Спектакль "Как царевичи уму–разуму учились", посвященный окончанию начальной школы

Разделы: Внеклассная работа


Действие 1

Звучит музыкальное вступление. Приложение 1

Рассказчик: В некотором царстве, в некотором государстве, за семью морями, за семью горами жил-был царь. (Царь выходит и садится на трон) И было у него три сына: Алёша-царевич, Роман-царевич и Данила-царевич. Царь, как водится, за порядком следил да приказы отдавал (пантомимой диктует писарю, тот записывает), а царевичи с раннего утра до позднего вечера всё забавы молодецкие выдумывали да в игры потешные играли…

Музыка. Через зал с криками "Спасите, помогите!" бежит Нянька, за ней – царевичи, одетые в индейцев.

Нянька: Спасите! Помогите! (прячется за трон).

Царевичи: (запрыгивая на сцену и осматриваясь вокруг) Нянька не пробегала?

Царь: (оглядывается на няньку, в недоумении): Да-к, она, это... Вот только что... (Нянька из-за трона показывает кулак). Во-он... на двор побёгла!

Царевич 1: Опять упустили!

Царевич 2: Говорил, окружать надо было!

Царевич 3: Ничего, от нас так просто не уйдёт! (с криками и улюлюканьем убегают)

Нянька: (кряхтя) Ушли?

Царь: Кто?

Нянька: Да басурманы твои! Ишь, чего озорники удумали: в индейков играть! Чтоб им пусто было!

Царь: Так ведь дело молодое, пущай забавляются себе на здоровье.

Нянька: Себе-то оно, может, и на здоровье, а только мне – на погибель.. .От безделья они маются, а не от большого ума!

Царь: Скажешь тоже, "от безделья"... Они ведь как-никак дитятки неразумные. Им бездельничать – самое оно.

Нянька: Ну, тогда ты, царь-батюшка, не обижайся, я тебе вон сколько годков верой и правдой служила... Пора и честь знать. Ухожу я, сил моих больше нету! (снимает фартук).

Царь: (вскакивая, испуганно) Как уходишь? Куда?

Нянька: На пенсию. И не уговаривай!

Царь: (падает на колени) Матушка, нянюшка, да неужто меня одного с этими оглоедами оставишь? Не пущу! (загораживает путь и хватает за край юбки).

Нянька: Не имеешь права!

Царь, всхлипывая, садится на край сцены, нянька его жалеет.

Нянька: Да пойми ты: не всё же царевичам кур по двору гонять да песни орать. Им уже давно учиться надобно.

Царь: Ну ты, нянька, даёшь! "Учиться." Чему? Кабы они дети сапожника были, или там, пекаря, тогда понятно. Но я-то царь! А на троне сидеть много ума не нужно...

Нянька: (зрителям) Оно и видно... (царю) Ну, а как понадобится тебе казну пересчитать или депешу какую составить, тогда что?

Царь: За казной следить у меня счетовод имеется, а писать да читать и вовсе надобности нет. Стоит только кликнуть писаря: "Прошка!" как он гут как тут – любые буквы тебе нацарапает.

Вбегает писарь с пером и бумагой.

Писарь: Чего изволите, ваше величество?

Царь: А ну-ка. Прошка, как считаешь, пора царевичей в ученье отдать?

Писарь: Это где ж на царёв-то учат?

Царь: Да не на царёв, а грамоте.

Писарь: (падает на колени). Ой, царь – батюшка, не губи! А меня-то куда же?

Нянька: (ехидно) В деревню. Пахать на тебе надо, хватит бумажками шуршать.

Писарь: Так ведь нас в деревню нельзя, мы работать не приучены. Мы ж им в деревне всё только испортим. Царь – батюшка, не вели нас в деревню, мы отродясь ничего в руках кроме пера не держали!

Нянька: Как, а ложку?

Писарь: (не обращая на нее внимания) Да и где это видано, чтоб царевичей грамоте учили? Не царское это дело, не царское!

Царь: Ну, нянька, что ты на это скажешь?

Нянька: А то и скажу: нельзя Прошку в деревню, если только пугалом, ворон путать.

Царь: (хмыкая) Ну, это уж ты слишком...

Нянька: Да ты оглянись вокруг, время-то, какое: тут тебе и ляктрофикация, и индустрилизация, и даже, понимаешь, капьютеризация. Короче, пока своих басурманов грамоте не обучишь – на меня не рассчитывай (отворачивается).

Царь: (Прошке) Вот ведь оно как... (няньке) Согласен, согласен! Небось, худее не будет. Эй, кто там, кликните ко мне царевичей!

Музыка. Вбегают царевичи.

Царь: Ну, сыны мои родимые, неча вам более по терему без дела слоняться, пора и за ум браться.

Царевич 1: Как, папенька, вы складно говорите. Только не совсем понятно: чего брать-то надо?

Царь: Решил послать я вас грамоте учиться. Негоже, чтоб во времена.. .как ты сказала?

Нянька: Копьютиризации.

Царь: Во-во, неча на печи лежать да курей гонять.

Царевич 2: А это не шибко тяжело? Уж дюже надрываться не хочется.

Царь: Не знаю, не пробовал. Ну, уж коли, и попотеть придётся, так не велика беда. Вы пока мест в дорогу собирайтесь, а я покумекаю – где лучше уму-разуму учат.

Нянька и царевичи уходят.

Действие 2

Приложение 2

Рассказчик: (на фоне музыки) И стал царь-батюшка думать. Думал – думал, ничего не надумал. Тут вспомнил он про волшебное зеркало, что ему от прадеда досталось. Стоило лишь заветные слова произнести, как зеркало тут же на любой вопрос ответ давало.

Царь:

Ну-ка, зеркало, скажи,
Да всю правду доложи
Как с царевичами быть?
Где их грамоте учить?

Зеркало:

Хочешь, верь, а хоть, не верь, но на свете всех умней
Три сестрицы – Василисы, три Премудрые девицы.
Терем их в трёх днях пути. Коль сумеют их найти
Сыновья твои, тогда будь уверен, что не зря
Ты учиться их послал. Знанья – выше всех похвал
Василисы им дадут. Но старание и труд
Им придётся приложить, чтобы грамотными быть.

Действие 3

Приложение 3

Рассказчик: В тот же день благословил царь – батюшка своих сыновей и отправились они в путь-дороженьку. Долго ли, коротко они шли, и к исходу третьего дня увидали терем диковинный с узорами хитростными да резьбою искусною. А на крыльце их встречали две девицы – красавицы писаные.

Царевич 3: Эй, здесь, что ли грамоте учат?

Старшая Василиса: Здравствуйте, гости дорогие. Да только вас не грамоте, а вежливости сперва обучить надобно.

Царевич 1: Простите братца моего неразумного. Устал он в дороге, вот и ляпнул не подумав. Зовут меня Алексей-царевич, а это мои братья.

Царевич 2: (здоровается за руку) Роман -царевич, очень приятно.

Царевич 3: Данила-царевич, очень приятно.

Царевич 1: А прибыли мы из палат царских к Василисам Премудрым уму-разуму учиться.

Средняя Василиса: К которой же Василисе? Нас три сестры. Я, например, учу языкам разным, заморским, неведомым. Рассказываю про земли далёкие, про зверей диковинных.

Старшая Василиса: А уж коли вы ко мне, то поведаю вам былины стародавние из летописей временных лет. Научу, как смешением двух вод порошок добыть без магии и волшебства. Покажу, как смастерить механизмы хитрые, самодвижущиеся...

Царевич 1: (нерешительно) Нам бы читать...

Царевич 2: Да писать...

Царевич 3: Да цифры всякие складывать обучиться...

Старшая Василиса: А, ну так это вам нашу младшую сестрицу надобно, а к нам ещё раненько.

Средняя Василиса: Только вот незадача: три дня уж прошло, как она к Кощею отправилась, и с тех нор ни слуху, ни духу.

Старшая Василиса: Мы уж и волноваться начали, не случилось ли чего?

Царевич 1: Раз такое дело, разыщем мы вашу сестру.

Царевич 2: Хоть из-под земли, а достанем.

Царевич 3: А как этого Кощея найти!

Старшая Василиса: Пешком вы до него ни за что не доберётесь. А ну-ка, сестра, выведи царевичам наших коней быстроногих. Они в два счёта вас до места домчат.

Средняя Василиса (выносит коней): Скачите прямо по этой дороге, никуда не сворачивайте. К вечеру увидите избушку, там наша тётушка живёт.

Старшая Василиса: Будьте с ней повежливей. Она-то вам путь к Кощею и укажет.

Действие 4

Приложение 2

Рассказчик: Сели царевичи на коней и поскакали. Лишь солнышко стало садиться, увидели они избушку на курьих ножках.

Музыка. Появляется избушка на курьих ножках.

Царевич 1: Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.

Царевич 2: Не умеешь ты с избушками обращаться. Смотри, как надо. А ну, избушка, ров-няйсь! Смир-р-но! На-ле-во, ать-два! Кругом! На-пра-во!

Баба-Яга: Это кто без разрешения мою избушку туда-сюда крутит?

Царевич 3: Здравствуйте, бабушка. Нас к вам Василисы Премудрые послали.

Баба-Яга: Ну, наконец-то, а то я совсем умучилась с этими иероглифами. Вы ж, небось, учёные, справитесь. (из авоськи выкладывает молочные пакеты “Домик в деревне”)

Царевич 3: А делать то чего?

Баба-Яга: Давеча в рекламе услыхала я, что ежели из этих пакетов "домик" сложить, то можно и настоящий домик в деревне получить. Моя-то избушка еле на ногах стоит, того и гляди рассыплется. Вот и мучаюсь я, как дитя малое, картинки складаю. Только всё без толку. Поможете?

Царевич 1: Мы бы с удовольствием...

Царевич 2: Только нам торопиться надобно...

Царевич 3: А вот на обратном пути – запросто!

Баба-Яга: Так вы не ко мне? А куда ж вы так спешите на ночь глядя, соколики?

Царевич 1: Кощей похитил Василису Премудрую – младшую из сестёр. Вот мы и идем её выручать.

Баба-Яга: Ах, он изверг ненаглядный, ах, он злодей разлюбезный! Никак не успокоится, супостат распрекрасный!

Царевич 2: Бабушка, вас не поймёшь: вы его не то хвалите, не то ругаете...

Баба-Яга: Так нельзя же его, размилейшего, плохим словом поминать, не то со свету сживёт...

Царевич 3: Спокойно. Бабусенька-Ягусенька, как-нибудь одолеем твоего сатрапа расчудесного.

Царевич 1: Ты нам только дорогу подскажи.

Баба-Яга: Ах, касатики, я вам не только дорогу укажу, я вас и в дорогу снаряжу. Правда, мечей – кладенцов не обещаю – их все до одного богатыри растащили. Но какую-никакую амуницию всё ж-таки справлю, (достаёт из избушки кастрюли, ухваты, крышки). Как говорится, чем богаты, тем и рады. А дорога к Кощею отсюда только одна, не ошибётесь.

Действие 5

Музыка. Приложение 2

Рассказчик: Поблагодарили царевичи Бабу-Ягу и поскакали дальше. Долго ли, коротко они ехали, того не знаю, не ведаю. Вдруг раздался не то свист соловьиный, не то крик звериный. Вся живность за версту с испугу попряталась, птицы в разные стороны разлетелись, а кони царевичей остановились, на дыбы стали, ни за что вперёд идти не желают. И тут из-за деревьев показался Соловей-разбойник, и прямиком к царевичам.

Соловей поет под фонограмму “Опера №2” Витаса. Царевичи на конях подтанцовывают.

Соловей: (с надеждой) Ну как?

Царевич 1: Вы, Соловей, пардон муа, разбойник, вот и разбойничайте себе на здоровье.

Царевич 3: (смеясь) А оперу пусть Шаляпин поёт.

Царевич 2: Да ладно вам, по-моему, очень даже ничего...

Соловей: (обрадовано) Вам понравилось? Между прочим, вы первые, кто дослушал меня до конца.

Царевич 2: Нет, ну, конечно, над вокалом ещё работать и работать, а так, в целом...

Соловей: А я и работаю! Меня ведь даже в консерваторию обещали взять. Говорят, если звук потише сделать, да раскрутить маленько, так и людям не стыдно показать. Народу, мол, должно понравиться. Вот я и репетирую.

Царевич 1: Вишь, молодец, какой! А мы вот тоже учиться идём, к Василисе Премудрой, грамоте. Соловей: Так это же совсем в другую сторону!

Царевич 2: Да нет, в ту самую. Её ведь намедни Кощей похитил.

Соловей: Быть того не может! Кощей Василис уж больно уважал и даже...(понижает голос)... немного побаивался. Не мог он её похитить, это вы чего-то напутали.

Царевич 3: Напутали или не напутали – мы скоро узнаем. А ты уж постарайся, не репетируй, пока мы дальше не отъедем, ладно?

Царевич 1: А то, не ровен час, останемся посередь леса без средств передвижения. Наши кони ведь к такому репертуару не приучены...

Царевич 3: А нам, ой, как не терпится с Кощеем встретиться...

Действие 6

Музыка. Приложение 2

Рассказчик: На этом попрощались царевичи с Соловьем-разбойником и отправились дальше. Много ли, мало ли времени прошло… Добрались они, наконец, до замка Кощеева. А у ворот евойных сидит Чудо-Юдо трёхголовое – Змей Горыныч по-нашему. Сидит, скучает, так сказать, охраняет. Ни конного, ни пешего мимо не пропускает.

На сцене Змей Горыныч играет сам с собой в шахматы.

1 голова: Конь Д6-17.

2 голова: (третьей) Королеву ешь! Королеву!

3 голова: Да кому она нужна, костлявая! Мы пойдём другим путём...вот так-с...(делает ход).

1 голова: Ага, попался! Шах и мат!

2 голова: (третьей) Говорил: не умеешь играть – не берись!

1 голова: Может, ещё партеечку?

3 голова: Надоело... Тоска смертная... Хоть бы Иванушка-дурачок какой забрёл что ли...

2 голова: Тьфу... Типун тебе на язык! У нас вон, своих дурачков хватает. Сказано было: пущать только царевичей. Сейчас Кощею царевичи в самый раз будут...

Кощей: (выбегает) Меня никто не спрашивал?

1 голова: Помилуй, Кощеюшка, ты уж, поди, сотый раз за сегодня спрашиваешь! Сам ведь видишь – один я тут, никою больше нет!

Кощей: Знать, почудилось... Но если кто появится – без разговоров ко мне! (уходит).

2 голова: Хм...не терпится ему. Сам же всех добрых молодцев да богатырей извёл, а теперь сидит...зубы на полку. (1 и 3 на него цыкают). Но это я образно так сказать...

Звучит фрагмент. Приложение 4. Появляются царевичи.

Царевич 1 (грозно): Который тут Кошей? Выходи на смертный бой!

1 голова: Опыньки... Явились не запылились. Никак царевичи? Настоящие?

Царевич 2: Самые что ни на есть, можете не сумливаться.

2 голова: Всем оставаться на своих местах!

1 голова: А я это...мигом...

3 голова: Только доложу и назад...(уходит)

Царевич 2: Мне, чавой-то, не по себе, может, вернёмся, пока не поздно?

Царевич 3: Да...собачка у Кощея просто супер, редкой породы, наверное.

Царевич 1: Ага. Сторожевая трёхголовая...

Змей возвращается.

Змей: (радостно вместе) Милости прошу, гости дорогие!

Царевич 2: Ой, не нравится мне всё это...

Кощей: (встречая с распростертыми объятьями) А-а, ну, наконец-то! А то я уж заждался.

Царевич 1: (братьям) Заждался он, бедненький...

Царевич 2: (грозно) А ну, выходи на смертный бой!

Надвигаются на Кощея, прячась, друг за друга.

Кощей: (пятясь) Спокойно, спокойно, без паники. Вы что драться со мной пришли?

Царевич 1: Отдавай Василису, а то хуже будет!

Кощей: (притворяясь) Ой, как страшно! Ой, боюсь! Ой, не убивайте меня!.. Вы себя в зеркало видели? Бессмертный я, бессмертный. (Отбирает у них ухваты и скалки) Мне от комаров больше неприятностей будет, чем от ваших железяк!

Царевич 1: (растерянно) Что же нам делать?

Кощей: Вот, это дело другое. Вам ведь Василиса нужна?

Царевич 2: Так точно.

Кощей: Зачем, не спрашиваю, не моё дело, раз пришли сражаться, будь, по-вашему. Но только как цивилизованные люди, без этих ваших варварских штучек.

Царевич 3: Я чё-то не понял: драться будем или не будем?!

Кощей: Загадаю я вам три загадки. Отгадаете – Василиса ваша. Нет – будете развлекать Горыныча. По рукам?

Царевич 1: Идёт. Давай свои загадки.

Кощей: Вот первая загадка: " Из пункта А в пункт Б..." то есть: "Из царскою дворца выехали 3 царевича, первый скачет со скоростью 40 вёрст в час, второй на 3 версты в час больше, чем первый, а третий на 5 вёрст в час больше чем второй". Спрашивается: кто за 3 часа проедет больший путь?

Царевич 2: А у кого лошадь самая хилая?

Кощей: (смотрит в листок) Кажись, у первого.

Царевич 2: Так он первый и прискачет.

Кощей: Как так?

Царевич 2: Как у нас говорится: " Тише едешь, дальше будешь".

Кощей: Хм... Молодец... Сам бы ни за что не догадался. Вот вам вторая загадка. (бормочет) "Подчеркните главные члены предложения..." (царевичам) " Из неведомой страны прибыли к царю послы". Какое тут главное слово?

Царевич 1: Так это ж совсем просто: царь, он и в Африке царь. Главнее его никого нету.

Кощей: Верно! И как я сам не додумался? Тогда... Вот вам и третья загадка:

“Мой повар решил приготовить салат
Он взял помидор, огурцы, виноград.
Добавил капусту, добавил чеснок.
Салат получился не так уж и плох.
Но что-то в нём лишнее, чувствую я,
Подумайте и расскажите друзья”.

Царевичи совещаются.

Царевич 3: Чего-чего он туда положил?

Царевич 1: …огурцы, капусту…

Царевич 2: Этот... виноград и ...чеснок!

Царевич 3: Фу...опять чеснок. Терпеть не могу. С ним любая еда – отрава. А нянька нарочно его во все блюда кладёт, особенно зимой. Он, мол, полезный.

Кощей: Итак, ваш ответ?

Царевичи: (хором) Чеснок!

Кощей: (пишет) Правильно! Всем спасибо! Все свободны!

Царевич 1: Что, уже всё? А где Василиса?

Музыка. Появляется Василиса. Приложение 2.

Василиса: Я здесь.

Кощей: (на ходу хватает шлем и клюшку) Василисушка, милая, отпусти меня, опаздываю. Наши без меня уже третий матч проигрывают. Вот контрольная. Кажется, в этот раз без ошибок.

Царевич 3: Я чё-то не понял: это кто кого здесь в заточении держал?

Кощей показывает на Василису.

Василиса: Ну, и как вам не стыдно?

Кощей: Они мне совсем чуть-чуть помогли, самую капельку, вот тут, в конце... Остальное я сам сделал, ну...или почти...сам...

Василиса: С тобой мне все ясно. Опять остаешься на второй год.

Кощей: Ну, вот, я так и знал… А все из-за вас…

Василиса: (царевичам) Ну, а вы? Я думала, Кощей последний неграмотный в нашем тридевятом царстве-государстве остался. Да, видно, ошибалась…

Кощей: Ага, ей ошибаться можно, а мне – нет?

Царевич 1: Да подожди ты! Василиса, не ругай ты нас, а лучше выслушай.

Царевич 2: Мы учиться хотим. Вернее, раньше не хотели, а сейчас поняли, что без грамоты ой, как худо!

Царевич 3: Так что, не сердись на нас…

Василиса: А я не сержусь. Учиться – так учиться! Только уговор: не лодырничать, а трудиться усердно, работать старательно, работать с усердием. Ленивым учеба не впрок!

Действие 7. ЭПИЛОГ

Приложение 5

Музыка.. Царевичи садятся за парты. Василиса у доски ведет урок. Весь текст сопровождается действием на сценке.

Рассказчик: И стала Василиса Премудрая учить царевичей грамоте. Поначалу не всё ладно да складно выходило: то букву не ту напишут, то слово не так прочитают, а то и вовсе цифры перепутают… Но чем больше они ума-разума набирались, тем интересней становилось им учиться, тем сильнее тянулись они к знаниям. (царевичи тянут руки отвечать)

На каникулах царевичи завсегда родительский терем навещали (выходит Царь с Нянькой), няньке по хозяйству помогали, любую работу безотказно делали. Радовался царь-батюшка успехам сыновей, но тайком всё ж-таки просил Василису построже царевичей за шалости наказывать.

Соловей-разбойник поступил-таки в Консерваторию, а как окончил её с отличием, стал в концертах разных выступать. И что интересно: как ни старался он петь потише, красные девицы, слушая его, всё равно без чувств в обмороки падали, видать от счастья. (Соловей-разбойник выходит на сцен, к нему подбегаю поклонницы с цветами, одна падает без чувств)

Исполнили своё обещание царевичи -сложили Яге заветное слово, как положено, без ошибок. И вот ведь как бывает: выиграла бабка свой домик в деревне, недалече от царской столицы. А как переезжала, всё царевичей в гости на новоселье звала. (Баба-Яга выходит с фикусом и ключами от дома)

Змей Горыныч у Кощеевых ворот так натренировался в шахматы играть, что на международном чемпионате сказок занял сразу все призовые места, обойдя всего на пол очка Мальчика-с-пальчика. (Звучит туш, Горынычу вручают медали)

Кощея же временно отстранили от участия в хоккейных играх из-за неуспеваемости, и он до сих пор сидит и ждет какого-либо заезжего царевича, чтобы тот помог ему справиться с очередной контрольной Василисы. (Кощей выходит с табличкой “ПАмАгите рИшить задачЮ”, протягивает зрителям тетрадь, спрашивая “Отличники есть?”. Не дождавшись помощи, уходит)

Ну, а царевичам так понравилось учиться, что лишь последнее испытание младшей Василисе на "отлично" сдали, тут же попросились в ученье к средней сестре. Но это уже совсем другая история... Тут и сказке конец!

Выходят все герои:

– Как конец? Совсем не конец!

– Мы же ещё не сказали самого главного…

– Самой доброй!

– Самой умной!

– Самой терпеливой!

– Самой весёлой!

– Самой справедливой!

– Той, с которой 4 года в школе пролетели незаметно…

– (хором) …как в сказке! Нашей ________________(И.О. первой учительницы) Премудрой – большое СПАСИБО! (поклон до земли)

Все герои поют финальную песню.