Методическая разработка урока производственного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Тема программы: Технологический процесс продажи продовольственных товаров.

Тема урока: Ассортимент хлеба. Характеристика хлеба хлебокомбината № 4, хлебокомбината № 6 г. Барнаула. Особенности продажи.

Цели урока:

  • Обучающая: совершенствовать знания по ассортименту товаров, с учетом Алтайских товаропроизводителей хлеба; сформировать профессиональные умения и навыки работы в отделе «Хлеб».
  • Развивающая: развивать логический стиль мышления; профессиональные умения и навыки работы с документами.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к избранной профессии; чувство ответственного отношения при выполнении работы; коллективизма и стрессоустойчивости.

Тип урока: интегрированный урок. Урок формирования и совершенствования профессиональных компетенций.

Методы проведения: урок с элементами блиц-опроса, логического конструирования, практического показа и деловой игры.

Средства обучения:

  • Натуральные образцы хлеба.
  • Торговый инвентарь (лоток, разделочная, доска, нож, щипцы, упаковочный материал).
  • Дидактический материал (опорные конспекты, сопроводительные документы, ГОСТы, нормативно-правовые документы).
  • Метапланы
  • Печатная продукция хлебокомбинатов № 4 и № 6 г. Барнаула

Межпредметные связи:

  • Товароведение продовольственных товаров. Тема: «Ассортимент хлеба».
  • Оборудование торговых предприятий. Тема: «Торговый инвентарь».
  • Технология торговых процессов. Тема: « Технологический процесс продажи хлеба»
  • Торговые вычисления. Тема: «Проценты».
  • Культура делового общения. Тема: «Профессиональный этикет».
  • Литература, география, химия.

Оформление урока:

  • На доске:

1) Тема «Хлеб – всему голова»;
2) Картина с изображением хлеба;
3) Карта Алтайского края.

  • На демонстрационном столе:

1) Колосья пшеницы;
2) Каравай на рушнике.

  • На ученических столах:

1) Тематические папки по теме «Хлеб»;
2) Буклеты «Правила продажи товаров»;
3) Закон о защите прав потребителей.
4) ГОСТ № 2077-87

ХОД УРОКА

I. Организационная часть – 5 минут.

  1. Проверка явки обучающихся
  2. Проверка внешнего вида, наличия дневников

II. Вводный инструктаж – 45 минут.

1. Логическое подведение к теме урока

Мастер производственного обучения с караваем хлеба в руках рассказывает о русском обряде “хлеб-соль”. Ни с одним видом пищи не связано такое множество обрядов, верований и приданий, как с хлебом и солью. Всё дело в том, что хлеб – единственный пищевой продукт, объединяющий в себе энергию четырёх стихий: воды, воздуха, земли и огня. А соль по отношению к нему является тем самым “пятым элементом”, который связывает материальный мир с нематериальным. Не случайно хлебом-солью у славян исстари встречают дорогих гостей: хлеб – пожелание благополучия, ну а соль – оберег, по поверьям злые духи и привидения соли не едят.

Преподаватель читает стихотворение “О хлебе” (А. Баянов)

С детских лет запомним навсегда;
Хлеб – земля, хлеб – воздух, хлеб – вода;
Солнечное в нём живёт светило;
В нём живёт душа родных полей;
Нежность доброй матери моей;
Жизнь – от хлеба, а от хлеба – сила.

Мастер производственного обучения объявляет начало урока.

Звучат фанфары, приветствуются участники (обучающихся) и гости (приглашенные).

2. Мотивация учебной деятельности

Мастер производственного обучения объявляет тему и цели урока

3. Актуализация опорных знаний

Преподаватель методом блиц – опроса проверяет знания обучающихся по вопросам классификации, пищевой ценности и ассортимента хлеба. При каждом правильном ответе обучающегося преподаватель выдает ему жетон.

Вопросы блиц-опроса.

  • Чем обусловлена пищевая ценность хлеба?
  • Какие виды хлеба в зависимости от вида муки вы знаете?
  • Какой бывает хлеб в зависимости от способа выпечки?
  • По какой рецептуре выпекается хлеб?
  • Какие добавки используют в рецептуре хлеба?
  • Как подразделяют хлеб и хлебобулочные изделия по форме?
  • Назовите известные Вам Алтайские хлебокомбинаты?
  • Какой хлеб самый полезный?
  • Какой массой вырабатывают хлеб?
  • Какова масса мелкоштучных булочных изделий?

Преподаватель анализирует ответы обучающихся и даёт дополнительную информацию об ассортименте хлеба хлебокомбинатов № 4, №6, “Русский Хлеб” г.Барнаула, используя каталог данной продукции.

4. Формирование новых знаний, профессиональных компетенций

Мастер производственного обучения методом эвристической беседы с элементами логического конструирования, используя магнитную доску и метапланы, деловой игры рассматривает вопрос “Технологический процесс продажи хлеба и хлебобулочных изделий” по плану:

а) I этап – составление заявки на поставку хлеба;
б) II этап – приёмка хлеба по количеству и качеству;
в) III этап – подготовка хлеба к продаже;
г) IV этап – размещение и выкладка хлеба;
д) V этап – продажа хлеба.

заявка

При рассмотрении каждого этапа технологического процесса продажи на доску прикрепляются метапланы с ключевыми словами, например, в I этапе –

При изучении II этапа “Приёмка хлеба”, обучающиеся работают с сопроводительными документами, ГОСТами. Вопрос качественной приёмки рассматривается преподавателем (с закреплением вопросов – ситуаций, например, “По образцу дайте общее заключение о качестве хлеба” и.т.д ).

Для рассмотрения этапа “Подготовка к продаже ” мастер производственного обучения показывает торговый инвентарь (разделочную доску, нож для хлеба, щипцы), единообразно оформленные ценники.

На этапе “Размещение и выкладка” мастер производственного обучения рассказывает о принципах размещения и выкладки хлеба в торговом зале, с учётом мерчандайзинга.

Этап “Продажа” основывается на изучении нормативно – правовых документов, в том числе Типовых правил продажи отдельных видов товаров и Закона о защите прав потребителей.

Кроме того, мастер производственного обучения акцентирует внимание обучающихся на психологических факторах активных продаж.

5. Закрепление и обобщение изученных вопросов

Мастер производственного обучения предлагает решить ситуации проблемного характера:

Ситуация 1. В магазин поступило 10 штук сдобы “Майская” массой 0,1кг. Сколько ___________штук необходимо проверить для выборочной приёмки?

Ситуация 2. При определении качества хлеба оказалось, что органолептические
___________показатели соответствуют требованиям стандарта. Высокие ___________показатели пористости. Анализ по кислотности превышает ___________стандартные на 0,5%. Дайте согласно ГОСТ 2077-84 общее ___________заключение о качестве.

Ситуация 3. В магазине самообслуживания выпекаются хлебобулочные изделия ___________собственного производства. Каким методом их нужно продавать, ___________чтобы не упаковывать? Ответ обоснуйте правилами продажи гл.2 п.37.

Ситуация 4. На ценнике хлеба указаны: наименование, состав и цена хлеба. Ценник ___________заверен. Все ли реквизиты указаны на ценнике, согласно правилам ___________продажи гл.1 п19?

Ситуация 5. Покупатель просит продать половину булки хлеба «Русский» (масса ___________хлеба 0,6кг в фабричной упаковке). Обоснуйте Ваши действия ___________правилами продажи гл.2 п 37.

Мастер производственного обучения предлагает обучающимся построить на доске “Дом активных продаж”, используя метапланы (Приложение 1).

III. Текущий инструктаж – 5 часов

1. Целевые обходы рабочих мест обучающихся в процессе их самостоятельной работы:

1) Проверка подготовки и рациональной организации рабочего места и ________ соблюдение правил техники безопасности.
2) Проверка правильности выполнения рабочих приёмов по приёмке, ________подготовке хлеба к продаже, выкладке, соблюдению правил продажи и ________расчёта. Дополнительное разъяснение и показ обучающимся  слабоусвоенных приёмов работ, исправление ошибок.
3) Выявление умений и навыков изученной темы
4) Проверка качества выполненных работ.

2. Подготовка материала для заключительного инструктажа

IV. Заключительный инструктаж – 30 минут

Мастер производственного обучения и преподаватель подводят итоги работы за день, анализируют допущенные обучающимися наиболее характерные ошибки и их причины.
Сообщают оценки качества выполнения работ каждому обучающемуся. Знакомят с темой следующего урока.