Урок русского языка в 5-м классе по теме "Типы речи"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Типы речи.

Цели урока:

  • обучение анализу текста;
  • формирование умения сопоставлять три типа речи (описание, повествование, рассуждение;
  • развитие устной и письменной речи: осмысление учащимися своего речевого опыта с точки зрения дифференциации высказывания;

Оборудование: интерактивная доска, распечатки рабочих текстов для каждого учащегося.

ХОД УРОКА

I. Чтение текстов (тексты и вопросы проецируются на доску, тексты взяты из учебника для 5 класса под редакцией В.В.Репкина)

1. Живая метель

Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперёд и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к реке.
На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Лёгкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.
Я ничего не понимал. Но вот одна из снежинок опустилась рядом со мной. Я осторожно взял её и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?
За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув в реку, он сказал6 «Подёнка!» И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.
Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, наблюдая за живой метелью.

2. Подёнка

Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как лёгкие снежинки, кружатся они над водой. То одна замирает в полёте, плавно опускается на воду и плывёт по течению.
Если возьмёшь бабочку в руки и внимательно рассмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот  рта у подёнки нет совсем.
Подёнка живёт всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает проголодаться.

3. Странное имя

Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек.
«Подёнка», – сказал знакомый лесник.  «Что за странное название?» – подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек.
Оказывается, это имя им дали не случайно.
Подёнка живёт всего один день. Появится из личинки, покружится над водой, отложит яички – и погибает. У неё даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться.
«Да, точное имя у этой беззаботной крохи», – подумал я.

II. Работа с текстами

Вопросы, по предшествующим текстам:

1. Одинаковы ли предложенные тексты по содержанию сообщений?
2. В каком тексте автор повествует об истории своего знакомства с подёнкой? (Живая метель)
3. В каком тексте содержится описание подёнки? (Подёнка)
4. В каком тексе излагается рассуждение о названии бабочки?  (Странное имя)

III. Определение учащимися темы и целей урока

  1. Судя по началу работы над текстами, по характеру текстов, можно определить тему урока?
  2. Для чего, с какой целью вам предложены три текста?
  3. Значит, чему  можно научиться на уроке, работая с разными текстами, но объединёнными общей темой? (определяем цель урока и задачи, необходимые для  достижения цели).

IV. Сопоставительный анализ текстов

1. Работа над текстом «Живая метель», в котором повествуется об истории знакомства с подёнкой:

  • какие эпизоды этой истории выделяет автор?
  • случаен ли порядок этих эпизодов?)
  • можно ли поменять местами части повествования?
  • можно ли содержание этого текста сфотографировать на одном снимке или слайде?

Особенности повествования (выводы на доске и в тетрадях учащихся):

  • говорится в тексте о событиях и действиях (что было сначала, потом, затем …и наконец);
  • можно задать вопрос что произошло?;
  • нельзя сфотографировать на один снимок или слайд;
  • нельзя поменять части.

Вывод об особенностях каждого текста будут формулировать учащиеся после обсуждения (все предложения выносятся на интерактивную доску,  затем идет обсуждение правильности ответа и оценивание).

2. Работа с текстом «Подёнка», в котором содержится описание подёнки:

  • какая из особенностей подёнки описана в каждой части?
  • можно ли рассказать об этих особенностях в другом порядке? (Можно)
  • придётся ли при этом вносить какие-либо изменения в каждую из частей описания? (Нет)
  • можно ли описание подёнки передать на одном снимке или слайде? (Да)

Особенности описания (выводы):

  • в каждой части описана какая-то особенность предмета, явления;
  • можно задать вопрос какая?;
  • описание можно передать на одном снимке или слайде;
  • части можно поменять местами.

3. Работа с текстом «Странное имя», в котором содержится рассуждение о названии бабочки:

  • В какой части автор говорит о возникшем у него вопросе? (Вступление)
  • В какой части сформулирован ответ на вопрос?  (Во вступлении и вопрос, и утвердительный ответ на него – тезис)
  • Какая информация содержится в основной части текста?  (Доказательство правильности утверждения)
  • Что содержится в заключение текста? (Сформулирован вывод)
  • Можно ли поменять части рассуждения или сфотографировать?  (Невозможно)

Особенности рассуждения (выводы):

  • излагаются причины явлений, событий, названий в их взаимосвязи;
  • части невозможно поменять местами;
  • можно поставить вопрос почему?;
  • невозможно сфотографировать на один снимок или слайд.

V.  Решение задач для закрепления изученного на уроке

1. Работа с учебником «Русская речь»:

1.1.Чтение § 16;

1.2. Выполнение упражнения 143

– Сделайте вывод: какой тип речи в этом тексте является основным? Почему?

2. Выполнение упражнения №144

–  Какой тип речи в этом тексте является основным?

3. Выполнение упражнения № 145, № 150

–  Докажите что это – рассуждение.

Вывод: Тексты одного типа речи встречаются крайне редко. Как правило, в тексте можно выделить все типы речи. Необходимо определить какой тип речи в тексте является основным.

VI. Моделирование макета текстов разных типов речи (модели предлагают учащиеся на интерактивной доске, текст – «конфета» взято у Н.А.Шапиро).

Например: 

VII. Домашнее задание по выбору

  • § 16, №146 по учебнику «Русская речь»;
  • § 16, создать текст по выбору (описание, рассуждение, повествование) о домашнем животном;
  • § 16, №149 по учебнику «Русская речь».