Внеклассное занятие по рускому языку по теме "Учимся писать письма"

Разделы: Начальная школа


Цели:

— Дать представление о том, что такое письмо;
— Рассказать о некоторых правилах написания писем.
— Познакомить детей с историей возникновения письма;

Оборудование: иллюстрации сказочных героев, письмо дяди Фёдора.

Примечание. На урок приглашен работник почтового отделения (если нет такой возможности, то можно его рассказ построить от «имени» почтальона Печкина)
Дети распределены в три группы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

У. — Ребята, к нам на занятие пришёл необычный гость (вывешивается иллюстрация почтальона Печкина).

Кто это? Правильно это герой повести — сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пес и кот». Он принёс странное послание.

«Мои, папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор — тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу где я живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут.

А ещё у нас печка есть тёплая. Я так люблю за ней отдыхать! Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому, что дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас всё по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей — не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днём я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.

А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется — хоть в дом не заходи. Зато новая растёт — чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да ещё охрип я немножечко. Прохожих много на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают… Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
До свидания. Ваш сын — дядя Фарик»

2. Актуализация знаний, постановка задач

У. — Как вы думаете, как называется это послание? (Письмо) Значит сегодня у нас речь пойдёт о письмах, вы узнаете, что такое письмо, познакомитесь с некоторыми правилами написания писем, узнаете немного об истории письма. Давайте обратимся к словарю и узнаем, что же такое письмо?
«Письмо.
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
2…»

3. Изучение нового

У. — Ребята, а кто и кому написал это письмо?
Правильно, дядя Фёдор своим родителям. Давайте вспомним, какова была реакция родителей на это письмо (Если ребята не помнят содержание, то можно посмотреть отрывок из мультфильма)? Почему родителям стало плохо?

Д. — Дядя Фёдор велел Матроскину дописывать письмо за него. Кот стал писать письмо от своего имени. Потом он услышал, что мыши в подполе заскреблись, и крикнул Шарика. А Шарик продолжил от своего имени. Поэтому и вышло такое недоразумение.

У. — Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Можно сказать, что письмо — это сочинение?
А при написании сочинений мы соблюдаем определённые правила. Вы сейчас, работая в группах, попробуете выработать правила написания писем, а затем мы их обсудим.

4. Работа в группах

Ребята работают в группах, а затем в ходе коллективного обсуждения вырабатывается памятка «Как писать письма».

При написании письма помни:
  • Письма бывают разные: дружеские, поздравительные, деловые, письма в газету и др.
  • Надо учитывать, кому пишешь письмо (взрослому или сверстнику, родственнику или постороннему человеку и т. д.).
  • Текст должен быть грамотным, связным и последовательным.
  • Правильно и корректно формулируй вопросы.
  • Продумай фразы начала и окончания письма.

Данная памятка может быть продолжена и дополнена.

У. — Ребята, я уже сказала, что мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, рассказать о своих делах, поделиться впечатлениями. Так же нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. Поэтому вопросы в письме должны быть сформулированы правильно и корректно.
Помните: письмо должно начинаться приветствием и заканчиваться словами прощания.

У. — Мы с вами определили некоторые правила написания писем. Давайте вернёмся к письму, которое принёс почтальон Печкин. Ребята, вы вспомнили, что его писали три героя.

Задания для групп. Каждая группа получает отрывок письма. Попробуйте «дописать» письма героев. Кому и как мог бы написать письмо кот Матроски, Шарик и как изменить письмо дяди Фёдора, чтобы родители не упали в обморок.

Учащиеся работают в группах, а затем зачитывают свои варианты писем.

Письмо дяди Фёдора Письмо Матроскина Письмо Шарика
Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор — тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу где я живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут.
А ещё у нас печка есть тёплая. Я так люблю за ней отдыхать! Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому, что дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас всё по-другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей — не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днём я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется — хоть в дом не заходи. Зато новая растёт — чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да ещё охрип я немножечко. Прохожих много на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье.
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают… Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.

У. — Ребята, ваши письма готовы. А что же необходимо сделать дальше, чтобы письмо попало к адресату, и какой путь оно проходит? Об этом вам расскажет сотрудник нашего почтового отделения.

Работник почтового отделения показывает ребятам, как правильно подписывать конверты и рассказывает о том, какой путь проходит письмо от отправителя к адресату.
Ребята учатся заполнять почтовые конверты.

У. — Ребята, мы учимся писать письма, а зачем нам это необходимо, ведь в наше время гораздо проще воспользоваться телефоном?

Дети высказывают свои предположения, а учитель подводит итог.

У. — Телефонная связь есть не везде. Кроме того, получатель может перечитывать письмо, тем самым получать возможность как будто пообщаться с вами еще раз, также это имеет учебную направленность — развивается письменная речь. А ещё, письма дают возможность вернуться в прошлое. Благодаря письмам и переписке историки изучают некоторые страницы прошлого. А известно ли вам, что раньше письма были совсем не такими, как сейчас? Об истории возникновения писем нам расскажет Аня.

Подготовленный ученик рассказывает об истории возникновения писем, пользуясь детской энциклопедией «Я познаю мир».

У. — Ребята, скажите, что является примером маленького, короткого письма?
Правильно-SМS сообщения. Информация, излагаемая в них должна быть четкой, лаконичной и ясной. Но их невозможно сохранить на длительный срок, как письма.

5. Итог

У. — Что интересного, нового и полезного вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей)

У. — Почтальон Печкин рад, что вы сегодня получили столько полезной информации. К письмам вы будете обращаться еще не раз в процессе своей учебы, вам предстоит познакомиться с разными видами писем.
Пишите письма!

Литература:

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство «Азбуковник» 2000.
  2. Успенский Э. Дядя Фёдор, пес и кот. «АНГСТРЕМ» Москва 1993.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история вещей. — М.: ООО Издательство АСТ 2000. с.53 – 65.