Урок обучения грамоте по программе "Школа-2100". Тема: "Согласные звуки [х], [х'], буква х. Строчная буква х. Слова–междометия" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

Познавательные:

  • познакомить учащихся с буквой х и со звуками, которые она обозначает,
  • учить различать эти звуки в словах, читать и записывать буквосочетания, слова со строчной буквой х, предложения со словами с буквой .

Развивающие:

  • способствовать развитию мелкой моторики рук, способствовать развитию фонематического слуха, развитию монологической речи, навыков плавного, выразительного чтения, наблюдательности,
  • развивать умение оценивать свою работу.

Воспитывающие:

  • способствовать привитию культуры общения и активной жизненной позиции.

Ход урока

I. Организационный момент.

1) На доске, ребята, уже знакомые вам буквы.

Давайте прочитаем сначала буквы, написанные красным цветом, а потом - синим цветом, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.

о г б р у а ч м е о н т и е е

- А нужен ли нам этот урок?

- Но ведь мы уже знаем многие буквы, а кое-кто уже умеет читать и писать слова.

- Наверно вы уже стали грамотными? (нет, мы изучили не все буквы)

- Хорошо, тогда проходите на свои места, посмотрите: всё ли вы приготовили к этому уроку?

2) Совместное целеполагание

- К нам в гости снова пришёл Звуковичок.

(на доске схема человечка без буквы в середине, в белых ботиночках)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, если у нас такой гость? (изучать новые звуки и букву, учиться читать с этой буквой и писать слова с ней)

- Действительно, сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать с ней и писать новые слова.

II. Формирование новых знаний. Выделение звуков [х ], [х,]

Речевая разминка: (с использованием дыхательной гимнастики)

Глубокий вдох - выдох (повторить 3 раза)

Упражнение "Задуй свечу" (1 свечу, 2 свечи, 3 свечи)

Упражнение "33 Егорки" (на выдох считать Егорок) (2 раза)

Упражнение "Доскажи словечки":

Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)

- Вспомните, как вы смеялись?

- Какой первый звук вы произносили? ([х ], [х, ])

- Какие это звуки?

- Давайте охарактеризуем эти звуки. Поможем Звуковичку выбрать одежду.

- Подберите слова, в которых есть твёрдый звук [х ]. (хомяк, хвост, хрен, холст, мухоловка, хобот:)

- Теперь подберите слова с мягким звуком [х, ]. (хищник, стихи, мухи, хитрость, хек:)

2) Знакомство с буквой.

Ну - ка сделаем зарядку.
Раз - листочек поднимаем,
Два - листочек загибаем,
Три - ещё разок свернули,
На четыре - развернули.
Буква спрятана внутри
Кто догадлив?
Назови!

- Это буква Х

- А кто мне скажет на что она похожа? (ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу:)

На доске появляется наглядность с буквой Х.

- Расскажите что вы видите на иллюстрации.

Чтение буквосочетаний с буквой Х.

На доске напечатаны слоги:

ХА, ХО, ХЕ, ХИ, АХ, ОХ, УХ, ИХ, ЕХ

ПОМОГИТЕ бедному хомячку спастись от сокола и добежать до его норки.

Прочитайте слоги.

- А теперь прочитайте те слоги ГРОМКО, где звук [х ] - твёрдый

- ТИХО, где звук [х, ] - мягкий.

- Почему вы решили, что эти звуки мягкие?

Физминутка

Наш хомка благополучно добежал до своего домика.

Расскажем о хомке то, что мы уже знаем. Встали все:

"Хомка, хомка, хомячок:" Работа по учебнику с.126

Одежду нашему Звуковичку мы уже выбрали, а теперь оденьте его.

Читаем в полголоса три столбика слов.

Обозначьте красной точкой все гласные.

Разделите на слоги слова 2 и 3 столбиков.

Проверим. Читаете слова по слогам.

- Прочитайте слово, которое означает предмет одежды. (халат)

- Прочитайте слово, которое означает название рыбы. (хек)

- Прочитайте слово, которое означает аппетитный суп. (уха)

- Найдите и прочитайте слово, которое означает науку о веществах. (химия)

- Назовите количество букв в этом слове. (5)

На доске слово ХИМИЯ

- А теперь обозначьте все звуки этого слова.

У доски работает ученик.

- Сколько в слове звуков? (6)

- Почему в этом слове количество звуков больше, чем букв? (буква я обозначает 2 звука, т.к. стоит после гласного)

- А когда ещё эта буква обозначает 2 звука? (когда стоит вначале слова)

- А когда она обозначает 1 звук? (когда стоит после согласного)

- Прочитайте слова, где буква Х обозначает мягкий звук. (хек, стихи)

- Почему буква произносится мягко? (т.к. стоит после неё е, и)

III. Работа в "Прописи" стр. 17

Письмо строчной буквы х.

1) Сравнение печатной и письменной х.

    - Чем отличаются буквы?

2) Сравните букву Х с буквой С

- Из каких элементов состоит буква Х? (из двух полуовалов)

- На какую букву похожи элементы буквы х? (с)

- Какой из полуовалов похож на букву с? (правый)

3) Объяснение учителя как пишется буква Х.

- Сначала пишется левый полуовал.

Затем правый.

Буква пишется с отрывом пера ручки.

4) Прогностическая оценка письма

- На полоске бумаги отметьте крестиком свой прогноз о том, научитесь ли вы писать букву или нет.

5) Письмо буквы в рамке и на первой сточке.

- Напишите два раза, сравните с образцом.

Следите, чтобы между полуовалами на было промежутка.

-Допишите самостоятельно до конца строки.

- Превратите самую лучшую букву в солнышко.

IV. Работа по "Азбуке" стр. 126

1) Знакомство с междометиями.

- Рассмотрите картинки на кубиках.

Расскажите, какие чувства переживает мальчик на первой картинке?

(восторг, восхищение)

- Прочитайте предложение под кубиком, именно с интонацией восхищения и восторга.

- А какие чувства переживает другой мальчик? (недовольство, усталость)

- Прочитайте предложение, передавая голосом усталость.

- А кто из вас испытывал чувство холода, как третий мальчик?

- Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.

На доске записаны слова:

Ах, ох, ух

- Прочитайте слова.

Вывод: эти слова особые - они выражают разные чувства человека

V. Работа в "Прописи"

1) Запись буквосочетаний.

- Прочитайте буквосочетания.

- Какие из них мы можем отнести к словам? (ах, ух, ох)

- Почему вы так решили? (слова выражают чувства)

- Посмотрите как соединяется буква х с другими буквами?

- Записать аккуратно буквосочетания.

2) Запись слов с письменного образца.

- Прочитайте слова.

Поставьте ударение в словах, подчеркните опасное место.

- В каких словах 1 строки вы нашли опасное место? (хлеб, хобот)

- Запишите слова первой строчки.

- В какой строчке буква Х использует нижнее соединение с последующей буквой? (хлеб)

- В каком слове 2 строки вы нашли опасное место? (Хорошие)

- Как можно назвать опасное место? (безударная гласная, после ш пиши И)

- Запишите слова 2 строки.

VI. Физминутка для глаз.

Ах как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно. (посмотреть влево)
Ах, как небо высоко. (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (очертить глазами дугу) влево и вправо
Вверх по радуге пойдём,
Вправо, влево повернём, (движение вправо, влево)
А потом покатим вниз, (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить, открыть и поморгать)

VII. Работа по "Азбуке" стр. 126 - 127.

1) Работа над текстом "Ох и Ах".

- Прочитайте заголовок.

- Что вы узнали об этих маленьких словах? (они выражают чувства человека)

- А почему они написаны с большой буквы? (возможно имена людей)

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, о чём мы будем читать?

- Как вы думаете, одинаково ли они относятся к одному и тому же событию? (нет)

- Почему вы так решили? (по тому как они стоят)

2) Чтение текста

В полголоса самостоятельно.

Чтение вслух по предложению

3) Ответы на вопросы ко всему тексту.

- Что можно сказать про двух братьев? Какие они?

- Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох?

- К какому фрагменту текста относится иллюстрация?

- С кем бы из этих братьев ты хотел дружить? Почему?

4) Выразительное чтение.

VIII. Работа в прописи.

Какое слово чаще всего произносит Ах? (ХОРОШО)

- Найдите это слово в рамке.

- Назовите безударные гласные.

- Что нужно сделать, если гласная опасная.? (проверить)

- Каким словом проверим?

- А какую гласную запомним?

- Запишите слово.

IX. Физминутка

Вы, наверное, устали?
Да!
И поэтому мы встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели: "Ш-ш-ш"
Пошипели, помолчали
И, как зайцы, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.

X. Работа в "Прописи"

2) Запись предложений

- Прочитайте предложения

- Какие одинаковые слова встретились в предложениях? (храм)

- Как вы думаете одинаковое ли значение у слова храм?

(в 1 предл.- используется переносное значение слова храм - это место служения науке,

во 2 предл. - храм - церковь - т.е. само здание где служат Богу).

- Запишите любое предложение, обозначьте гласные буквы красной точкой.

XI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- На полоске бумаги отметьте крестиком место - научились ли вы писать букву Х, получилась ли она у вас?

На кружочке нарисуйте личико. Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой.