Урок математики во 2-м классе. Тема: "Действие деления. Знаки деления"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить обучающихся с новым арифметическим действием – делением.
  • Развивать умения различать задачи на деление; развивать логическое мышление, взаимопроверку и взаимооценку.
  • Воспитывать культуру общения на уроке, чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • Плакат «Вселенная».
  • Таблица-игра «Будь внимательным».
  • Конверты № 1, № 2, № 3 с дидактическим материалом.
  • Раздаточный материал для работы в группе.
  • Карта мониторинга и кружки четырех цветов: красный, зеленый, синий, желтый.
  • Эталон с правильным ответом.
  • Классификатор уровня сложности задания.
  • Учебник математики (2 класс), М.И. Моро, С.И. Волкова, 2007 г.
Номер УЭ Учебный материал с указанием задания Управление обучением
 

 

1.

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Модуль №0

Цель: проверить готовность к работе на уроке.

Проверка готовности к работе.

– Дети, проверьте готовность своего места к работе.

Модуль №1

Цели:

  • развивать внимание и наблюдательность, умение работать в группе;
  • освоение данного модуля способствует развитию логического мышления.

Установка на интересную работу

<Рисунок 1>
– Дети, сегодня мы с вами совершим космическое путешествие в город Знайск. Этот город находится очень далеко, на одной из планет. Жители города Знайска знают все-все-все. Они хотят увидеть, а что же знают жители планеты Земля? Поэтому на остановках вы будете применять уже имеющиеся у вас знания для выполнения заданий, которые вам будут посылать жители города Знайска. Но  в каждом путешествии человеку приходится сталкиваться с чем-то новым, ранее неизвестным.
– Внимание! Приготовились! Старт!

Остановка «Логическая»

– А вот и остановка «Логическая». На этой остановке жители города Знайска предлагают вам игру «Будь внимательным!».
<Рисунок 2>
– Определите, какой рисунок должен быть на месте вопроса.
– Работать будете в группах. Посоветуйтесь, примите верное решение и дайте ответ.
– Представители от каждой группы, поставьте свои ответы в наборное полотно в кармашек, номер которого соответствует номеру вашей группы.

– Группа аналитиков, выберите верный ответ и докажите его правильность.

Оценивание работ:

1. Группа № … дала правильный ответ и получает отметку “5”.
2. Участники группы № … ставят в индивидуальную «Карту мониторинга» кружок соответствующего цвета (красного).
3. Группа № … совершила ошибку по одному признаку и получает отметку “4”, ставит в «Карту мониторинга» кружок зеленого цвета.
4. Группа № … совершила ошибку по двум признакам, ее участники получают отметку “3” и ставят в «Карту мониторинга» кружок синего цвета.

Контрольный тест

– Сейчас будет контрольный тест по модулю №1.
– Возьмите из конверта №1 карточку с заданием, выполните его.
Задание: поставить на месте вопроса фигуру, которая подходит.
<Рисунок 3>
– Проверьте правильность выполнения задания с эталоном.

Оценивание работы

1) если задание выполнено верно, поставь кружок красного цвета в «Карту мониторинга»;
2) если выполнено неверно – желтого цвета.

Вывод по модулю №1

– Может ли каждый из вас объяснить своему товарищу, как решаются такие задания?

Модуль №2

Цели:

  • познакомить с новым арифметическим действием: делением;
  • учить различать задачи, решаемые действием деления;
  • развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, навыки взаимоконтроля и взаимооценки;
  • освоение данного модуля способствует общему развитию обучающихся.

Остановка «Новая»

– А вот остановка «Новая».
– Запишите в тетради число, слова «Классная работа».

1. Постановка проблемы

– Жители города Знайска прислали вам в подарок красочные картинки и сказали, чтобы каждый из вас взял по 2 картинки.
– Как узнать, сколько человек в каждой группе получат картинки?
– Как записать это математически в тетрадь?

2. Решение проблемы

1) Выдвижение гипотезы:

а) в каждой группе по 2 картинки получат 6 человек;
б) в каждой группе о 2 картинки получат 4 человека.

2) Практическая работа:

– Возьмите каждый по 2 картинки.
– Сколько человек в группе получили по 2 картинки? (6 человек.)
– Правильно. Но это вы узнали, совершив практические действия.
– А как это записать в тетрадь?

3) Доказательство:

– Подумайте, что вы делали, когда брали картинки? (Делили картинки.)
– Как делили картинки? (По две, поровну.)
– Таким образом, вы выполняли действие деления – это четвертое арифметическое действие. Оно обозначается таким знаком “:”.
– Кто догадался, как ваши действия можно математически записать на доске? (Всего было 12 картинок, их делили поровну: каждый получил по 2 картинки, значит, надо между числами 12 и 2 поставить знак деления, поэтому запись будет такая: 12 : 2 = 6.)

– Правильно.
– Данная запись читается так: 12 разделить на 2, получится 6.
– Подумайте и сделайте вывод, когда же применяется действие деления?

4) Вывод: если что-то поровну делят, раскладывают, связывают, то используют действие деления.

Сообщение темы урока

– Какова же тема нашего урока? (Деление.)

Остановка «Отдыхайкино»

– В космосе есть понятие «состояние невесомости».
– Кто знает, что это такое?
– Да, это когда все предметы находятся в движении, они невесомы.
– Расстегните ремни! Расслабьтесь!
– Давайте и мы сейчас под музыку изобразим состояние невесомости.

Остановка «Учебная»

– Откройте учебник математики на с. 50.
– Прочитайте материал около красной линии. (Текст озвучивается.)
– Для решения задачи о конвертах, что надо было узнать? (Сколько раз по 2 содержится в шести.)
– Каким действием решаются такие задачи? (Делением) Почему? (Поровну делили.)
– Как читается выражение? (6 разделить на 2 получится 3.)

Остановка «Закрепляйкино»

– А сейчас решим задачу №1.
– Прочитайте ее.
– Сейчас вы будете учиться делать рисунок к таким задачам.
– Сколько всего было орехов? (12)
– Нарисуем их в виде кружков?

– По сколько орехов дали каждому? (По 3.)
– Значит, по сколько кружков мы должны отделить? (По 3.)
– Что надо сделать, чтобы узнать, сколько детей получат орехи? (Надо узнать, сколько раз в 12 содержится по 3.)

– А теперь посчитайте, сколько же раз по 3 содержится в 12? (4 раза.)
– Сколько же человек получило орехи? (4 человека.)
– Запишите решение данной задачи: (12 : 3 = 4 ч.)

Вывод по модулю №2

– С каким новым арифметическим действием познакомились? (С делением.)
– Когда в задачах используют деление? (Когда что-то поровну раскладывают, делят, разрезают, связывают.)

Остановка «Проверяйкино»

Контрольный тест

1) Выполнение работы:

– В конверте №2 находится задание.
– В нем содержится несколько задач под номерами:

1. У Веры было 15 рублей, а у Иры на 5 рублей больше. Сколько денег было у Иры?
2. У лодочной станции было 16 яхт. Когда несколько яхт вышло в море, осталось 8 яхт. Сколько яхт вышло в море?
3. В коробки разложили 15 тарелок, по 5 тарелок в каждую. Сколько коробок получилось?
4. В вазе лежало 14 яблок. Съели 7 яблок. Сколько яблок осталось в вазе?

– Прочитайте их и выпишите в тетрадь номера только тех задач, которые решаются действием деления.

2) Проверка:

– Поменяйтесь тетрадями с соседом, выполните взаимопроверку и поставьте карандашом отметку:
“5” – все выполнено правильно;
“4” – допущена 1 ошибка;
“3” – допущено 2 ошибки.
– Поставьте кружки соответствующего цвета в «Карту мониторинга».

Модуль №3

Цель: контроль.

Итоговый тест

– Жители города Знайска предлагают вам небольшой тест.
– Возьмите конверт №3, в нем находятся задания, различающиеся по уровню сложности. Вы выбираете любое понравившееся вам задание, которое сможете выполнить и решаете его.

– Соедини линией номер задачи и карточку, на которой записано выражение для ее решения.

1) Юра наклеил 12 марок на альбомные листы, по 6 марок на каждый. Сколько листов заняли эти марки?
2) В доме 2 этажа. На каждом этаже по 6 квартир. Сколько всего квартир в этом доме?
3) В первом ряду 12 стульев, а во втором – 6. На сколько больше стульев в первом ряду, чем во втором?

– Соедини линией карточку, на которой записано выражение, с карточкой, на которой записано его значение.

– Поставь вместо вопроса номер фигуры, которая подходит. <Рисунок 4>

Модуль №4

Цель: подвести итоги.

1. Выведение рейтинговой отметки.

2. Окончание путешествия.
– Вот и закончилось наше путешествие. Мы не успели долететь до города Знайска, ведь он находится так далеко.
– Но вы не расстраивайтесь! Жители этого города остались довольны вашей работой на уроке: вы уже много знаете, многое умеете делать.
– А вам, дети, понравился урок? Чем?
– Чему вы учились на уроке?
– Что нового узнали?
– Молодцы! Вы прекрасно работали. Я желаю вам, чтобы ярко мерцающая звездочка города Знайска всегда звала вас к себе за знаниями.

 

 

Готовность к работе покажи зеленым сигналом.

 

 

Цель модуля читает помощник учителя.

 

 

Звучит куплет песни «Я – Земля!».

 

Прими участие в игре.

Игра-таблица на доске.
Работай в группе: 1, 2, 3. 4;
На столах каждой группы карточки-ответы.
Наборное полотно с кармашками на доске.
Работает группа аналитиков.

Работай с «Картой мониторинга».
Красный – «5».
Зеленый –  «4».
Синий   –   «3».
Желтый  –  «2».

Работай с карточкой из конверта №1.

Эталон на доске.

 

Работай с «Картой мониторинга».

 

 

 

 

 

Цель модуля читает помощник учителя.

 

Работай в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Работай с картинками на столе.

 

 

 

 

 

Запиши данную запись в тетрадь

 

 

 

 

 

Выполняй движения под музыку.

 

 

 

Работай с учебником.

 

 

 

 

Работай с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работай с конвертом №2.

 

 

 

 

 

Работай с тетрадью товарища.

Работай с «Картой мониторинга».

 

 

Цель модуля читает помощник учителя

– трудное задание

– задание средней сложности
– легкое задание

 

Сдай выполненное задание на проверку учителю.