Исследовательский компонент в подготовке будущего педагога

Разделы: Общепедагогические технологии


Личностно-ориентированный подход к воспитанию требует направить внимание педагогов на прикладную педагогику – ту часть педагогической науки, которая отвечает на вопрос – КАК обеспечить непосредственную реализацию педагогических положений в практической жизнедеятельности конкретного ребёнка.

Мы нуждаемся в искусстве тонкого прикосновения к личности, в педагогической технологии, которая предназначена обеспечить научно обоснованное воздействие на ребёнка в контексте его взаимодействия с окружающим миром.

Выход на отдельные проблемы прикладной педагогики столь же древний, сколь древняя общая человеческая забота о воспитании молодого поколения. Однако в качестве научной дисциплины прикладная педагогика в нашей стране только формируется. Но это не снимает с педагогических учебных заведений функции помочь студенту овладеть “педагогическим ремеслом”, учит которому прикладная педагогика.

Несмотря на некоторую непредсказуемость педагогических ситуаций и педагогических задач, решаемых педагогом, он должен чётко представлять, что в нашем взаимодействии с окружающим миром и воздействии на человека есть закономерности. Необходимо их учитывать во взаимодействии с ребёнком, а для этого необходимы умения, обеспечивающие такой педагогический учёт.

Гуманистическая, ориентированная на личность педагогика предполагает подготовку будущего специалиста в области образования к исследовательской работы по изучению личности ребёнка. Сложность не в том, чтобы убедить в необходимости исследования. Сложнее определиться с вопросом, что должно прежде всего вызвать профессиональный интерес будущего специалиста? Какие объекты, предметы, явления, отношения он должен исследовать для получения информации о личности ребёнка?

Ответ находим у А. С. Макаренко: “Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот “хаос” не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее он создаёт в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя”.

У педагога должен быть особый взгляд, особый слух. Это значит, что педагог должен уметь не только смотреть, но и видеть. Не только слушать, но и слышать. И эти умения – видеть и слышать – можно и нужно будущему педагогу развивать у себя.

Так устроено в жизни, что все явления, происходящие в обществе, – социальные, экономические, политические – так или иначе рано или поздно обязательно “аукнутся” в школе, отразятся на детях – их поведении, отношениях, мыслях, рассуждениях. Это обязывает педагога пристально и заинтересованно вглядываться в происходящее вокруг, в весь этот “хаос”, как отмечал А. С. Макаренко.

Более того, педагог призван учить детей быть чуткими, внимательными, “зоркими” – учить видеть в этом мире не только себя.

Это – важные и сложные умения. И овладеть ими будущий специалист должен начинать в студенчестве.

Важный вопрос – воспитание в будущем педагоге зоркости к внутреннему содержанию действий ребёнка, иначе работа учителя обречена на безнадёжный формализм. Ведь внешне, результативно один и тот же акт поведения детей – соблюдение или несоблюдение ими определённых правил, совершение или несовершение определённой ошибки – может, если вскрыть внутреннее содержание, оказаться по существу совершенно различными поступками.

В педагогической литературе (Безруких М. М., Ефимова С. П. “Знаете ли вы своего ребёнка?” М.: Просвещение, 1991) описан эксперимент: большому количеству учителей начальных классов задали вопрос: “Знаете ли вы своего ученика?”. Первой реакцией было недоумение: “Что за странный вопрос?”. 38% опрошенных ответили, что к концу 1 и даже 3 года обучения не знают каждого своего ученика, 36% знают не всех. И только 26% считают, что знают каждого. Нередко учитель самоустраняется от данных вопросов не только потому, что некогда за массой каждодневных забот, а ещё и потому, что не может и не знает, что и как ему делать. И дело педагогического учебного заведения – научить будущего специалиста “секретам” организации этой важной работы.

Знание ребёнка поможет обеспечить учёт его индивидуальных особенностей в воспитании. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания и обучения, стоящие перед педагогом, решаются им посредством педагогического взаимодействия с каждым ребёнком исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В изучении индивидуальности каждого ребёнка, по мнению психолога Е. А. Аркина, важен “интимный контакт”. Под ним нужно понимать установление таких отношений, при которых ребёнок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик.

К примеру, получив на первом курсе первоначальные навыки исследовательской работы, студенты предметно используют их при прохождении педагогической практики в школе. В первые же дни знакомства с детьми благодаря исследованиям студенты получают (по их же словам) богатый материал о каждом ученике и детском коллективе. “Насколько облегчило это дальнейшую работу!” – отмечают они.

Руководствуясь положением А. Н. Леонтьева о том, что качественные сдвиги в развитии ребёнка, его личности связаны со сменой “ведущей деятельности”, для анализа брались 3 ведущих вида деятельности младшего школьника: общение, игровая, учебная. Цель: как их воспринимает ребёнок, какова мотивация, результативность, отношения, складывающиеся в ходе деятельности.

“Любишь ли ты ходить в школу?” – вопрос был задан в начале 3 четверти более чем 300 учеников начальной школы.

“Да” ответили: 1 класс – 85,7%; 2 класс – 57,5%; 3 класс – 50,4%.

“Нет” 1%; 7%; 10.8%.

Остальные ответили уклончиво, причём, спектр этих ответов с возрастом становится шире.

Студенты делают вывод: интерес детей к школе по мере взросления снижается. Отсюда встаёт другой вопрос: как же дети обосновывают своё положительное отношение к школе?

1 класс: интересно (33%), нравится (5%), из-за перемен (4%), можно найти друзей, хочу учиться, школа – любовь моя – единичные ответы.

2 класс: на первое место вышли вопросы “полезности” учения: учат многому полезному, буду умнее, узнаешь новое – 39,4%, интересно – 9,4%, много друзей, верные и весёлые друзья – 5,7%. С другой стороны, появляются мотивы, связанные с дальнейшим выбором профессии (стать лётчиком, бухгалтером, командиром) – 3,8%, мотивы нравственного характера: в школе учат доброте – 5,7%, появляется любовь к отдельным предметам – 6,6%.

3 класс: полезность учения на 1 месте – 29,7% (узнаю новое), интересно – 6,3%, появляются мотивы общения – 17,7% (увидеть друзей, общаться).

Мотивация нежелания ходить в школу также разнообразна и изменяется по мере взросления детей. Первоклассники затруднялись чётко определить (нет желания, не нравится рано вставать – по 1 ответу).

2 класс: хочу спать – 8,5%, устаю – 8,5%, трудно, мучают учёбой – 6,6%. Появляются и такие мотивы: скучно – 3,8%, лень – 1,9%, ставят двойки, не успеваю посмотреть мультики, много времени трачу на уроки (единичные).

3 класс: рано вставать, устаю – 7,2%, скучно – 5,4%, много задают – 5,4%, не хочется учиться – 2,7%.

К тому же все опрошенные школьники 1-3 классов однозначно ответили, что человеку надо учиться.

“Для чего человеку надо учиться?”. Обоснование:

1 класс: “чтоб всё узнать”; “чтоб быть умным, учёным” – 85,7%; “чтоб найти работу” – 9,5%; “чтоб быть самостоятельным” 4,8%.

У второклассников спектр обоснований шире: “чтоб всё знать и уметь”, “быть умным” – 55%, причём, делаются попытки объяснить, для чего быть умным и много знать: “чтоб лучше жить”, “для хорошей жизни”, “иметь много друзей”, “быть весёлым, талантливым, интересным”, “богатым, чтоб не пропасть в жизни”, “чтоб не быть тупым, глупым, неучем”, “чтоб было в жизни мало хлопот”. Второклассники уже связывают необходимость обучения в школе со своей дальней шей жизнью, её благополучием, в частности, с выбором профессии: “найти работу”, “стать модельером или кем-нибудь”, “получить хорошую профессию”, “глупого не возьмут на работу”, “в институт пойти”. А ещё два высказывания – плод “воспитательных” воздействий взрослых: “Учиться надо, иначе нужно идти полы мыть, вытирать всё”, “чтоб не мыть потом грязные полы”. Есть и чисто детские высказывания: “Учиться надо, а то когда деньги выдают, надо же их считать” и “Научишься писать, вырастешь, сможешь письма писать маме, родным” и др.

3 класс: “Чтоб быть умным, много знать” – 54,1%, “для будущей работы” – 12,6%. Небольшая часть ответов сводится к тому, что все учатся, значит и мне надо.

Проведя интервьюирование по выяснению отношения к учению (представлены не все вопросы) детей класса, в котором предстоит работать, студент получает полезнейшую информацию о мотивации учения как отдельных детей, так и класса в целом. Более того, наблюдение за реакциями, поведением ребёнка в ходе опроса – это есть элемент “интимного контакта” при изучении индивидуальных особенностей личности.

Всем известно, что самооценка личности формируется ещё в детстве, и в немалой степени она зависит от мудрости и профессионализма педагогов, в руки которого ребёнок попадает, от успешности его учения.

“Ты хороший ученик? Почему ты так думаешь?” – спрашивали студенты детей.

1 класс. Только 47,6% детей ответили “Да”. А ведь только началась 3 четверть первого года обучения. Категорически “Нет” ответил 1 ребёнок. Дети сами расширили шкалу оценок себя как ученика: нормальный, средний, не очень хороший 32%. “Не знаю” ответили 12% детей (видимо, ребёнку не хочется произносить уже привычную негативную оценку, позитивную произносят мгновенно и с восторгом).

2 класс. Только 23,6% детей считают себя хорошими учениками. Обоснование: “Делаю то, что требуют”, “Хорошо учусь”, “Люблю учиться и стараться”, “Все так говорят”, “Я умный”, “Много пятёрок”. 19% детей в свои 9 лет утверждают, что они плохие ученики (отвлекаюсь, не стараюсь, не получается, не очень хорошо делаю, есть плохие отметки, учусь так себе, не всегда учу уроки, плохо всё знаю, не много знаю, трудно).

Почти 35% детей избегают категоричных оценок: затруднились (или не захотели ответить на вопрос?) – 10,4%, ответ “не очень хороший” дали – 21,7%, “когда как” – 1,9%.

3 класс. Школьники имеют более чётко сформированное представление о хороших и плохих учениках (сформировано оно не без участия взрослых – 21% (плохо учусь). 7,2% считают себя “плохими” из-за поведения. Остальные пожелали аккуратно уйти от ответа.

Студенты констатируют: и половина опрошенных детей не считают себя хорошими учениками, причём не в одном классе. Это цифры, но когда в “интимной” (по Е. А. Аркину) беседе с незнакомым человеком, студентом, конкретный Петя Иванов с тоской произносит, что он плохой ученик, это уже призыв о помощи. Ведь психика ребёнка устойчиво жизнерадостна, и ему можно помочь. Главное тоску заметить. Хуже, если ребёнок будет демонстрировать равнодушие, значит, пружину жизнерадостности уже помогли ослабить. Но своевременная диагностика мироощущения конкретного ребёнка очень важна. Его ещё можно корректировать.

“Нужно ли за учёбу ставить отметки?” – этот вопрос дискутируется в среде взрослых, его студенты задавали и детям.

Удивительно, но 100% учеников 1 класса, 94,4% второклассников, 88,7% третьеклассников ответили утвердительно “Да!”. Только 1 ученик 2 класса, 5 – третьего класса не выразились категорически “Нет”, но выразили некоторое сомнение в их необходимости. Подобное детское единодушие удивляет, не с взрослой ли оно подачи. Ученик 3 класса рассуждает: “Раз ставят, значит нужно”.

К счастью, многие педагоги реально осознают, что от выставляемой ими отметки зависят во многом и отношение ребёнка к учению, и отношение к нему одноклассников, и самооценка личности, нередко и взаимоотношения в семье ребёнка.

Обоснование необходимости отметок первоклассники сделать затруднились. Более мудрые второклассники отвечали (ответы сгруппированы и проранжированы): как показатель успешности учения, для самого ученика (чтоб знать, как ты учишься), для родителей (чтоб родители похвалили; маме нужно; радовать маму; если у тебя 2, чтоб наругали), другое: для хорошего поведения; просто так; чтоб хвалили; чтоб родители давали деньги; чтоб знали, хороший ли ты или нет; показать воспитанность.

Третьеклассники. По их мнению, отметки нужны. Для оценивания знаний, чтоб видеть успехи, знать, как учишься, чтоб заставлять учиться, для определения хороших учеников, если не выучил урок – наказать.

Вопрос дискуссионный. Такое же разнообразие мнений об отметке студенты проконстатировали, проанализировав ответы учителей разных классов на вопросы предложенной анкеты об отметке в школе.

“Отметка – показатель неизвестно чего” – такой вывод по итогам данного анкетирования сделали студенты.

Отметка – “счастье”. Отметка – “ужас”. “Плохие” отметки вызывают шквал эмоций. Их перечень даже шире, чем от “хороших”.

1 класс. “Портится настроение, грусть” – 71,4%. “Стыд” – 23,8%. Единичные: “Боюсь, что меня накажут”, “Обида”, “Я плачу”, “Разочарование” (в ком? в чём?).

2 класс. “Грусть. Настроение исчезает” – 37%. “Огорчение” – 12,3%. “Хочется плакать. Я плачу” – 3,8%. “Обида на себя” – 13,2%. “Горе” – 3,8%. “Очень неприятно” – 4,7%. “Усталость, мне плохо, ужас, жалость, злость, разочарование, сержусь, хочется вырвать листок” (единичные). И, конечно, моментальная реакция на дом: “Думаю, что будет дома”, “Немного страшно”, “Жалко маму”, “У мамы будет плохое настроение”, “Мама не разрешит гулять”, “Печаль, потому что меня будут бить”, “Дома ждёт угол”. И крик отчаяния: “Я готова себя резать ножом!” – пусть он единичный, но он есть.

Третьеклассники. Плохие отметки вызывают грусть, страх, обиду – 48%. “Мне очень плохо” – 3,6%. “Мне печально” – 13,5%. “Боюсь наказания” – 27,9%.

Вот так у ребёнка формируется фонд грустных воспоминаний о детстве. Педагогу трудно расстаться с отметками, с ними связана методика обучения, к которой он привык и которая принята в школе. Но отметка должна быть стимулом для дальнейшего полноценного развития личности, а не источником, порождающим комплексы в детях, – это правило верно для любого учителя, по каким бы методикам он ни работал.

“Сперва люблю, потом учу” – такой замечательный эпиграф у газеты “Первое сентября”. А любовь способна творить чудеса. Она может изменить жизнь человека. Педагог, хорошо знающий детей, способен помочь им более психологически комфортно, счастливо чувствовать себя в жизни. А ведь именно в этом великое предназначение педагогического труда. Главное уметь не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. И захотеть этому научиться.

Привлечение студентов к исследовательской деятельности является важным фактором подготовки педагогов к работе с детьми в соответствии с принципами личностно-ориентированного подхода.