это не совершенные люди, они могут быть упрямы, раздражительны, скучны. Иногда они могут ошибаться, не ошибается тот, кто ничего не делает. Несмотря на свои несовершенства, они стремятся развиваться, не останавливаются на достигнутом, находятся в постоянном поиске. Самоактуализирующиеся люди уважают себя и других.
Лишь педагог-гуманист способствует развитию самоактуализирующейся личности ученика.
Считаете ли вы себя самоактуализирующейся личностью?

 Что в нашей стране мешает гуманизации образования?

«Век наш таков, что он гордится машинами, умеющими думать, и побаивается людей, которые пытаются проявить ту же способность».

Г. Мамфорд Джонс.

Сделайте шаг к гуманизации образовательного процесса, развитию самоактуализирующейся личности.

Упражнение «Комплимент»: постарайтесь в течение урока сделать каждому учащемуся маленький комплимент. Пусть вас не пугает, если по началу ваш «багаж» комплиментов окажется мал, – со временем он умножится.

Подведение итогов: сочинение Синквейна.

Алгоритм составления Синквейна (стихотворения из 5 строк)

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание темы или предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – три глагола, характеризующих действия объекта или предмета;
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающих отношение автора к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).