Урок по математике в 3-м классе по теме "Решение задач и примеров"

Разделы: Начальная школа


Тема: Решение задач и примеров.

Цели урока:

  • Закреплять знание устных и письменных  случаев сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 1000.
  • Закреплять умения решать задачи.
  • Развивать навыки устных вычислений, внимание, логическое мышление, упорство.
  • Воспитывать стремление к экономии времени.
  • Повышать уровень математической культуры мышления.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, аудиокассета с записью П.И.Чайковского «Времена года»
  • электронное учебное пособие для начальной школы «Математика и конструирование»
  • демонстрационно-раздаточный материал: карточки с заданиями (решение числовых выражений, задачи на смекалку, головоломки), цветные карандаши.
  • рабочая тетрадь по математике 3кл. №2 (1-4).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин.)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок:
Спинка прямая и голова
Глазки все смотрят уже на меня.
Все ли готовы к уроку? (Да)

2. Объявление темы урока (1мин.) (Приложение 1, слайд 1)

– Математика – точная наука. Часто язык математики лаконичен, т.е. мы говорим быстро, чётко, кратко. Вот и  сегодня на уроке мы с вами будем:
Закреплять знание устных и письменных  случаев сложения, вычитания, умножения и деления в пределах 1000.
Закреплять умения решать задачи.
Развивать навыки устных вычислений, внимание, логическое мышление, упорство.
Воспитывать стремление к экономии времени.
Повышение уровня математической культуры мышления.

3. Устный счёт (7 мин.)

1) Гимнастика ума. (Приложение 1, слайд 2)

2) Работа с числом 16.

– Что вы можете рассказать об этом числе? (Двузначное, потому что пишется в двух клетках, при помощи двух цифр 1 и 6, в нём 6 ед. и 1 дес.)
– Какие можно поставить математические знаки между этими цифрами? Прочитайте, что у вас получилось.

1 + 6 = 7 (слагаемое – слагаемое – сумма)

1 х 6 = 6 (множитель – множитель – произведение)

Умножение на 11 (Приложение 1, слайд 3)

24 x 11= 264                95 x 11 = 1045

63 x 11=  693               84 x 11 = 924

52 x 11=  572              78 x 11 = 858

– Как мы умножали? (Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.)

24 x 11 = 2 (2 + 4) 4 = 264

(Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю ( третью) оставить без изменения.)

95 x 11 = 9 (9 + 5) 5 = 9 (14) 5 = ( 9 + 1) 45 = 1045

– Устно решите задачи. Откройте рабочие тетради на стр. 77. Около каждой задачи запиши в кружок знак действия, с помощью которого она решается. (Молодцы)

5. Самостоятельная работа (10 мин.)

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

– Какое время года сейчас? (Весна)

(Приложение 1, слайд 4)

Из слов, записанных справа от числовых выражений, можно составить два отрывка из стихотворений Ф. Тютчева и И.Никитина, посвящённых весне. Все строки, в которых записаны слова одного стихотворения (вместе с числовыми выражениями), подчеркните красным карандашом, а другого – синим.
Тютчев больше любил весну и лето, чаще посвящал им свои стихи. Он умел наблюдать первые признаки времени года: первые грозы, первые зелёные листья. Поэт почти по-детски восторженно делится своей радостью первооткрывателя.

(Приложение 1, слайд 5)

(12 : 6 + 18) . 3  =  60              Люблю грозу
(63 : 9 + 93) . 8 =  800             в начале мая
(41 + 72 : 8) . 2  =  100            Когда весенний,
(40 + 5 . 16) : 3 =  40               первый гром
9 . (49 : 7 + 43) =  450             Как бы резвяся
61 + 81 : 9) х 8 =  560             и играя,
(64 : 8 + 7) х 10  = 150            Грохочет в небе
810 : (18 . 3 – 45) = 90            Голубом

15 х 2 + 66) :16 = 6                 Полюбуйся
240 : (28 . 3 + 36) = 2              весна наступает
(40 х 2 + 80) : 2 = 8                 Журавли караваном
360 : (18 + 24 . 3) = 4              летят.
630 : (34 + 3 . 12) = 9              В ярком золоте
(54 : 6 + 26) : 5  = 7                 день утопает
100 : (34 : 17 + 18) =5             И ручьи по оврагам
(100 + 16 . 5) : 60 =3               шумят

1) Объясните, по какому признаку оказались разбиты на две группы числовые выражения
2) Найдите пару выражений, в которых значение одного в 10 раз больше значения другого.

6. Физкультминутка (2 мин.)

Гимнастика для глаз

7. Решение задач (18 мин).

– А теперь решите задачу на смекалку (3 мин.)

(Приложение 1, слайд )

Дети издали увидели из-за загородки страусов и жирафов. Всего было 7 голов. Когда ребята подошли поближе, они сосчитали ноги. Их оказалось 20. Сколько было жирафов и сколько было страусов?

– Как вы рассуждали? (У страуса – 2 ноги, у жирафа – 4, поэтому страусов было 4, а жирафов – 3)

– Разгадайте головоломку (5 мин.)

(Приложение 1, слайды 7-8)

7– 7 + 7 : 7 = 1         (7 х 7 – 7) : 7 = 6
7 : 7 + 7 : 7 = 2         (7 – 7) х 7 + 7 = 7
(7 + 7 + 7):7 = 3       (7 х 7 + 7) : 7 = 8
77 : 7 – 7 =  4           (7 + 7) : 7 + 7 = 9
7 – (7 + 7) : 7 = 5     (77 – 7) : 7 = 10

– Решите задачу Л.Н.Толстого (10 мин.)

(Приложение 1, слайд 9)

5 братьев разделили после отца  наследство поровну. В наследстве было 3 дома. Так как 3 дома разделить нельзя было на 5 частей, то их взяли 3 старших брата, а меньшим за то выделили деньги. Каждый из трёх братьев заплатил по 800 рублей. Меньшие братья разделили эти деньги между собой, и тогда у всех стало  поровну. Много ли стоит один  дом?

(Приложение 1, слайд 10)

1) 800 х 3 = 2400 (р.) – заплатили 3 брата
2) 2400 : 2 = 1200 (р.) – каждый меньший брат
3)1200 х 5 = 6000 (р.) – стоимость всего наследства
4) 6000 : 3 = 2000 (р.) – стоимость каждого дома.

Ответ: 2000 рублей

8. Итог урока (1 мин.)