Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, условия (на материале русских и балкарских пословиц и стихотворений балкарского поэта К.Кулиева) (9-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


УЭ–0 Интегрирующие цели:

Дать понятие о придаточных условия, причины, цели; научить отличать их от других видов придаточных; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; знакомство с русскими и балкарскими пословицами; нравственное воспитание учащихся.

Умеет выбрать истинный стрелок
Мгновение, чтобы спустить курок,
И золотом зовется не молчание,
А мудрость слова, сказанного в срок.
К. Кулиев

УЭ–1. Вводный контроль.

Цель: Определить уровень знаний по теме “Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных”.

  1. Запишите число, тему урока “Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, условия”. Слово учителя. По ходу урока мы допишем тему урока. Большой нравственный потенциал заключен в пословицах. Их использование продемонстрируем на материале данного урока.
  2. Подготовьтесь к графическому диктанту: по ходу чтения предложений (проецирования на экране) составьте их схемы, отражающие и объясняющие знаки препинания. Определите вид придаточного.

Графический диктант.

  • Помните, что наука требует от человека всей его жизни.
  • Где тонко, там и рвется.
  • Кто смел, тот и съел.
  • В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов.
  • Недаром говорится, что дело мастера боится.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Куда река пошла, там и русло будет.
  • Учиться нужно так, словно завтра наступит конец света.
  • Не говори то, что не знаешь.
  1. Оценочные листы (Приложение 1) лежат на партах. Оцените свою работу в баллах (за каждый правильный ответ 1 балл).

УЭ–2. Цели: Показать особенности СПП с придаточными условия.

Запись и разбор предложения: Если считаешь себя человеком, пусть твои слова с делом не расходятся. (балкарская пословица).

По ходу учащиеся заполняют таблицу

Вид придаточного Вопрос Союзы К какому слову относится

– Что обозначает придаточное? (При каком условии происходит действие.) Учащиеся и учитель дописывают тему урока.

– С помощью каких союзов присоединяются? (если, если бы, ежели, коль, раз).

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

– Какие еще пословицы с придаточными условия вы можете назвать?

Не на пользу книги читать, коли только вершки с них хватать.
Если будешь много говорить, много будешь слышать.
Ежели встретился с плохим человеком, отрежь подол и уходи (балк. пословица).

УЭ–3. Цели: показать особенности СПП с придаточными причины.

Записываются союзы: потому что, так как, оттого что, из–за того что, благодаря тому что.

Не завидуйте никому, ибо это смертный грех.

– Что обозначает придаточное? На какой вопрос отвечает? С помощью каких союзов присоединяется?

Учащиеся заполняют таблицу и дописывают тему урока.

– Как вы считаете, почему зависть смертный грех?

– Знаете ли вы остальные шесть смертных грехов?

Определите стилистическую окраску союза ибо.

Перестройте пословицу в предложение с придаточным причины: Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

УЭ–4. Цели: показать особенности СПП с придаточными цели.

1. Запись союзов: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
Чтобы изменить судьбу надо измениться самому.
Для того, чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду.

Дописывание темы урока и чтение полностью.

2. Отличие союзов от омонимичных слов.

Отличите союз от омонимичного члена предложения. Оцените работу по следующим критериям:

0 ошибок – 5
2 ошибки – 3
3 ошибки – 1

  • Звони, поп, в колокол, чтобы попадья не спала.
  • Дочка, тебе говорю, чтобы слышала сноха (балк. пословица).
  • Оттого овцы целы, что пастух не дремал.
  • Река берет начало от того места, где родник начинается.
  • Что бы ни спросили, обо всем он мог рассказать.
  • Меньше говори, чтобы больше услышать.

Найдите две синонимичные пословицы и объясните их смысл.

3. Групповая работа (3 группы)

Используя таблицу, каждая группа устно рассказывает об одном из видов придаточных, пройденных на данном уроке. Вид придаточного определит жеребьевка. Совместное выставление оценок по пятибалльной системе.

УЭ–5. Цели: определить условия постановки знаков препинания. Для этого следует проанализировать предложения и сделать вывод.

– Когда между предикативными частями сложноподчиненного предложения ставится запятая, а когда переносится?

– Отразите вывод в таблице.

Предложения для анализа:

  • Коль без дела жить, только небо коптить.
  • Спина не устанет, если косить языком.
  • Сосед спать не дает, потому что хорошо живет.
  • Сосед спать не дает потому, что хорошо живет.
  • Телега запела оттого, что давно дегтя не ела.
  • Телега запела, оттого что давно дегтя не ела.

Сложноподчиненное предложение.

Запятая ставится Запятая переносится
1. (коль), [ ]

2. [ ], (если…)

между частями сложноподчиненного предложения ставится запятая.

[], составной союз ( ).

[оттого} , составной союз ( ).

При наличии составного подчинительного союза запятая ставится по интонации.

– Какие нравственные вопросы поднимаются в исследованных пословицах? Какие еще пословицы о труде вы можете назвать?

УЭ–6 Закрепление изученного.

– Мы с вами рассмотрели СПП с придаточными условия, цели, причины, учились расставлять знаки препинания. Проверьте свои умения на практике. На экране стихи балкарского поэта, мыслителя, гуманиста, философа К. Кулиева. Прочтите их, определите вид придаточных, расставьте знаки препинания.

Таких на свете нету островов
Где горе человека не тревожит.
Огонь который лижет чей–то кров
И твоего коснуться крова может.

Нет мест где горе не простерло крыл.
Твой дом – не остров в водах полуденных,
Но если б даже островом он был,
Нет островов, от бури защищенных.

Когда в селенье чей-то дом в дыму,
Не верь что все счастливо обойдется.
Не пожелай пожара никому
Ибо и стен твоих огонь коснется!

Подведение итогов урока.

– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

– На какие темы рассмотрели пословицы? Сосчитайте количество баллов, полученных на уроке.

Учащиеся считают баллы по оценочному листу и в зависимости от их количества помещают свое имя на пьедестале:

29–25 баллов – 1 место “5”
24–20 баллов – 2 место “4”
19–15 баллов – 3 место “3”

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение по четверостишию К. Кулиева:

Будь славен горец тот, тот мудрый человек,
Который хоть одну пословицу изрек,
Такою обладал он остротой ума,
Что я – лишь ученик, хоть сочинил тома.

Используйте сложноподчиненные предложения разных видов.