Коррекционно–развивающее занятие с элементами тренинга "Чудесные превращения"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

Образовательные.

  • продолжить знакомство с зкосистемой "Лес";
  • устанавливать связь между состоянием окружающей среды и состоянием своего организма;
  • показать значимость каждого человека в охране окружающей среды.

Развивающие.

  • развитие сенсорного восприятия детей и умения описывать тактильные и зрительные ощущения: открытие чувственных каналов, совершенствование деятельности каждого органа чувств
  • через обогащение арсенала чувств развитие чувства прекрасного;
  • развитие логического мышления и речи.

Воспитательные.

  • создание условий для возникновения интереса к растительному и животному миру наших лесов, эмоциональной отзывчивости на красоту леса;
  • воспитание бережного отношения к природе через систему знаний о здоровьесберегающей функции лесов
  • воспитание потребности в общении с природой, на основе заботливого к ней обращения.

Время занятия - 1 час 15 минут.

Возраст участников - 9-11 лет ( 3, 4, 5 класс)

Оборудование.

  • Магнитофон.
  • Звукозапись "Колыбельные природы".
  • Раздаточный материал: разрезные картинки животных, бумажные картинки птиц, конверты, маски животных, воздушные шарики, пластилин, доски для лепки.
  • Плакаты с изображениями леса, Лесной Феи, радуги.
Этап работы, цели упражнений Методы и техники Деятельность педагога Деятельность учащихся
I. Установление контакта.

Создание доброжелательной атмосферы в группе.

 

 

 

 

Активизация внимания.

 

 

 

Напомнить правила совместной работы.

 

 

II. Развитие сенсорных и перцептивных умений.

Расширение образа "я" при идентификации себя с образом дерева. Развитие чувства уверенности.

 

 

 

 

 

Рефлексия группового опыта.

Установка на возможность внутреннего самосовершенст- вования, снижение тревожности, повышение безопасности.

 

 

 

Развитие наглядно-образного мышления

 

Обозначить значимость человека в заботливом отношении к природе. Развитие монологической речи.

Развитие сотрудничества, положительных эмоций, двигательной активности.

Учить детей устанавливать связь между состоянием окружающей среды и состоянием своего организма. Развитие логического мышления

 

 

 

 

 

Промежуточная рефлексия

Развитие взаимопомощи, наблюдательности, мелкой моторики, логического мышления, двигательной активности.

 

Обучение навыкам расслабления и визуализации

 

Развитие творческого воображения, мелкой моторики, чувства прекрасного.

Стабилизация эмоционального состояния.

 

 

 

 

 

III. Рефлексия.

Групповая беседа. (1 мин)

 

 

 

 

Упражнение "Привет!" (1 мин)

 

 

 

Обсуждение правил.  (1 мин.)

 

 

 

Упражнение "Дерево" (5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

Групповая беседа. (3мин)

Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики "Доброе животное". (3 мин.)

 

 

Упражнение "Собери картинку". (3 мин)

Упражнение- превращение "Я - животное" (12 мин)

Упражнение "Слон, пальма, крокодил". (3 мин)

 

 

Упражнение "Почему так говорят?" (3 мин)

 

 

 

 

 

Групповая беседа. (3мин)

Упражнение "Птица" (6 мин)

 

 

Упражнение. "Полянка" (5 мин)

 

Упражнение "Цветок". (10 мин)

 

 

 

Упражнение "Вверх по радуге". (2мин)

 

 

 

Беседа по группам (14 мин)

Вступительное слово педагога.

- Ребята, сегодня нам предстоит совершить прогулку в необычный лес - заколдованный. У нас просит помощи его хранительница-Лесная Фея.

(Приложение № 1)

Злой волшебник заколдовал её друзей - жите-лей леса - и помочь ей могут только очень дружные, храбрые и сообразительные дети. Чтобы вернуть её в лес, надо выполнить ряд превращений. Ребята, встречайте нашу гостью - Лесную Фею.

Лесная Фея:

- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему

- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой:

- При встрече через много лет, вы крикните друзьям:

- И улыбнутся Вам в ответ от слова доброго:

Чтоб было весело играть, пять правил нужно выполнять. Ребята, давайте вспомним эти правила.

 

 

Лесная Фея:

- Нам надо расколдовать лес. Для этого, давайте выполним упражнение "Дерево".

Встаем, закрываем глаза. Дыхание спокойное и ровное. Расслабьте мышцы лба так, чтобы он стал гладким, словно поверхность зеркального озера. Расслабьте щеки, губы, всё лицо.

Теперь представьте в своем воображении дерево то, которое вам больше всего нра-вится. Это дерево - вы. Ваши ноги - это мощные корни, глубоко уходящие в землю и вытягивающие из её недр природные соки. Ствол крепкий, могучий, ровный. Это ваш позвоночник. Ваши руки - это часть ветвей дерева. Шумит ветер или ревет буря - дерево только раскачивается, не подаваясь натиску стихий. Корни крепко держат ствол, не прекращается работа - полезные вещества, соки доставляются в каждую клеточку, листочек, иголочку. На дереве много переплетающихся между собой ветвей. Листья, еле слышно, перешептываются между собой. Иногда листья поют хором нежную, плавную мелодию под звуки ветерка. Мелодия листьев успокаивает вас. Вы открываете глаза. Вы - человек. Вы "здесь и сейчас" Вы настроены на результативную работу.

Лесная Фея:

- Ребята, что вы видели, слышали, ощущали во время расслабления?

- Молодцы ребята. А теперь нам предстоит вернуть в лес животных. Для этого нам нужно выполнить два задания.

Представьте, что мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Прислушайтесь к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь подышим вместе!

Вдох - все делают шаг вперед.Выдох - шаг назад. Вдох - два шага вперед, выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко бьётся его большое сердце. Стук шаг вперед. Стук - шаг назад. Стук - два шага вперед, Стук - два шага назад.

- Молодцы дети! Оживили лесных друзей.

Сейчас мы узнаем, кто вернулся к нам в лес.

Для этого вам необходимо собрать разрезную картинку животного (Приложение № 2)

- Сегодня животные хотели бы пообщаться с человеком. Они хотят сказать что-то очень важное и нужное для нас.

 

- Все животные очень рады встречи с вами, ребята. Они предлагают поиграть с ними в игру "Слон, пальма, крокодил". Все встают в круг. Ведущий называет слова: "Слон, пальма, крокодил", называя при этом имя ребенка. Тот, кого назвали, с помощью соседей, изображает данное животное.

Лесная Фея.

- Кого же нам ещё предстоит вернуть в лес? (звучит звукозапись птичьих голосов). Правильно, птиц! Это голоса наших степей, лесов, гор.

Ребята, продолжите предложения:

Птицы - певцы земли:

Птицы - вестники радости:

Птицы - дети воздуха:

Птицы - дети радуги:

Птицы - верные помощники:

- Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывает человек, когда видит птиц?

- Ребята, в нашей комнате спрятались птицы. Вам необходимо их найти, отгадать загадку, которая есть у каждой птицы, "оживить птиц и отпустить в лес". (Приложение № 3, приложение № 4)

 

- Молодцы, ребята! Перелет птиц в лес состоялся!!!

Лесная Фея (текст релакснастроя)

- Я отдыхаю на лесной поляне. Закрываю глаза: Я в ожидании чуда! (пауза)

Я напрягаю ноги, живот, спину, руки, лицо.

Сильно-сильно: Дышится легко, ровно, глубоко: (пауза)

Лучи солнца пробиваются сквозь густые заросли могучих деревьев и освещают яркую полянку, усеянную разноцветными цветами. Я иду по полянке и нахожу "свой" цветок. Дотрагиваюсь и рассматриваю его. Лепестки цветка нежно обнимают меня. (пауза)

- Какой формы и цвета цветок? Маленький или крупный? Низкий или высокий? Тонкий или толстый стебелёк? Где и рядом с кем он растет: (пауза)

Тело мое расслаблено, мне легко и спокойно. Я ощущаю свежесть и красоту цве-точной поляны. Дышится мне легко, ровно, глубоко: (пауза)

Открываю глаза. Я "здесь и сейчас".

А сейчас с помощью пластилина, мы "оживим" и вернем в лес его красоту и нежность - цветы

Лесная Фея:

- Дети, взгляните, над лесом появилась радуга. Это хороший знак. Значит, мы хорошо потрудились, природа благодарит нас за добрые дела. Но мы не расстаемся. Вы нам очень нужны, чтобы вернуть всех обитателей леса в родной дом.

Все встаем, делаем глубокий вдох и представляем, что вместе с этим вдохом взбираемся вверх по радуге, а выдыхая, съезжаем с неё, как с горки.

- Какие упражнения Вам больше всего понравились? Почему?

- Какие трудности вы испытывали?

Педагог задает образы применения модальных слов при рефлексивных высказываниях.

 

 

 

Ребята отвечают хором:

- Привет!

- Привет!

- Привет!

- Привет!

Дети озвучивают:

1. Игру всем вместе начинать!

2. По очереди отвечать, друг друга не перебивать!

3. Активным быть, всё выполнять!

4. По имени всех называть.

5. Друг над другом не смеяться, чаще улыбаться!

Дети проводят визуализацию и идентификацию себя с образом дерева.

 

 

 

 

 

Дети рассказывают о том, что они видели, слышали, ощущали.

Дети выполняют дыхательную и двигательную гимнастику.

 

 

 

 

 

Каждый ребенок собирает разрезную картинку.

 

 

Дети надевают соответствующие маски, высказываются от имени животных

 

 

Дети изображают животных.

Ответ. - Птиц

- Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью

- Каждый год на крыльях приносят весну.

- Они поднима ются выше облаков и гор

- Перья их раскрашены в разные цвета.

- Защищают сады и огороды от вредителей.

Ответы детей:

- Радость

- Восхищение

- Спокойствие

- Признательность

- Благодарность

Дети находят спрятанных в комнате птиц, отгадывают загадки, надувают воздушный шарик, и "отпускают птиц в лес". (под звукозапись "Колыбельные природы")

Дети релаксируют и визуализируют данные образы

 

Ребята из пластилина лепят цветы и создают на классной доске цветочную поляну.

Упражнение дети повторяют 3 раза с закрытыми и открытыми глазами

 

Дети обмениваются впечатлениями в группах и прощаются друг с другом.