Урок здоровья по теме "Зуб – живой орган" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Сформировать понятие о строении зубов, наличии у человека временных и постоянных зубов и их естественной смене.

1. Введение в урок. Повторение

1) Выполняем упражнения “Для чего нужны зубы”, “Что есть во рту”.

2) Как вы думаете, на самом ли деле зуб – живой орган?

Слушаем версии детей. Создаем ситуацию успеха у детей.

Разрыв – от знания переходим в поиск, что же мы не знаем.

2. Какие виды зубов, их функции вы знаете?

Поговорим о зубах, и вы узнаете, живой ли орган зуб.

Упражнение 1 “Ткани зубов”.

Материалы: Схема строения зуба: красный, желтый, коричневый, голубой карандаши.

1) Ткани зубов, их расположение и функции, временные и постоянные зубы, их строение.

Виды зубов и их функции.

Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части полости рта расположены резцы – зубы с режущим краем, которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки – конусовидные зубы, предназначенные для отрывания кусочков пищи. Далее располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные. У них есть жевательная поверхность, и они имеют более одного корня. На жевательной поверхности таких зубов имеются углубления, называемые фиссурами. Эти зубы измельчают и перемалывают пищу.

Временные и постоянные зубы.

У человека два комплекта зубов:

– временные зубы – их 20

– постоянные зубы – от 28 до 32.

Временные зубы играют важную роль в развитии постоянных зубов:

– они сохраняют пространство для них

– направляют их рост.

По своему строению временные зубы схожи с постоянными. Однако от постоянных они отличаются меньшими размерами и беловато-голубоватым цветом. Поэтому их часто называют молочными.

Когда ребенок рождается, в челюстях имеются зачатки всех временных и 16 постоянных зубов. Зачатки же остальных постоянных зубов формируются в первые годы жизни. В возрасте 3 лет ребенок имеет зачатки всех постоянных зубов, которые располагаются в челюстях над корнями временных зубов на верхней челюсти и под корнями временных зубов на нижней челюсти.

Временные зубы начинают прорезываться в возрасте 6 месяцев. Сначала, как правило, появляются нижние резцы. К 2,5–3 годам у ребенка должны прорезаться все 20 временных зубов.

В возрасте 5–6 лет у ребенка появляются первые постоянные зубы – шестые. Эти зубы прорезаются на свободном месте позади временных зубов, поэтому их часто принимают за временные.

С 6 до 12 лет временные зубы меняются на постоянные. Когда постоянные зубы готовы к росту, корни временных зубов растворяются и временные зубы выпадают. Тогда у постоянных появляется возможность занять освободившееся место. Этот процесс происходит в строго определенной последовательности, парно и своевременно. Сначала меняются нижние резцы, затем резцы верхней челюсти и так далее.

К 12–14 годам у человека должны прорезаться постоянные зубы за исключением “зубов мудрости”. “Зубы мудрости” появляются в средней от 16 до 25 лет.

2) Работа по схеме строения зуба.

Раскраска: красный – пульпа, желтый – дентин, коричневый – корень, голубой – эмаль.

Упражнение 2 “Когда выпадает зуб”.

1) В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.

– Что же вы делаете с выпавшим зубом? Когда у вас выпал первый зуб (слушаем детей) и что вы чувствовали при этом?

2) Традиции, связанные с выпадением зубов, опыт, который приобрели дети (выполнение рисунков).

3) Обсуждение рисунков детей “Обычаи, связанные с выпадением зубов”.

Беседа. Слушаем рассказы детей, готовивших дома информации.

Испанские обычаи. Обычная история, связанная с выпадением зубов у маленьких детей, такова: маленький мышонок Ратонсито уносит зуб и приносит ребенку деньги. Обычай таков: дети кладут вечером свой зуб под подушку, ночью приходит мышонок и приносит ребенку деньги или поджарок. В некоторых странах (Испания, Колумбия) мышонка зовут Ратонсито Перес или господин мышонок Перес.

Другой обычай: надо забросить зуб на крышу дома и рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, взять зуб и принести ребенку новый. Стишок звучит так: “Маленький мышонок, маленький мышонок, возьми зуб и дай мне новый”. (Считают, что временный зуб должен принадлежать мышонку, потому что он хрупкий и не постоянный, и мышонок принесет взамен постоянный зуб).

Корейский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает зуб на крышу и говорит: “Черная птица, черная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый”. (Черная птица символизирует удачу).

Китайский обычай. У некоторых китайских детей существует следующий обычай: если ребенок теряет верхний зуб, то он бросает его на крышу, если нижний – под кровать. Делая это, ребенок надеется получить новый зуб.

Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух (или на крышу) и кричит: “Превратись в зуб Они”. Они – японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.

Японский и индонезийский обычаи. Обычай похож на китайский. Разница в том, что здесь делают наоборот: если выпадает нижний зуб, то его бросают на крышу, если верхний – под кровать или под крыльцо.

Упражнение 3

Материал: зеркала.

– Что происходит после выпадения зуба? (на его месте растет новый зуб).

– Это постоянный зуб, который будет служить вам всю жизнь. Смена зубов – это естественный процесс.

2) Работа с зеркалами.

– При помощи зеркала рассмотрите у себя временные и постоянные зубы.

– Чем они отличаются? (Постоянные зубы больше по размеру, временные в отличие от постоянных имеют бело-голубой цвет).

– А теперь, посчитайте количество временных и постоянных зубов, расскажите, сколько у человека временных и постоянных зубов.

3. Рефлексия

Что же нового для себя узнали вы на уроке, к каким выводам пришли, что еще хотите узнать. (Ответы детей, определение темы следующего урока).