Игра "Поле физических чудес" по теме "Великие ученые"

Разделы: Физика, Внеклассная работа

Ведущий: Добрый вечер! Дорогие ученики и гости нашего вечера участником может стать любой из Вас, присутствующих на нашем вечере, единственная преграда - это нужно ответить правильно на один из вопросов отборочного тура. На нашем "Поле физических чудес" вы узнаете о жизни выдающихся физиков. Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в этом зале было доброе, веселое, прекрасное настроение. Успехов Вам всем в игре.

Правила игры.. Если участник отгадывает три буквы подряд, то может выбрать одну из предложенных шкатулок: одна - пустая, в другой - приз. Если выпал сектор "П" (приз), то в зал вносят ящик с призом. Сектор "+" дает возможность открыть любую букву; сектор "Б" - банкрот и сектора с числами 5, 10, 15, 20 и 25. Победитель выбирает себе подарок из предоставленного списка призов на выигранную сумму. Оставшиеся призы раздаются участникам за участие на память о игре. Это могут быть - книги, наборы ручек, блокноты, записные книжки. (в зависимости от спонсора). В игре принимают участие три группы по три игрока.

Задание первой тройке.

(8.2.1700 - 17.3.1782) - математик и физик, один из представителей известной династии. Родился в Гронингене. Окончил Базельский университет (1716). В 1725 - 1733 работал в Петербургской АН, занимаясь сначала физиологией, с 1930 руководил кафедрой чистой математики. В 1733 возвратился в Базель, где возглавил вначале кафедру анатомии и ботаники, а с 1750 - кафедру опытной физики. Однако с Петербургской АН поддерживал тесные связи, оставаясь её почётным членом и публикуя в её изданиях часть своих работ.

Основная его физическая работа - "Гидродинамика", изданная в 1738 в Страсбурге (писать её он начал ещё в Петербурге в 1728 - 1729), содержит физические основы механики жидкости. В этом сочинении он впервые вводит понятие работы ("абсолютной потенции"), пользуется понятием коэффициента полезного действия (не определяя, правда, его явно), формулирует известное уравнение стационарного движения идеальной жидкости, представляющее собой по сути частный случай закона сохранения механической энергии, излагает идеи кинетической теории газов. Наряду с Л. Эйлером является создателем теоретической гидродинамики.

Придерживался гипотезы, что теплота является движением мелких частиц тела. Исходя из гипотезы молекулярного строения материи, первый дал теоретическое объяснение закона Бойля - Мариотта. В 1760 с помощью сконструированного им электрометра пришёл к выводу, что сила взаимодействия электрических зарядов обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Придал (1743) магнитам подковообразную форму.

Почётный член Берлинской и Парижской (1748) АН, Лондонского королевского общества (1750). [Бернулли Даниил]

Пауза 1. (игра со зрителями)

1. В какой стране одновременно бывает и яркий день, и глубокая ночь?

(Ответ. В России)

2. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет. Он говорить не умеет.)

3. Какая планета самая большая? (Юпитер)

4. В каких единицах (в СИ) измеряется плотность пуха? (В кг/м?.)

5. Общее название двенадцати созвездий? (Зодиак.)

6. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)

Задание второй тройке.

(24.12.1818-11.10.1889) - английский физик, один из первооткрывателей закона сохранения энергии, член Лондонского королевского общества (1850). Родился в Солфорде. Получил домашнее образование. Первые уроки по физике ему давал Дж. Дальтон, под влиянием которого он начал свои экспериментальные исследования.

Работы посвящены электромагнетизму, теплоте, кинетической теории газов. Установил в 1841 зависимость количества тепла, выделяемого в проводнике при прохождении через него электрического тока, от величины тока и сопротивления проводника. В 1843 экспериментально доказал, что теплоту можно получить за счёт механической работы, и вы -числил механический эквивалент теплоты, дав тем самым опытное доказательство закона сохранения энергии. Исследовал тепловые явления при сжатии и расширении газа, в частности опытом с расширением разреженного газа показал, что внутренняя энергия идеального газа не зависит от его объёма (1845). Совместно с У. Томсоном открыл в 1853 - 1854 явление охлаждения газа при его медленном стационарном адиабатическом протекании через пористую перегородку. Построил термодинамическую температурную шкалу, теоретически определил теплоёмкость некоторых газов. Теплоту рассматривал как движение частиц. Вычислил скорость движения молекул газа и установил её зависимость от температуры, давление газа считал результатом ударов частиц этого газа о стенки сосуда (1848). Открыл явление магнитного насыщения ферромагнетиков (1840) и магнитострикцию (1842). (Джоуль Джеймс Прескотт).

Пауза 2.(игра со зрителями)

1. За счет какой энергии летит камушек при стрельбе с помощью резинки? (Потенциальной.)

2 . В какой стране родился и жил Джоуль? (В Англии.)

3. Кто доказал, что воздух - это смесь газов? (Лавуазье.)

4. Самая легкая в мире древесина? (Дерево бальзы, ее плотность 100-120 кг/м?)

5. Кто выдвинул идею создания геликоптера - по-современному, вертолета? (Леонардо да Винчи.)

Задание третьей тройке.

(15. 10. 1608 - 25. 10. 1647) - итальянский физик и математик. Родился в Фаэнце. Учился в Риме у Б. Кастелли, друга и ученика Г.Галилея. В 1641 переехал в Арчетри, где помогал Галилею. В1642 стал придворным математиком герцога Тосканского и профессором математики и физики Флорентийского университета.

Основные физические работы в области пневматики и механики. В 1643 открыл атмосферное давление, нанеся удар сложившемуся мнению о том, что "природа боится пустоты". Изобрёл ртутный барометр (1644). Важен был и сам факт "получения" пустоты, или вакуума, так как после его "пустота" стала объектом исследований, что в конце концов привело к её практическому использованию, в частности в воздушном насосе. Усовершенствовал воздушный телескоп Галилея, переделав его в спиртовой термометр. Первый объяснил ветер вариациями атмосферного давления.

В трактате "О движении свободно падающих и брошенных тяжёлых тел" (1641) доказал постулат о равенстве скоростей тяжёлых тел, падающих по наклонным плоскостям одинаковой высоты (не зная, что это уже сделал Галилей), установил параболический характер траектории движения тел, брошенных под произвольным углом к горизонту, другие хорошо известные теперь теоремы баллистики. Сформулировал (1641) закон вытекания жидкости из отверстий сосуда и вывел формулу для определения скорости вытекания. Достиг совершенства в конструировании микроскопов и шлифовании линз телескопов. (Торричелли Эванджелиста).

Пауза 3.(игра со зрителями)

1. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой? (Их массы одинаковы.)

2. Кто открыл фотоэффект? (Г. Герц.)

3. Какой синоним словосочетания "поваренная соль"? (Хлористый натрий)

4. Как называется химический элемент, который нашли сначала на Солнце, а потом на Земле? (Гелий.)

5. Кто в России изобрел трансформатор? (П. Н. Яблочков)

6. Кому принадлежат слова "Знание - сила"? (Английскому философу Фрэнсису Бэкону.)

Финальная игра.

Задание финалистам.

(20.11.1602-11.5.1686) - немецкий физик. Р. в Магдебурге. В1617-1623 учился в Лейпицигсском, Гельмштадском, Йенском и Лейденском университетах. В 1646-1678 - бургомистр Магдебурга.

Изобрел 1641 воздушный насос и, усовершенствовав его, осуществил ряд опытов: продемонстрировал в 1654 существование давления воздуха (опыт с "магдебургскими полушариями"), доказал его упругость, определил плотность. Выяснил, что воздух является проводником звука, в пустоте звук не распространяется и т. п. Около 1660 года он построил одну из первых электростатических машин. Это был шар, который мог вращаться вокруг железного стержня как вокруг оси. Вращая шар и натирая его ладонями, он тем самым электризовал его. С помощью этого прибора изучал электрические явления, в частности обнаружил явление электрического отталкивания, электризацию через влияние и электрическое свечение (наблюдал в темноте свечение наэлектролизованного серного шара). Построил также первый водяной барометр (1657) и использовал его для предсказания погоды, изобрел гигрометр, построил воздушный термометр, манометр (не позже 1662). (Отто фон Герике)

Суперигра.

Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечён.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Просили столетий вереницы,
Научный подвиг не забыт
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.

Формула S = V P(P - a)(P - b)(P - c) называют формулой Герона. Она позволяет вычислить площадь любого треугольника, если известны его стороны. Но в действительности первым доказал её другой великий математик древности, который погиб от меча римского солдата, горда воскликнул: "Отойди, отойди не трогай моих чертежей!"

(Архимед)

Послесловие: Архимед - греческий учёный, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны: спираль Архимеда, закон Архимеда, аксиома Архимеда и т. д. - Осталось имя Архимеда и в физике: закон Архимеда, винт Архимеда. Крылатой стала его фраза: "Дайте мне точку опоры и я переверну Землю!"

Подведение итогов игры.

Определяются победители среди болельщиков.

Резервное задание.

Каждая область знаний - физика, химия, биология, социология, лингвистика, геодезия и т.д. - имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи этих объектов. Как называется "связь" в математике?

Подсказка. Синонимы этого термина: соответственно, отображение, преобразование и т.д.

(Функция)