"С днем рождения, Моцарт!"

Разделы: Музыка


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель и задачи урока:

Развитие познавательного интереса и творческой активности.

Воспитание интереса и любви к классической музыке.

Познакомить с творчеством В.А.Моцарта.

Оборудование:

  • портреты В.А.Моцарта, Л.Моцарта;
  • фрагменты фильмов: “Звуки музыки” и “Сибирский цирюльник”;
  • таблички с названиями и фотографиями городов, цитата А.Рубинштейна, распечатанные тексты песен,
  • записи музыкальных произведений,
  • музыкальная аппаратура, TV с DVD (или компьютер с выходом на большой экран).
  • оформлена выставка книг о Моцарте, о композиторах эпохи Просвещения.

Ход урока

Урок начинается со звучания увертюры к опере “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Как спектакль начинается с музыки, так и наша сегодняшняя встреча началась с музыкального вступления. Занавес ещё закрыт, на сцене нет актеров, а музыка уже погружает нас в атмосферу будущего спектакля.

- Как называется такое вступление к опере?

- Правильно, увертюра.

- А можем ли мы с вами предположить, какой будет атмосфера и настроение спектакля, если у него такая увертюра? (Светлым, радостным, ярким, эмоциональным, подвижным, игривым и т.д.)

- О чем может рассказать этот спектакль? (О празднике, о свадьбе, о карнавале и т. д.)

- А если это увертюра урока, то, что может ждать нас впереди? (Что-то радостное и праздничное)

- Конечно, ведь нам несказанно повезло, сегодня – 27 января мы приглашены на День рождения великого композитора Эпохи Просвещения. Вы знаете, что эпоха знания, разума, просвещения пришлась на XVIII век. В это время жили и творили многие композиторы: Кристоф Виллибальд Глюк, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен.

- С чьим творчеством мы уже знакомились на уроках музыки? (Моцарт, Бетховен)

- Я думаю, что всем очень интересно узнать, кто же пригласил нас на свой праздник? Тогда давайте с ним поближе познакомимся, а для этого отправимся в путешествие во времени, в 27 января 1756 года.

(Фоном для дальнейшего рассказа звучит “Маленькая ночная серенада” - рондо.

Без звука идет картинка из фильма “Звуки музыки” с видами Зальцбурга и его окрестностей)

Крохотный городок у подножья Австрийских Альп – Зальцбург. Как любили музыку жители этого городка! Каждый второй житель плясал, каждый третий – пел, и каждый четвертый обязательно играл на каком-нибудь музыкальном инструменте. Вот в таком городке и родился наш герой, будущий великий композитор. Правда, в тот день никто из зальцбуржцев и не подозревал об этом. По-прежнему они пели, плясали, играли, и лишь отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт задумался: “А кем будет мой мальчик? Станет ли он строителем, каменщиком, переплетчиком, как многие его предки, или, подобно мне, отдаст свое сердце музыке?!”

Конечно, маленький Моцарт стал музыкантом!

Казалось, Вольфганг сочинял музыку с тех пор, как ее услышал, а слышал он её постоянно. У Вольфганга всё, чему учились у отца местные недоросли, получалось само собой, без всякого труда. В пять лет он уже музицировал на нескольких инструментах и даже немного писал музыку: отец с гордостью рассказывал всем, что четырехлетний Вольфганг, весь заляпанный чернилами, на вопрос: “Что ты делаешь?” - уверенно отвечал: “Я сочиняю концерт для клавира” (Музыка постепенно уводится)

- Кто помнит, что такое клавир (предок фортепиано).

- А что сочинял для него малыш Моцарт? (концерт - крупное инструментальное произведение).

Шестилетний Вольфганг был уже законченным виртуозом, его мастерство порой превосходило умение зрелых музыкантов, и скрывать это от мира становилось преступлением против его редчайшего таланта. Взяв с собой детей: Вольфганга и его старшую сестру Наннерль, отменно играющую на клавире, Леопольд отправился в соседнюю Баварию и в Вену. Все шло очень удачно: семейное трио повсюду вызывало восторги. Все забавлялись чудо – мальчиком, который импровизировал на клавире на заданную тему, исполнял с листа сложнейшие сочинения, и при этом ему даже не мешало, что клавиши закрывали платком, Наннерль аккомпанировала Вольфгангу, играющему на скрипке, и аплодисментам, поцелуям и объятиям не было предела.

(- Кто знает, что такое импровизация? (сочинение на ходу))

Ободренный триумфом первых гастролей, Леопольд повез детей по городам Европы.

Их встречали в Брюсселе, Париже и Лондоне, где Вольфганг познакомился с Христианом Бахом, сыном великого Иоганна Себастьяна Баха, подружился с ним и написал свои первые симфонии. В Голландии и Швейцарии выступления детей вызывали не меньшее восхищение, подарки сыпались на них как из рога изобилия.

- Кстати о подарках, вы еще не забыли, зачем мы здесь собрались? (на день рождения)

- Раз на День рождения, то пора и нам начать дарить свои подарки.

- Наш первый подарок композитору подарит ученик гимназии (имя). Он исполнит очень красивое и всем хорошо известное произведение Моцарта. (Звучит “Рондо в турецком стиле”)

- Вы заулыбались, узнав хорошего знакомого. А ведь День рождения - это всегда встреча старых друзей и думаю, что нет для композитора лучшего подарка, чем знать, что его музыка жива: её любят, знают, исполняют, слушают.

- 1 часть сонаты ЛЯ мажор исполнит ученица 9-го класса (имя).

Уже в детстве Вольфганг понял, что музыка составляет весь смысл его существования. В восемь лет он пишет первую симфонию, в одиннадцать – оперу, в двенадцать дирижирует симфоническим оркестром.

На вопрос французского короля: “Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?” маленький Моцарт с поклоном ответил: “Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!” “Король улыбался и милостиво кивал. А следом за королем улыбались и кивали все придворные. Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился! На набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку.

Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал. Что не найдет там и сантима. И тогда, решительно сдернув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать!.. Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда вокруг столько горя!..

Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда.

(Звучит колыбельная песня Моцарта)

- Все не раз слышали эту песню, а кто – нибудь из вас знал, что она написана так давно Вольфгангом Моцартом? (нет)

- Какой же день рождения без песен и танцев, вот и мы споем, а чуть позже и станцуем. (Разучиваем и исполняем “Колыбельную”)

- Много произведений вокальной музыки принадлежит перу Моцарта, среди них оперы и песни.

(Звучит “Весенняя песня” сначала в исполнении учителя, а потом разучивается детьми)

- Подаркам нет конца, и один из “Немецких танцев” Моцарта исполнят ребята из хореографического кружка.

(Исполняется танец. После, несколько движений разучивают все присутствующие и исполняют под музыку вместе с солистами)

- В биографиях Моцарта часто рассказывается о поразительном слухе и памяти юного музыканта. В Риме на страстной неделе Моцарты посетили Сикстинскую капеллу, где исполнялось большое многоголосное произведение Грегория Аллегри “Miserere”. Это духовное сочинение, написанное для двух хоров, исполнялось два раза в год и являлось собственностью собора св. Петра и Ватикана. Переписывать и распространять “Miserere” не разрешалось. Вольфганг, прослушавший произведение один раз, придя домой, записал его по памяти, не сделав ни единой ошибки. Так Моцарт способствовал распространению музыки, считавшейся священной собственностью римского папы.

После Рима и Неаполя семья приехала в Болонью, где четырнадцатилетнего Вольфганга приняли в члены Болонской академии, чем ему была оказана честь, которой удостаивались очень немногие композиторы.

(Звучит “Маленькая ночная серенада” 1 часть)

- Из Италии Вольфганг писал сестре: “Я так весел, как только могу быть. И сегодня мне страшно хотелось покататься на осле”. Как истинный сын своего века, он умел жить настоящим и радоваться всему, что посылала судьба.

Кончилось детство, и что ждало его впереди, не знал ни сам Моцарт, не знаем пока и мы.

Мы можем сегодня только порадоваться за Вольфганга, который покинет свой родной Зальцбург и вскоре из австрийской столицы почтовая карета привезет письмо, в котором торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия!” Теперь он подчинялся одной музыке, и только ей!

- Сегодня, в день рождения Моцарта, прозвучало много его произведений. А какой она вам показалась? Что в ней было особенного, что не оставляет равнодушным никого, кто хоть однажды прикоснулся к творчеству великого австрийца? ( Она праздничная, яркая, светлая, прозрачная, кристально чистая, очень легкая и т. д.)

- Не зря русский композитор А.Рубинштейн сказал о музыке Моцарта: “Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт!”.

(Показывается фрагмент из фильма “Сибирский цирюльник”)

“…Звучит музыка Моцарта. И светлеет мир, и пробуждается сердце, рвущееся на встречу счастью”. Спасибо тебе, Моцарт! С Днем рождения!

(Звучит попурри произведений Моцарта в современной обработке)