Логопедическое занятие в начальной школе "Автоматизация звука [л] в словах, предложениях и связных текстах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучение правильному произношению звука [л].
  • Развитие артикуляционного аппарата.
  • Формирование фонематического слуха.
  • Обогащение словарного запаса по теме "Домашние животные".

Оборудование:

  • индивидуальные зеркала,
  • картинки с изображением животных,
  • фишки,
  • мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовёт правильно любое слово со звуком [л].

II. Основная часть.

1. Объявление темы.

- Сегодня мы будем продолжать учиться правильно проговаривать звук [л] в словах, предложениях и связных текстах.

2. Задание для развития пальцев рук.

(Бельевой прищепкой поочерёдно "кусаем" ногтевые фаланги, от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После

1-го двустишья - смена рук). [ 1 ]

3. Артикуляционная гимнастика.

- Какие упражнения помогли вам научится правильно произносить звук [л]?

Выполните эти упражнения перед зеркалом.

  • "Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  • "Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • "Иголочка". Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
  • "Качели". Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к верхним и нижним резцам.
  • "Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.
  • "Индюк". Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не услышим бл-бл (как индюк болбочет).
  • "Пароход гудит". Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].
  • "Самолёт гудит". Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука

[ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.

4. Артикуляционный уклад и характеристика звука [л].

- А теперь вспомним правильное положение органов речевого аппарата при произнесении звука [л]:

  • губы раскрыты;
  • зубы незначительно разомкнуты;
  • кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твёрдого нёба;
  • воздушная струя тёплая.

- Дать характеристику звуку [л]. (Согласный, звонкий, твёрдый.)

  • Какой ещё есть звук похожий на звук [л]? (Звук [л`].)
  • Какой буквой на письме обозначаются звуки [л] и [л`]? (Буквой Л.)
  • На что похожа буква Л? (Лестница, циркуль, крыша дома и т.д.)

5. Формирование фонематического слуха.

Игра "Твёрдый-мягкий".

а) - Я показываю картинки, а вы поднимаете сигналы. Если в названии картинки есть мягкий звук [л`] - поднимаете зелёную фишку, если твёрдый звук [л] - поднимаете синюю фишку. Если нет данных звуков - белую фишку.

Лошадь, верблюд, осёл, кролик, слон, олень, корова, собака, свинья, волк, лиса, лось, лев.

б) - Назовите все предметы на картинках одним словом. (Животные.)

Каких животных больше - диких или домашних? (Домашних.) (Убираются картинки волка, лисы, лося, льва.)

Сегодня мы будем работать только с домашними животными.

Расставьте картинки в 3 колонки под карточками Л, Л`, s .

(Работа выполняется у доски)

Л Л` s
Лошадь Верблюд Корова
Осёл Кролик Собака
Слон Олень Свинья

(Лошадь ставлю в первую колонку, потому что звук [л] - твёрдый. Верблюд - во вторую, потому что звук [л `] - мягкий. Корова - в третью, потому что нет изучаемых звуков и т.д.)

Составьте предложения со словами первого столбика.

Какую пользу приносят человеку лошадь, осёл, слон? (Данные животные служат живым транспортом.)

6. Согласование числительных с существительными.

Физминутка.

Посчитать слова лошадь, осёл, слон до 10 с мячом.

(Дети передают мяч по кругу или бросают любому, стоящему напротив,

проговаривая : "Одна лошадь, две лошади, три лошади, четыре лошади,

пять лошадей и т. д.".).

7. Проверка домашнего задания.

Расскажите стихотворения, которые я вас попросила выучить.

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.

Головой кивает слон -
Он слонихе шлёт поклон.
Спит в углу моя слониха,
Двое маленьких слонят
Спать давным-давно хотят.

Заяц белый, заяц белый!
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
- Я не бегал, я скакал!

8. Уточнение словарного запаса по теме: "Домашние животные".

  • Скажите, какое стихотворение не подходит к нашей теме? (Про зайца, тема "Домашние животные", а заяц - дикий.)
  • Каких ещё домашних животных вы знаете? (Баран, коза, кошка, овца и т.д.)
  • Какие из домашних животных могут быть и домашними и дикими? (Олень, слон и т.д.)
  • Назовите животных, которые проживают на севере, в тёплых странах и в средней полосе нашей страны. (Юг - верблюд, слон, осёл; север - олень; ср. полоса - лошадь, кролик и т.д.)
  • Чем любят питаться перечисленные животные? (Травой.)
  • Значит, какие это животные? (Травоядные.)
  • А какие ещё бывают? (Хищные.)
  • Почему их называют хищными? (Питаются другими животными.)
  • Практически все домашние животные травоядные. (Искл: кошка, собака.)
  • Какую пользу приносят домашние животные человеку? (Продукты питания: мясо, молоко; одежда: мех, шерсть; транспорт: слон, верблюд, олень, лошадь, осел; охрана: собака, кошка.)

III. Домашнее задание.

(Детям раздаются индивидуальные карточки-картинки с птицами.)

  • Рассмотрите картинки и назовите их одним словом. (Птицы.)
  • Прочитайте название каждой птицы сначала про себя, а потом вслух: галка, ласточка, сокол, соловей, голубь, щегол, иволга, дятел.
  • Дома выучить название птиц и посчитать каждую птицу до 10.

IV. Итог.

  • Какую тему сегодня закрепили?
  • Что понравилось на занятии?
  • С кем познакомились?
  • Какие животные называются домашними?

Литература.

  1. О.И. Крупенчук "Научите меня говорить правильно".